Цель: преодоление трудностей в обучении.
Задачи:
- Развитие основных психических процессов;
- Активизация знаний по базовым учебным предметам;
- Совершенствование навыков самоконтроля;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Повышение самооценки.
Виды работ: выполнение заданий, конструирование, работа с компьютером.
Оборудование:
- Бланки с заданиями (раздаточный материал);
- Комплекты кубиков Никитина;
- Диски с развивающими упражнениями центра “Адалин”;
Содержание занятия:
I. Организационный момент (проверка правильности посадки учащихся за партами).
II. Разминка.
Вопросы:
- Назовите 6-й месяц года?
- Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на “Й”?
- Назовите 4-ю букву алфавита?
- Женщина, у которой есть внуки?
- Домик для собаки?
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
- Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
- Гриб в горошек?
III. Выполнение заданий
1. Дидактическая игра “В зоопарке”.
Цель: закрепление приемов сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.
На доске изображение зоопарка (без стрелок).
Рис. 1
Содержание: “Два ученика в воскресенье отправились в зоопарк. После путешествия по зоопарку они сочинили интересную игру. Они зашифровали свой путь от клетки к клетке примером. Ответ примера и номер одной из клеток совпадают. Они начали свое путешествие от билетной кассы, которая зашифрована двумя примерами, определяющими направление движения каждого ученика. У одной из клеток ученики встретились. Необходимо определись, где это произошло. Направление движения каждого ученика надо обозначить стрелками”.
Учащиеся двух команд поочередно выходят к доске. Они, решив пример правильно, показывают стрелкой путь движения каждого ученика и место их встречи.
Выигрывает так команда, которая не допускает ошибок при определении маршрута по зоопарку.
2. “Найди 15 отличий”
Цель: развитие внимания, темпа деятельности.
Необходимо найти и обвести найденные отличия на 2-м рисунке.
Рис. 2
Перекрестная проверка учащимися работ друг друга.
3. Запомни и воспроизведи.
Цель: развитие зрительной памяти.
Учащиеся смотрят на предъявленные геометрические фигуры в течение 15 секунд и запоминают их (1 предъявление).
Рис. 3
Для лучшего запоминания отвечают на вопросы:
- Какие геометрические фигуры представлены в задании?
- Какие цифры использованы в фигурах?
- Чему равна сумма чисел на рисунке?
- Какого цвета была та или иная геометрическая фигура?
Учащимся второй раз предъявляются для запоминания фигуры на время 5 секунд. Они получают задание воспроизвести у себя на бланке все, что увидели на рисунке.
4. Сравнение.
Цель: обучить операции сравнения, развитие речи.
- Чем отличаются понятия “рассказ”, “стихотворение”?
- Чем похожи слова “число”, “весло”, “кресло”?
- Сравните понятия “альбом”, “тетрадь”.
5. “Зашифрованное слово”.
Цель: развить у учащихся мыслительные операции анализа и синтеза, активизировать знания из курса русского языка.
Учащимся необходимо составить слово:
- Из первых слогов данных слов
баран
рана
банка - Из последних слогов данных слов
полоса
письмо
вертолет
Учащийся записывает полученное слово на доске, а другие дети показывают согласны или нет (знаком “+” из пальцев рук выражают свое согласие, знаком “-” свое несогласие.
6. “Слова из половинок”.
Цель: развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения.
Необходимо составить новые слова, образованные из данных половинок.
де | ток |
цве | ник |
поч | ток |
кустар | рево |
лепес | ва |
7. Конструирование.
Цель: развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, оперативного планирования, целеполагания.
Учащиеся создают узоры из кубиков комплекта Никитина в соответствии с предложенным образцом.
Рис. 4
Работа в парах. Ознакомление с результатом работы товарищей.
8. Работа с компьютером.
Цель: развитие основных психических процессов, активизация навыков работы с компьютером.
Учащиеся выполняют задания на развитие памяти внимания, мышления, представленные в формате flash-анимации.
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Учащимся задается вопрос: “Какое задание понравилось больше всего?”
Предлагается оценить занятие в целом с помощи смайликов: (с улыбкой – понравилось, с нейтральным выражением – оставило равнодушным, с грустным выражением – не понравилось).
Рис. 5
Использованная литература:
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания Книга 3. – М.: РОСТ, Скрин, 198.
- Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. Составитель Н. Пшеничная.
- Коррекционно-развивающие занятия. 3–4 классы. Составитель Тукачева С.И. – Волгоград: ООО “Экстремум”, 2004.
- Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, Академия развития, 2007.
- Развивающие методики для детей 7–9 лет психологического центра “Адалин”.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.