Обучение чтению "Знакомство с буквой Л, л"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с новой буквой, отрабатывать технику чтения.

1. Организационный момент. (1 мин.)

Посмотрите, пожалуйста, на наших гостей. И мы начинаем работу.

2. Звукобуквенный анализ. (10 мин.)

Ребята, откройте букварь на с. 69 и приготовьте фишки. Рассмотрите схемы под рисунками в учебнике и у меня на доске. Кто догадался, звукобуквенную модель каких слов мы будем составлять? (Луна, лиса). Что такое Луна? Что знаете про лису?

Сколько звуков в слове Луна? (4) Читаем хором по моей указке, заселяя каждый звук в свой домик. Поставьте пальчик в учебник и заселите звуки в свои клеточки. (Учитель прослушивает и просматривает детей выборочно, проходя между рядами.)

Выходит ребёнок и разбирает слово луна (дети работают у себя в букваре).

Сколько гласных звуков? Какие? ([у], [а]) Сколько согласных звуков? Какие? ([л], [н]) Есть ли мягкие согласные звуки?

Игра “Живые звуки”

1 звук в слове …

2 звук …

3 звук …

4 звук …

Учитель называет имена детей, они выходят к доске и берут в руки карточку со своим звуком.

Ко мне подойдёт первый гласный звук в слове, 2 гласный звук в слове; первый согласный звук в слове, 2 согласный. Получилось ли у нас слово Луна? (Нет). Почему? (Звуки не в том порядке). Почините слово. (Дети встают в нужной последовательности). Читаем хором (учитель ведёт указкой по детям-звукам).

На место идёт звук [а], звук [ у], звук[ л], звук….какой остался? ([Н])

Сколько звуков во 2 слове? (4) Читаем за указкой. Заселяйте в свои дома, а я “подслушаю”.

Выходит ребёнок и разбирает слово лиса.

Сколько звуков гласных? (2) Сколько согласных? (2) Есть ли мягкие согласные?

Игра “Живые звуки” (дети выходят и берут карточки звуков в руки).

Звуком [л ,] будет …., звуком [и] …., звуком [ с] …., звуком [ а ]…..

Ко мне подойдёт 4 звук в слове, 2 звук, 3, 1. Прочитается ли слово лиса? Что вы должны сделать? (Поменяться местами в нужном порядке). Читаем хором, учитель ведёт указкой.

На место идёт последний гласный звук в слове, последний согласный звук, первый гласный звук, первый согласный.

Какой первый звук в слове Луна? А в слове лиса? Согласные или гласные звуки? Почему? Похожи звуки, но чем отличаются? (Твёрдый и мягкий). Руку на горлышко положим и выясним: звонкие это звуки или глухие.

Значит, звук [л ] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [л,]? (Согласный, мягкий, звонкий).

3. Физминутка (1 мин)

Встали. Я называю слово, если есть звук [л ] или [л, ], хлопайте в ладоши, если этих звуков нет – присядьте.

Луна лиса лимонад малина палка пачка лимон Рома карта Лёня Лена Ира

4. Знакомство с буквой (3 мин.)

Эти 2 звука, твёрдый согласный звонкий звук [ л ] и мягкий согласный звонкий звук [л,] будем обозначать одной буквой. Кто знает эту букву? Показ большой и маленькой печатной буквы. У неё есть имя (эль). Где она в алфавите? Дети показывают в печатном и письменном алфавите. Между какими буквами она “живёт в алфавите”? Что напоминает вам эта буква, на что похожа?

Какие буквы мы выберем, чтобы положить в наши слова? Нужно ли брать большую? (Маленькую и большую, дети объясняют для чего нужны заглавные буквы).

Какой одной буквы мы с вами не знаем в наших 2 словах? (с)

Уберите фишку, обозначающую звук [у], звук [ и], звуки [а]. Какие у вас остались звуки? (Согласные). Сколько из них мягких? Уберите и их.

5. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой (10 мин.)

- Чтение слогов по “окошечкам” (хором, 1-2 спросить).

- Из букваря, из первой строки выберите те сочетания, где буква л читается как твёрдый звук.

- Как мягкий звук.

- Из 2 строки прочтите сочетания с теми гласными буквами, которые обозначают мягкость предшествующего согласного.

- Которые обозначают твёрдость согласного.

- Придумайте слова, чтобы в них встретились сочетания из 3 строки.

Посмотрите внимательно на столбики слов. Ребёнок читает 1 столбик и объясняет, что меняется в словах: ела – прибавилась буква а, так говорят про девочек, а ел – про мальчиков; еле – а заменила на е. Что интересного в слове еле-еле? (Дефис). А это как, еле-еле?

При чтении 2 столбика идёт аналогичный разбор. Покажите, где мы? Что далее меняется? (Добавилась буква у). Где живут умы, покажите. (В голове). В следующем слове? (Прибавилась буква н между м и ы). Когда про детей говорят, что они умны?

В 3 столбике выберите слово, где 2 гласных буквы. Какая буква обозначает мягкость согласного? А твёрдость? В каком столбике 3 гласных? Прочтите слово, где 1 гласная? Какая согласная буква? Буква одна, а почему читаем по-разному?

В 4 столбике прочитайте название рыбы, ягоды, кислого фрукта.

- Прочитай предложение. О ком говорится в предложении? (О Лене). Что о ней говорится? (Ела). Что она ела? (Малину). Как она её ела? (Еле-еле). Малина, она какая? (Спелая, сочная, вкусная, сладкая, красная, ароматная)

Прочитайте её как скороговорку. (Опросить 2-3 человек)

6. Физминутка (1 мин.)

Встали. Покажите выражение лица, когда мы едим лимон.

Покажите, как летают ласточки. Как вы перепрыгиваете через лужи. Как едите ложкой. Как поднимаетесь по лестнице.

Лимон лужа ласточки ложка лестница

Какую букву будете писать в начале этих слов? Сели.

7. Чтение рассказа (5 мин.)

Читает ребёнок. Какое название можно придумать этому рассказу?

Прочти 1 предложение, прочти в нём только имена.

Прочти имена во 2 предложении.

Есть ли в 3 предложении имена? Назовите имена, которыми можно заменить слово они? А кто это? Каким словом ещё можно заменить это слово? (Дети)

8. Итог урока (3 мин.)

С какой буквой знакомились? Какие 2 звука она обозначает? Найдите в рассказе слова с новой буквой. А теперь придумайте сами слова, где будем писать букву л. Игра “Назови слово”. Называя правильное слово, дети получают фишку.