Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"

Разделы: История и обществознание


Московская Русь стала реальностью,
фактом всемирно-исторического значения.
Л.Н.Гумилев

Цель урока:

  • познакомить учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ей значением;
  • продолжить формировать навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом ;
  • воспитывать уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого.

Оборудование:

Приложение № 1 (1380 год. Слово о поле Куликовом.” Н.Кончаловская).
Приложение № 2 (Куликовская битва. К. Сергиенко).
Приложение № 4.
Приложение № 3 (отрывки из летописи).
Приложение № 5 (сведения историков).
Учебник :.Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России С древнейших времен до конца XVI века.-М.:Просвещение,2009, С.154-155.
Презентация к уроку: портрет Дмитрия Донского, схема битвы, иллюстрация битвы, картина “Поединок Челубея и Пересвета”, поле Куликово (картина и современная фотография),портрет Л.Н.Гумилева, одеяние русского воина.

Ход урока

I. Вступительная часть.

Приветствие учителя, название темы урока, эпиграфа. Учащиеся делятся на группы, у каждой свой текст лежит на партах, с которым она будет работать на уроке. Можно дать им названия :историки(с документом),литераторы, летописцы и др.

Учитель: На предыдущих уроках мы приступили к изучению истории России в период Московской Руси. Какие же причины обусловили возвышение Москвы ?

Причины:

  1. Мудрая и ловкая внешняя и внутренняя политика московских князей.
  2. Поддержка Москвы Русской православной церковью (переезд митрополита)
  3. Отсутствие дробления земель из-за малочисленности наследников.

Учитель: Кто встал во главе Московского княжества в 1359 году?

Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты.

Учитель: Что стало основной причиной столкновения тверского княжества и московского? И каков был результат?

Причина заключалась в борьбе за великое княжение, за право на ярлык. Дмитрий Иванович не отдал ярлык и подчинил себе после упорной борьбы Тверь.

Учитель: Пошатнулось положение ханской власти в Руси, ярлык на княжение остался у Дмитрия Ивановича из-за неподчинения воли хана. Но получив ярлык и признание тверского княжества, Дмитрий показал открытое неподчинение власти ханов. Он стал готовиться к схватке с Ордой, западную часть которой возглавил к тому времени Мамай.

На слайде презентации(или учитель зачитывает отрывок).
Летописец пишет: “В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьем или рогатиной, боевым топором или шестопером, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого.”

(Группа 4, Приложение 4 о вооружении воинов.)

II. Основная часть.

Учитель: Обратимся теперь к вашим текстам . Найдите в своих текстах, если это возможно, где сказано о причинах вторжения Мамая на Русские земли?

Той осенью пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всей силой татарской и половецкой, да еще кроме того отряды нанял…Мамай сказал : “Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви Божие спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим”.Это из-за того, что нечестивый люто гневался за своих друзей и любимцев, князей убитых на реке Воже…(Группа 3, Приложение 3.)

Учитель: Что же произошло на реке Воже?

Ученик из группы “исследователи” дает историческую справку (заранее получив задание-пересказ по параграфу18).

На слайде презентации (или учитель зачитывает отрывок).

И поможе Бог великому князю Дмитрею Ивановичи, и победи врагы своя: “татары повергоша копия свои и мечи и побегоша за реку за Вожю, а наши за ними, бьючи их и секучи и колючи, и убиша их множество, а инии в реце утопиша, и посрамлены быше окааинии бесермены.(Троицкая летопись)

Учитель: Итак, в 1378 г на реке Воже.(Вожа – правый приток реки Оки, впадающий в нее недалеко от Рязани.) произошло важное событие. Это было первое в истории большое сражение, выигранное русскими у татар. Для Руси его значение было огромно: оно полностью разрушило веру в непобедимость Орды, показало русским, что ныне у них есть вождь, способный с нею бороться и побеждать, укрепило уверенность в своих силах, потерянную некогда. (Приложение 4.)

Так почему же Мамай двинулся на Русь?

Делается обобщение о причинах и записывается в тетрадь.

  1. Стремился укрепить свое влияние в Орде и господство над русскими землями.
  2. Не смог смириться с поражением и гибелью своих лучших воинов.

Учитель: Продолжаем работать . Итак, нам известно – наступил 1380 г. Мамай двинулся на Русь, предстояло сражение, но Дмитрий Иванович понимал . что ему нужно не допустить соединения войск Мамая с союзниками, о чем докладывали князю.
Что было сделано Дмитрием Ивановичем? Собраны многочисленные силы и выбрано место сражения.
Почему именно это место
? (Группа 4, Приложение 4.)
Князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.
(Группа 3, Приложение 3.)
На слайде презентации – Куликово поле. Учитель несколько слов о выбранном месте сражения. (Если презентация – карта и показать место.)

Далее идет работа с текстами по хронологии событий, изложенных в них, делается сопоставление, анализируется – и вырисовывается картина сражения. Затем для закрепления полученной информации (на слайде презентации или на карте) рассматривается схема боя (после прочтения отрывков) с объяснениями. Это может сделать учитель или хорошо подготовленный ученик, получивший такое задание заранее.

Комментарии для учителя:

Мамай не являлся чингизидом – потомком Чингис-хана, он не мог быть признан ханом и носил титул беклярибека(“князь над князями). Тем не менее за счёт подставных лиц он умудрялся управлять значительной частью Золотой Орды (междуречье Днепра и Волги, Крым. Северный Кавказ) почти 20 лет. Кстати, во время Куликовской битвы официальным правителем орды был хан Тулук-бек (Тюляк). Известный историк Л.Н.Гумилев характеризует Мамая как  “храброго полководца, способного администратора и искусного политика”. (Приложение 5.)

III. Заключительная часть.

Учитель: Сражение было кровопролитным .С обеих сторон потери составили около 200 тысяч воинов. Как сообщается в летописях и документах, восемь дней не уходило русское войско с поля, хоронили мертвых, подбирали раненых. (Иллюстрация.)

Какие строки из ваших текстов подтверждают эти слова?
Стоял такой великий стон, И грянула битва. Блистали клинки.
Шёл бой с такою кровью, Бойцы умирали, стеная.
Что был в багрянец окрашен Дон К земле окровавленной гнулись полки
До самого низовья.
(Группа1, Приложение 1.) Под натиском полчищ Мамая.
(Группа 2, Приложение 2.)

Учитель: :А что свидетельствует об этом летопись?

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки поле на десять верст от множества воинов, и была сеча ожесточенная и великая и бой упорный , сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не было у великих князей русских…Много русских побито было татарами и Русью татар… и падало тело татарское на тело христианское…(Группа 3, Приложение 3.)

Учитель: Какова судьба Мамая?

А сам Мамай, один, на юг
Бежал живым, здоровым,
Но там пришёл ему каюк –
Убит был ханом новым.
Хан звался Тохтамышем,
О нём поздней услышим.
(Группа1, Приложение 1.)

После поражения на Куликовом поле Мамай бежал в южнорусские степи, где начал собирать силы для повторного похода на Русь... Мамай бежал в г. Каффа (Феодосия), где был убит генуэзцами. (Группа 4, Приложение 4.)

Учитель: А был ли смысл таких потерь для Руси?
Давайте с вами подведем итог и перечислим значения этой важнейшей битвы для русских земель.

Работа с учебником: предлагается группам поработать по параграфу учебника (Параграф 18, с.154.) и сформулировать свои ответы, после чего результаты обсуждаются и записываются в тетрадь.

Учитель: А теперь вернитесь ,пожалуйста, к эпиграфу нашего урока и подумайте, что хотел сказать этой фразой историк, философ Л.Н.Гумилев(сын поэтессы А.Ахматовой и поэта Николая Гумилева)?
На презентации слайд или на доске портрет Л.Н.Гумилева.

Учитель:: Насколько важным событием была битва ,мы смогли с вами убедиться.

Спустя время появились на Руси два литературных произведения , посвященные Куликовской битве –“Задонщина” и “Повесть о мамаевом побоище”.Эти произведения написаны на древнерусском языке, но с ними можно познакомиться и в наше время. Текст переведен на современный язык.

На презентации слайд или иллюстрация на доске тексты произведений. А поэт Александр Блок посвятил этому событию следующие строки:

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться , не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опят, опят они кричат…

Но о том времени не забыли и современные потомки, помнят , и в знак уважения и преклонения перед подвигом предков в России в честь 625 годовщины Куликовской битвы была выпущена медаль.

На презентации слайд или иллюстрация на доске – Медаль к 625 годовщине битвы.

IV. Домашнее задание: параграф 18, вопросы к параграфу, сообщения об участниках Куликовской битвы.

Индивидуальное задание: напечатанное на листочках высказывание В.О.Ключевского (по желанию учащихся):“Москва родилась не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле”.

  Литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России С древнейших времен до конца XVI века. – М.:Просвещение, 2009, С. 154–155.
  2. История . 5–9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия/выт. – сост. Т.В.Типаева. –Волгорад:Учитель,2008,С.52-53,69-71.
  3. Первое поле ратной славы.//История., Первое сентября. – 2005. – № 21. – С.14
  4. Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации.– М: Русское слово,2005 г. С. 99–101.

Словарь слов, вызывающих затруднение .

Верста – одна из основных русских мер длины. В 18 – нач. 20 вв. 1 В = 500 сажень = 1500 аршин = 3500 фут = 1,06680 км.

Дмитрий Боброк-Волынский – сын литовского князя на Волыни Кориата-Михаила Гедиминовича. Выехав из Литвы, он был сначала тысяцким у нижегородского князя, а затем перешел на службу к Дмитрию Донскому, у которого был воеводой. Принимал участие во всех походах Дмитрия Донского.

Каюк – насильственная смеpть (жаргонное); конец, капут, “крышка”.

Лог –
1) широкий и длинный овраг.
2) долина, некрутой раздол, балка, широкий овраг, ущелье, обыкновенно травное; низменность, окруженная уступа.
3) овраг с пологими задернованными склонами и плоским днищем.

Непрядва – приток Дона, впадающий в него с запада; ограничивает с севера Куликово поле. Куликово поле находится в верховьях Дона, в пределах современного Куркинского района Тульской области.

Орава –
1) беспорядочное и шумное скопление людей;
2) толпа людей.

Палица –
1)древнее (с эпохи палеолита) ударное или метательное оружие из прочных и тяжелых сортов дерева, позже с каменным или бронзовым навершием.
2) ромбовидный парчовый платок, носимый на груди, часть одежды архимандритов и заслуженных священников.
3) простейшее ударное холодное оружие., известное с эпохи палеолита и применявшееся как для удара рукой, так и для метания на расстоянии в голову и тело противника. Представляла собой тяжелую дубину массой до 12 кг из прочного дерева, иногда с окованным металлом и снабженным острыми шипами ударным концом. Длина палицы до 1,2 м, ударный конец толще другого в 3–5 раз. Под название "ослоп" применялись древнерусскими воинами, на ее базе развились другие оружия этого вида: булава , пернач, шестопер , бумеранг и т.п. На тонком конце палицы, служившем рукояткою, обычно закреплялась петля. В криминалистической практике почти не встречается.
4) простое ручное ударное холодное оружие в виде дубины, усиленной шипами или металлическими накладками.
5)простейшее древнее холодное ударное оружие из прочного дерева в виде тяжелой дубины, иногда окованной металлом.

Рать –
1) воинство, войско, ополчение, воинская, боевая сила, армия.
2) войско, военный отряд.

Сонмище –
1) большое скопление, множество кого-нибудь;
2) сборище, толпа, куча народа.

Шайтан –
1) тюркское – sajtan с арабского – чёрт, дьявол.
2) татарское – чёрт, дьявол, бес, сатана.
3) злой дух, дьявол.
4) арабское – в исламской мифологии злой дух, сатана.