План-конспект группового коррекционно-развивающего занятия с психологом. 2-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 2


Цель: преодоление трудностей в обучении.

Задачи:

  • Развитие основных психических процессов;
  • Активизация знаний по базовым учебным предметам;
  • Совершенствование навыков самоконтроля;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Повышение самооценки.

Виды работ: выполнение заданий, конструирование, работа с компьютером.

Оборудование:

  • Бланки с заданиями (раздаточный материал);
  • Комплекты кубиков Никитина;
  • Диски с развивающими упражнениями центра “Адалин”;

Содержание занятия:

I. Организационный момент (проверка правильности посадки учащихся за партами).

II. Разминка.

Вопросы:

  • Назовите 6-й месяц года?
  • Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на “Й”?
  • Назовите 4-ю букву алфавита?
  • Женщина, у которой есть внуки?
  • Домик для собаки?
  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
  • Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
  • Гриб в горошек?

III. Выполнение заданий

1. Дидактическая игра “В зоопарке”.

Цель: закрепление приемов сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

На доске изображение зоопарка (без стрелок).


Рис. 1

Содержание: “Два ученика в воскресенье отправились в зоопарк. После путешествия по зоопарку они сочинили интересную игру. Они зашифровали свой путь от клетки к клетке примером. Ответ примера и номер одной из клеток совпадают. Они начали свое путешествие от билетной кассы, которая зашифрована двумя примерами, определяющими направление движения каждого ученика. У одной из клеток ученики встретились. Необходимо определись, где это произошло. Направление движения каждого ученика надо обозначить стрелками”.

Учащиеся двух команд поочередно выходят к доске. Они, решив пример правильно, показывают стрелкой путь движения каждого ученика и место их встречи.

Выигрывает так команда, которая не допускает ошибок при определении маршрута по зоопарку.

2. “Найди 15 отличий”

Цель: развитие внимания, темпа деятельности.

Необходимо найти и обвести найденные отличия на 2-м рисунке.


Рис. 2

Перекрестная проверка учащимися работ друг друга.

3. Запомни и воспроизведи.

Цель: развитие зрительной памяти.

Учащиеся смотрят на предъявленные геометрические фигуры в течение 15 секунд и запоминают их (1 предъявление).


Рис. 3

Для лучшего запоминания отвечают на вопросы:

  1. Какие геометрические фигуры представлены в задании?
  2. Какие цифры использованы в фигурах?
  3. Чему равна сумма чисел на рисунке?
  4. Какого цвета была та или иная геометрическая фигура?

Учащимся второй раз предъявляются для запоминания фигуры на время 5 секунд. Они получают задание воспроизвести у себя на бланке все, что увидели на рисунке.

4. Сравнение.

Цель: обучить операции сравнения, развитие речи.

  • Чем отличаются понятия “рассказ”, “стихотворение”?
  • Чем похожи слова “число”, “весло”, “кресло”?
  • Сравните понятия “альбом”, “тетрадь”.

5. “Зашифрованное слово”.

Цель: развить у учащихся мыслительные операции анализа и синтеза, активизировать знания из курса русского языка.

Учащимся необходимо составить слово:

  • Из первых слогов данных слов
    баран
    рана
    банка
  • Из последних слогов данных слов
    полоса
    письмо
    вертолет

Учащийся записывает полученное слово на доске, а другие дети показывают согласны или нет (знаком “+” из пальцев рук выражают свое согласие, знаком “-” свое несогласие.

6. “Слова из половинок”.

Цель: развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения.

Необходимо составить новые слова, образованные из данных половинок.

де ток
цве ник
поч ток
кустар рево
лепес ва

7. Конструирование.

Цель: развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, оперативного планирования, целеполагания.

Учащиеся создают узоры из кубиков комплекта Никитина в соответствии с предложенным образцом.


Рис. 4

  Работа в парах. Ознакомление с результатом работы товарищей.

8. Работа с компьютером.

Цель: развитие основных психических процессов, активизация навыков работы с компьютером.

Учащиеся выполняют задания на развитие памяти внимания, мышления, представленные в формате flash-анимации.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Учащимся задается вопрос: “Какое задание понравилось больше всего?”

Предлагается оценить занятие в целом с помощи смайликов: (с улыбкой – понравилось, с нейтральным выражением – оставило равнодушным, с грустным выражением – не понравилось).


Рис. 5

 

Использованная литература:

  1. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания Книга 3. – М.: РОСТ, Скрин, 198.
  2. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. Составитель Н. Пшеничная.
  3. Коррекционно-развивающие занятия. 3–4 классы. Составитель Тукачева С.И. – Волгоград: ООО “Экстремум”, 2004.
  4. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, Академия развития, 2007.
  5. Развивающие методики для детей 7–9 лет психологического центра “Адалин”.
  6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2007.