Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"

Разделы: История и обществознание


Урок-исследование. Исследовательская работа идёт во время урока. Она осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме. Методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Формы работы на уроке: работа с документами, сообщениями, контурными картами, заполнение таблиц.

Урок изучения нового материала.

Подготовка к уроку.

1. Подготовить сообщения:

а) русские первопроходцы XVII в.;

б) народы Сибири;

в) Коренные жители Кемеровской области;

г) освоение Кузнецка;

2. На ватмане написать все даты освоения Сибири в произвольной форме.

3. Подготовить материал для групп.

4. Подготовить раздаточный материал для учащихся: таблицы, контурная карта.

Значение темы в изучении истории России трудно переоценить, т.к. она затрагивает историю родного края, значит, важна не только для того, чтобы знать, понимать историю страны, но и любить и уважать историю малой родины.

Цель урока.

1. Способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской работы, выявления причинно-следственных связей, убеждённо отстаивать свою позицию, навыков публичного выступления.

2. Продолжить формирования умений самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, документами, контурными картами, таблицами, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

3. Воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.

План урока:

1. Причины продвижения России на Восток (работая с документами, заполнение таблицы).

  1. Какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь (работа с контурной картой).
  2. Народы Сибири.
  3. Основание Кузнецкого острога.
  4. Землепроходцы.

Основные понятия: ясак, острог, “мягкая рухлядь”, “тянуть тягло”, “рыбий зуб”, коча, аборигены, цитадель.

Важнейшие даты: 1618 г. - освоение Кузнецка, 1648-1649 гг. - экспедиция С. Дежнёва, 1643-1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур, 1649-1653 гг. – экспедиция Е.П. Хабарова на Амур, 1697-1699 гг. – поход на Камчатку отряда В. Атласова.

Оборудование урока: карта “Россия в XVII в.”.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Сибирь! Ты прекрасна, наша родная, самая близкая, обширная, привольная и богатая Сибирь! Нет на свете более могучих лесных просторов, обширных степей, полноводных рек и богатейших недр, чем у нас в Сибири.

“А где ещё встречается
Такая даль, такая ширь?
Земля озёрной свежести
Щедра, открыта для людей.
И столько милой нежности
Во всей суровости твоей”.

Гударев

Сегодня мы будем говорить об истории освоения нашего края русскими первопроходцами в 17 веке.

Объявляются тема и цели урока

Выяснить:

  • причины продвижения России на Восток;
  • какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь;
  • что способствовало быстрому продвижению русских на Восток;
  • каково значение присоединения Сибири.

Класс делится на группы.

Группы:

1) докладчики – 5 человек, которые к уроку должны подготовить сообщения (материал может быть взят из учебника или дополнительной литературы)

2) архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:

  • о добровольности присоединения Сибири к России,
  • о завоевательном характере присоединения Сибири к России;

3) хронисты – работают с датами событий, выделяют только необходимые, заполняют таблицу.

4) энциклопедисты - работают с понятиями, дают их определения.

Задачи групп – дополняя друг друга, дать общую картину событий изучаемого периода. Заполнить таблицу

Каждому ученику выдаётся рабочий лист – задания выполняются на нём (приложение №1).

№ 1. Причины продвижения России на Восток

Задание.

На основании прочитанных документов и имеющихся знаний выясните причины продвижения русских в Сибирь и запишите в таблицу № 1.

Экономические Политические Социальные
     

Документы

Причины продвижения на восток

1. “Внешнее положение государства ухудшалось ещё пренебрежением, с каким стали относиться к нему соседи со времён смуты. Московские бояре в 1612 г. писали в окружной грамоте по городам: “”Со всех сторон Московское государство неприятели рвут; у всех окрестных государей мы в позор и укоризну стали”. Новая династия должна была ещё более прежней напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был её национальный долг и условие её прочности на престоле”.

2. “Международные отношения в Восточной Европе тогда складывались так, что не давали Москве перевести дух. В 1654 г. восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту Московского государства. Это вовлекло государство в новую борьбу с Польшей”.

В.О. Ключевский “Русская история”

3. “Скудность казны побуждало правительство искать новые статьи дохода. В 1659 году приказано было в Сибири высматривать: нет ли где серебряной и золотой руды. Тамошние жители обязаны были искать руду…”

4. “Поимка беглых и борьба с разбойниками усиливалась с каждым годом; правительство то и делало, что посылало то в тот, то в другой край сыщиков ловить посадских, черносошных, вотчинных крестьян, служилых людей, наказывать их и отправлять на места жительства, а разбойников вешать”.

Н.И. Костомаров “Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей”

Результат:

Экономические Политические Социальные
1. увеличить доход в казну за счёт обложения местных жителей налогом Поднять авторитет царской власти в глазах иностранцев и россиян Бегство крестьян от усиливавшегося крепостного гнёта

№ 2. Состав переселенцев

Прочитав документы, ответьте на вопрос: какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь?

Документ

Г.Ф.Миллер

1. “Заселение следует приписать, главным образом, многим высланным сюда в немилости люди”.

2. “Равнину, однако, начали возделывать, большей частью беглые крестьяне, которые путём побега хотели избежать обычных налогов…”.

3. “В 1734 году в Кузнецке служилых людей было 5 дворян, 25 боярских детей и 300 конных и 200 пеших казаков, 20 абинских татар” .

Предполагаемый ответ: сосланные; крестьянство, спасающееся от крепостного гнёта; служилый люд; купцы; промышленники.

№ 3. Народы Сибири

Коренные жители Кемеровской области

Докладчики, рассказывая, как жили народы Сибири и коренные жители Кемеровской области до прихода русских, работают с картой на доске (эта работа необходима для того, чтобы выяснить, какое значение имело присоединение Сибири к России и какие народы были присоединены добровольно, а какие завоёваны).

Задание: прослушав доклады учащихся, заполните контурную карту (Приложение № 2)

№ 4. Работа по группам

Слово учителю: Колонизация огромного края произошла на удивление быстро. В связи с этим фактом в исторической литературе развернулась дискуссия. Одни исследователи считают, что присоединение было добровольным (Шунков В.И.), другие придерживаются мнения, что Сибирь была завоёвана (Бахрушин С.В.). Сегодня на уроки мы попытаемся выработать свою точку зрения по этой проблеме.

Задание: слушая докладчиков, заполните таблицу № 2 и ответьте на вопросы:

Дата События Имена Понятия Значение Способ присоединения
           
  1. Что способствовало быстрому продвижению русских на Востоке?
  2. Каково значение присоединения Сибири?

Докладчик № 1 рассказывает об основании Кузнецка.

Энциклопедисты – выделяют понятия: ясак, острог, цитадель и находят их определения в энциклопедиях, записывая всё в таблицу на доске.

Хронисты – отмечают дату 1618 г., заполняют таблицу на доске

Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:

  • о добровольности присоединения Кузнецка к России;
  • о завоевательном характере присоединения Кузнецка к России.

Присоединение было добровольным.

В составе Кузнецкого гарнизона была сформирована группа служилых татар из числа абинцев.

1. “Скаска” кузнецкого сына боярского Евтихия Савинова 1681 г.

“В 160 г. (1651-1652 гг.) … привёрстан отце мой в Кузнецком к кузнецким служилым татарам головою”.

Служилые абинские татары получали только денежное жалование. “В 1660–1680 гг. оклад “старший” равнялся 3 руб; а “младший” - 50 копеек”.

2. Из наказа Кузнецкому воеводе Баскакову

“А однолично тебе, будучи в государевой службе в Кузнецком остроге, с ясачных людей ясаки и всякие государевы доходы, какие собираются в Кузнецком остроге, собирати с великим радением и расправу меж всяких людей чините в правду, по государеву крестному целованию, и татар и остяков от русских людей от обид, от насильства оберегати и к ясачным людям ласку и привет держити и воров от воровства унимати и наказания и обороны чинити и ясаков лишних с ясачных людей не писати и у ружников и оброчников хлеба на себя не покупати…”.

3. Кузнецов Ф.С. “История Сибири”

“и русские, и телеуты имели общих, более опасных, противников на юге: Джунгарию, государство Алтынханов в Монголии и енисейских киргизов”.

4. Кацюба Д.В.

“Когда в середине 18 века над шорцами и телеутами нависла угроза порабощения кыргызами, князьки коренных жителей стали искать защиту у Русского государства. В 1755 году они направили своего посланника в Кузнецк с просьбой защитить их от иноземного насилия и “принять всех до единого в русскую протекцию”. Послание было направлено сибирскому генерал-губернатору, а затем и в Сенат.

Летом 1756 года был издан специальный указ, удовлетворивший просьбу всего алтайского народа, в том числе и шорцев и телеутов”.

Концепция “завоевания” Сибири

1. О набегах алтайских зайсанов и киргизских князцов на деревни Кузнецкой земли.

“Засайсан Духар с четырьмя тысячами черных и белых калмыков в 1710 г. напал на кузнецкие деревни Митину, Бедарёву и другие. В восьми деревнях было сожжено 94 двора, выжжены хлеба, угнано 266 лошадей, 839 голов крупного рогатого скота и 949 овец. Много людей было убито и взято в плен. Пленные обращались в рабство”

2. Вслед за Кузнецким острогом для охраны государевой и крестьянской пашни и пути из Томска в Кузнецк были поставлены Верхотомский (1657 г), Сосновский (1696 г.) и Мунггатский (1715 г.) остроги.

3. Из ст. Оружие А.Ю. Огурцов.

“Острогах концентрировались войска, хранилось оружие и боеприпасы, здесь спасались окрестное население от разорительных набегов аборигенов”

Основной формой борьбы кочевников с Россией по всей Сибири являлись набеги конных летучих отрядов.

4. Из отписки казака Алтынова:

“Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая красть, разделяясь на партии… они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…”.

Все должны:

  • определить, присоединение Кузнецка было добровольным или носило завоевательный характер;
  • выяснить значение присоединения Кузнецка для России и для народов, проживающих на территории Кузнецка.

Запись в таблице должна выглядеть так:

Дата События Имена Понятия Значение Способ присоединения
1618 Основание Кузнецка Остафий Харламов ЯСАК – налог на местное население. Сдавался пушниной.

ОСТРОГ – деревянное укрепление в пограничной полосе России XIV – XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесённую деревянным частоколом из заточённых кверху брёвен.

ЦИТАДЕЛЬ - укреплённое сооружение внутри городских стен, крепость

Вхождение Кузнецкой земли в состав России. Научили местных жителей возделывать землю. Добровольный

Докладчик № 2 рассказывает об экспедициях С.И.Дежнёва и В. Пояркова.

Энциклопедисты – выделяют понятия: коча, “рыбий зуб”, аборигены. Находят их определения в толковых словарях, записывая всё в таблицу на доске.

Хронисты – отмечают дату 1648-1649 гг., 1643-1646 гг., заполняют таблицу на доске

Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:

  • о добровольности присоединения народов Сибири, проживающих на территориях прохождения экспедиции С.И. Дежнёва - якутов и чукчей и В.Пояркова – тунгусов и эвенков к России;
  • о завоевательном характере присоединения данных народов Сибири к России.

Присоединение было добровольным

1. Наказ якутскому воеводе о ясачных людях. 1651 г.

1. “…Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведения и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей) сбирати… ласкою, а не жесточью… и к шерти их … привести… и ясачным людям налоги и оскорбления никакого не учинять, и от государевой высокой руки их не отгонять… (коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не возить), чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. Крестившихся добровольно мужской пол устроивать в государственную службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованием, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылые руских служилых людей места, (жонок и девок) выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.

2. Якуты сразу признали власть русских, потому что нуждались в защите от набегов воинственных соседей - ламутов и юкагеров.

3. У Дежнёва была жена якутка по имени Абакаяда. Семён Иванович позаботился о том чтобы перевести жену в православную веру, иначе брак считался бы незаконным. От этого брака у него вырос сын Любим.

Концепция “завоевания” Сибири

1. Из отписки казака Алтынова:

1. “Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая, красть, разделяясь на партии… \они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…”.

2. В верховьях Енисея служилые люди встретились с упорным нежеланием платить ясак, и тогда брали заложников.

3. “Воистыми” называли казаки якутов, которые в бой шли конным строем, одетые в куяки с копьями и пальмами” (пальма - тяжёлый нож на длинной рукоятке).

2. Из отписки С.И. Дежнёва

На реке Анадырь встретились с коренными жителями воинственными юкогерами. Стычка закончилась победой казаков, захватили двух пленных. Племя вынуждено было заплатить первую дань русскому царю.

Все должны:

  • определить, присоединение якутов, чукчей, юкогеров, тунгусов было добровольным или носило завоевательный характер;
  • выяснить значение присоединения Сибири для России и для этих народов, проживающих на территории Сибири.

Запись в таблицу

Дата События Имена Понятия Значение Способ присоединения
1648-1649 Экспедиция из Колымы Северным Ледовитым океаном на восток Семён Иванович Дежнев Коча - большая парусная лодка

“РЫБИЙ ЗУБ” - моржовый клык

АБОРИГЕНЫ – коренные жители страны, местности

Сибирь была пройдена до конца, до побережья Тихого океана

Открыт п-ов Чукотка

Якуты – мирное присоединение

Чукчи,

Юкогеры - завоевали

1643-1646 Продвижение по сибирским рекам на юг. Василий Поярков   Достиг Амура, вышел в Охотское море Тунгусы -завоевали

Докладчик № 3 рассказывает об экспедициях Е. Хабарова и В.В.Атласова.

Энциклопедисты – выделяют понятия: “мягкая рухлядь”, “тянуть тягло” и находят их определения в энциклопедиях, записывая всё в таблицу на доске.

Хронисты – отмечают дату 1649-1653 гг., 1697-1699 гг., заполняют таблицу на доске

Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:

  • о добровольности присоединения народов Сибири, проживающих на территориях прохождения экспедиции Е.Хабарова - тунгусов и эвенков к России;
  • о завоевательном характере присоединения данных народов Сибири к России

Присоединение было добровольным

Кузнецов “История Сибири”

Коренные жители края ненцы и эвенки к приходу русских отнеслись спокойно.

Главная цель аборигенов – олени – не интересовали русских пришельцев. Охота на соболя, ради которой прибыли русские, не представляла интереса для местных жителей. У всех племён Сибири, живших изолированно, до прихода русских наблюдалось пренебрежительное отношение к пушнине, так как её хозяйственное значение было невелико: для изготовления одежды гораздо практичнее олений мех, тёплый и прочный.

Все должны:

  • определить, присоединение тунгусов и эвенков было добровольным или носило завоевательный характер;
  • выяснить значение присоединения Сибири для России и для народов, проживающих на территории Сибири.

Запись в таблицу.

Дата Событие Имена Понятия Значение Способ присоединения
1649-1653 Экспедиция на р.Амур. Ерофей Хабаров “МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ” - мех

“ТЯНУТЬ ТЯГЛО” - нести определённые повинности

Освоение Амурского края. Построил укреплённый острог Тунгусы – завоевали

Эвенки – мирное присоединение

1697-1699 Экспедиция на Камчатку В.В. Атласов   Присоединил Камчатку. Первые сведения о Курильских островах, об о. Сахалин, о Японии и Америке  

Вся таблица должна выглядеть так:

Дата Событие Имена Понятия Значение Способ присоединения
1618 Основание Кузнецка Остафий Харламов ЯСАК – налог на местное население. Сдавался пушниной.

ОСТРОГ – деревянное укрепление в пограничной полосе России XIV – XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесённую деревянным частоколом из заточённых кверху брёвен.

ЦИТАДЕЛЬ - укреплённое сооружение внутри городских стен, крепость

Вхождение Кузнецкой земли в состав России. Научили местных жителей возделывать землю . Добровольный
1648-1649 Экспедиция из Колымы Северным Ледовитым океаном на восток Семён Иванович Дежнев Коча – большая парусная лодка

“РЫБИЙ ЗУБ” - моржовый клык

АБОРИГЕНЫ – коренные жители страны, местности

Сибирь была пройдена до конца, до побережья Тихого океана

Открыт п-ов Чукотка

Якуты – мирное присоединение

Чукчи –

Юкогеры – завоевали

1643-1646 Продвижение по сибирским рекам на юг. Василий Поярков   Достиг Амура вышел в Охотское море Тунгусы –завоевали
1649-1653 Экспедиция на р.Амур. Ерофей Хабаров “МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ” - мех

“ТЯНУТЬ ТЯГЛО” - нести определённые повинности

Освоение Амурского края. Построил укреплённый острог Тунгусы – завоевали

Эвенки – мирное присоединение

1697-1699 Экспедиция на Камчатку В.В. Атласов   Присоединил Камчатку. Первые сведения о Курильских островах, об о. Сахалин, о Японии и Америке  

Вывод:

1. Присоединение Сибири к России имело историческое значение.

Оно способствовало включению огромных территорий в лоно мировой цивилизации. Здесь появились более развитое земледелие, города, торговля. С приходом русских прекратились кровопролитные столкновения племен. Начался процесс обмена производственным опытом, навыками в освоении края между русскими людьми и местными жителями. Россия приобрела природную кладовую, полную уникальных лесов, богатейших рыбных рек и озёр, полезных ископаемых, драгоценных металлов. Эту кладовую стали разрабатывать все народы Сибири.

2. Присоединение Сибири к России представляет собой чрезвычайно пёструю мозаику, в которой мирный и насильственный элементы создают разнообразную цветовую гамму со множеством оттенков.

Победа русских войск в Сибири была обеспечена эффективной военно-инженерной стратегией, гибкой тактикой и отчасти техническим превосходством. Русское правительство умело использовало эти преимущества и не оставило никаких шансов местному населению. Это позволило в кротчайшие сроки занять огромные земельные пространства на Востоке. Земельные приобретения России в XVII веке вывели её в разряд великих держав.

Д/з: п.9., приготовить сообщение: Сибирь сегодня.

Презентация

Приложения 1-4