Цели и задачи.
Ход занятия
Дети заходят в зал вместе с музыкой, становятся в круг Организационный момент – подтянулись, плечики расправили, глазками посмотрели на меня.
Педагог: Я рада вас видеть. Здравствуйте! Сегодня мы с вами побываем в сказке “Кот, петух, да лиса”, а музыка и музыкальные движения нам помогут. Слушайте: жил-был старик, у него были кот да петух. Петушок важно ходил по двору, а кот ступал мягко, неслышно. Вот и вы вместе с бодрой, громкой музыкой будете передвигаться друг за другом, высоко поднимая колен, а, когда музыка станет тихой, вы будете передвигаться осторожно и крадучись.
Упражнение “Бодрый и спокойный шаг” - муз И.Робера.
Педагог. Кот очень любил песни петь и сам себе на гуслях подыгрывал.
Гусли – русский инструмент.
Рисунок 1
Педагог: Из какого материала гусли изготовлены? Как вы думаете: что, заставляет гусли звучать? – струны, которые натянуты на деревянную коробочку. Играют на гуслях, держа их на коленях, щипая струны или “бряцая” не них.
Рисунок 2
На гуслях исполнялись и исполняются инструментальные пьесы, плясовые и народные песни. Сейчас вы услышите, как звучат гусли, которые исполняют русскую народную мелодию “Во поле береза стояла”.
“Во поле береза стояла” р.н.м исп. Ансамбль народных инструментов “Купина” .
Приложение 1 (большой объем, находится у автора)
Педагог: Какой голос /звук у гуслей?
Варианты ответов: звенящий, звонкий, волшебный, чистый, певучий, загадочный.
Педагог: Как можно узнать инструмент, если мы его не видим (по звуку, голосу)? Я предлагаю вам сейчас послушать голоса инструментов, угадать инструмент, голос которого мы слышим, и изобразить игру на этом инструменте. Будьте внимательны!
Дидактическая игра “какой инструмент звучит?” - развитие тембрового слуха.
Звучат музыкальные отрывки в исполнении гармошки, гуслей, рожка. Дети угадывают какой инструмент звучит и изображают игру на этом инструменте.
Педагог: Вы внимательно слушали музыкальные отрывки и правильно определили голоса музыкальных инструментов.
Педагог: А можно ли изобразить звук музыкальных инструментов своим голосом (дудочка – звук “У”, “болтание” языком - гусли, “цокание” языком - ложки)? Давайте споём, об инструментах, которые только что изображали.
Распевание “Ах ты, душка” - русская потешка, на 1-ом звуке, поступенно поднимаясь вверх:
- Ах ты, душка, моя, красотка, на чем играешь? - не понимаешь – исполняет педагог мелодию на 1 звуке
- Я играю, все понимаю, я на дудочке играю - исполняют дети на этом же звуке. Затем дети изображают игру на дудоке. (Выдох на “у” короткий, тройной через вытянутые губы).
- Ах ты, душка, моя красотка, на чем играешь? - не понимаешь – педагог поет на следующей ступени звукоряда.
- Я играю, все понимаю, я на гусельках играю – дети исполняют предложение на том же звуке, что и педагог. (После чего “болтают” язычком)
- Ах ты, душка, моя красотка, на чем играешь? - не понимаешь – педагог.
- Яиграю, все понимаю, я на ложечках играю. (Поют дети, затем цокают язычками)
Педагог: А сейчас я исполню русскую народную песню “А я по лугу” . Определите, какой инструмент поможет мне её исполнить
Исполнение песни педагогом - аккомпанемент ансамбля народных инструментов “Купина”.
Педагог: Какой инструмент мне помог? Как вы узнали гусли, ведь вы их не видели? (По звуку/голосу)
Разучивание песни – работа, дикционная, интонационная.
Педагог шепотом произносит 1 фразу первого куплета песни (а я по лугу, а я по лугу) – дети повторяют, затем педагог шепотом произносит 2 фразу первого куплета – дети поворяют, затем шепотом вс6е вместе проговаривают полностью весь куплет.
Педагог: А теперь послушайте, как мы будем петь – исполняет сначала 1 фразу 1 куплета, затем 2 фразу 1 куплета без сопровождения. Дети пофразово поют куплет без аккомпанимента, затем полностью куплет без сопровождения.
Педагог: А теперь споем этот куплет с сопровождением.
Дети исполняют куплет песни и с сопровождением фортепиано.
Педагог: Что-то мы совсем забыли про нашего петушка… Вот как-то старик пошел в лес, кот понес ему обед. Остался петушок один дома да стал песни распевать.
Звучит вступление песни.
Педагог: Вступление какой песни сейчас прозвучало? Тогда давайте ее исполним.
“Петухи запели” (репертуар шоу-групы “Улыбка”) муз. А. Варламова - исполнение песни с солистами (куплет – солисты, припев – хор).
Педагог: На ту пору пришла лиса к домику, села под окно и запела. Кто из вас сможет спеть песенку лисы?
Дети:
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку (поют несколько детей по желанию).
Педагог: Что с любопытным петушком дальше произошло (ответ детей - Петушок выглянул из окошка, лиса его – хвать, и унесла. Пришлось коту отправляться на выручку друга своего. А в помощь он взял гусли).
Педагог: кот взял гусли с чудесным, звенящим голосом. Подошел он к дому лисы, да такую чудесную мелодию на гуслях заиграл, что даже ноги на месте устоять не могут - сами в пляс пускаются. Выходите и вы на круговую пляску.
“Круговая пляска” русская народная мелодия, обр. С.Разоренова.
Педагог: Вспомните, услышала ли гусли лиса? Захотелось ей гусли взять?
“Игра с гуслями” - украинская народная мелодия, обр. Д. Львова-Компанийца (“Игра с бубнами”)
Педагог: А чем же закончилась сказка (ответы детей)?
Гусли – потеха, но очаровал их звук лису, выманил из дома. И спас кот петушка.