Цели урока: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Основные понятия: эколог, экология, переработка сырья, утилизация.
Оборудование: компьютерная презентация “Куда девать новогодние ёлки?”, маркеры, листы для записи, скотч.
Форма проведения урока: групповая.
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Время проведения: 1 академический час (45 минут).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа над темой урока:
Учитель: Посмотрите на экран и подумайте, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Приложение 2 (слайд № 1) – варианты ответов детей.
Учитель: (слайд №2) Да, вы правы, мы сегодня будем говорить об экологии и профессии эколога. А кто знает, кто такой эколог? И чем он занимается? Время для обсуждения в группах – 3 минуты.
(Группы представляют свои варианты ответов)
(Слайд № 3, 4.) Сравните свои ответы с формулировкой из энциклопедического словаря.
Учитель: Мы сегодня станем юными экологами и попробуем решить одну экологическую проблему (слайд №5, 6). Вот какая нарядная и красивая ёлочка или сосна была в каждом доме. Скажите, а у кого дома были такие деревья?
(на доске записывается число семей, где ставились срубленные деревья – например, 15).
А что с ними стало после праздников? (Слайд №6) Только в нашем классе было выброшено 15 молодых деревьев. А сколько у нас в школе классов? А сколько школ в городе? Такую неприглядную картину у мусорных баков мы наблюдаем с вами каждый год. Как можно с этим бороться?
(Время для обсуждения в группах – 5 минут. Варианты ответов детей записываются на листах бумаги).
Варианты ответов детей:
- Ставить искусственную ёлку.
- Наряжать растущие на улице деревья.
- Перерабатывать выброшенные деревья.
- Не наряжать елку, а просто украшать комнату игрушками.
Обсуждение предложенных вариантов: какой из вариантов подходит к нашей проблеме (коллективное обсуждение):
- Ставить искусственную ёлку - хорошо, но не все имеют дома искусственную ёлку или не хотят её ставить.
- Наряжать растущие на улице деревья – можно только в парках – а хочется дома!
- Перерабатывать выброшенные деревья – сделать из них полезные вещи.
- Не наряжать елку, а просто украшать комнату игрушками – наряжать ёлку – это традиция, от которой сразу трудно отказаться,
Учитель: Что значит перерабатывать елки?
(Время для обсуждения в группах – 5 минут. Варианты ответов детей записываются на листах бумаги)
- Делать бумагу
- Мебель
- Косметику и т.д.
Учитель: Какой из вариантов наиболее подходящий? Где мы можем найти подтверждение нашим гипотезам? (На доске вывешиваются значки)
(Прочитать в научной литературе)
(Наблюдение, жизненный опыт)
(Информация из интернета, телевизора и т.д.)
Учитель: Я вам приготовила частично такую информацию. Каждая группа получает свой текст. (Приложение 2)
- Что делают с новогодними елками?
- Как можно утилизировать ёлки?
- Что можно сделать из хвойных деревьев?
- Какой строительный материал можно сделать из хвойных деревьев?
(Слайд № 7). Время работы – 7 минут.
Результаты вывешиваются на доске (слайд № 8). Работа над терминами “утилизация”, “переработка”. Классификация гипотез детей – что подтвердилось? Что ещё необходимо проверить?
Учитель: Юные экологи, посмотрите, сколько реальных предложений от вас сегодня поступило. Мы не можем сейчас построить бумажную фабрику или завод по переработке отходов. Но мы можем создать сборник, в котором соберём для взрослых людей полезную информацию, которой они могут воспользоваться и решить вопрос об утилизации ёлок.
(Слайд №9)
Как вы думаете, кому эта информация необходима? (Варианты ответов детей – депутатам, предпринимателям, бизнесменам, президенту).
Домашнее задание: Найти другие факты использования новогодних елок у нас в стране или за рубежом.