Логопедическое занятие для дошкольников и младших школьников с нарушением интеллекта по теме "Автоматизация звука [л]"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • закрепить правильное произношение звука «Л» в словах, предложениях, связном тексте; 
    • учить детей подбирать антонимы.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;
    • развивать навык звукового анализа;
    • закрепить навык составления сложноподчинённого  предложения с союзом  «потому что»;
    • закрепить навык составления творческого рассказа с опорой на модели.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать доброту, отзывчивость через помощь сказочным героям;
    • регулировать поведенческие трудности детей, приучая их подчиняться правилам игры.

Персонажи и оборудование:

  • Сказочная королева (взрослый),
  • предметные картинки,
  • фонограмма для проведения пальчиковой игры, физкультминутки,
  • мольберт,
  • фломастеры,
  • силуэтные изображения замков с окошечками,
  • опорные модели для составления сказки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «Л» в словах, предложениях, тексте. Давайте проведём гимнастику, разомнём наши пальчики, чтобы хорошо работал язычок.

II. Пальчиковая игра «Пять утят» (под фонограмму)

Одна из рук – «мама-утка». Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняют волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят                        «Кивают» кистью руки («мамой-уткой»)
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут вперёд…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

III. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится с показом картинок в кругу с индивидуальными зеркалами. Выполняются упражнения «лопатка», «улыбка», «качели», «грибок», «дятел». Логопед контролирует качество выполнения упражнений.

IV. Формирование мелкой моторики пальцев рук через рисование

Неожиданно начинает звучать нежная «волшебная» мелодия.

Логопед: Какая красивая музыка! Дети, что вы представляете под звуки этой мелодии?

Дети: Бабочки кружат, дети танцуют, снежинки кружатся и т.д.

Логопед: Давайте нарисуем снежинки.

(Дети садятся за столы и рисуют. Логопед  незаметно выходит и возвращается в образе Сказочной королевы).

Сказочная королева: Здравствуйте дети! Куда это я попала?

Дети: В детский дом, на логопедическое занятие.

Сказочная королева: Я – сказочная королева красивого и богатого королевства, в котором  живут Буратино и Мальвина, Белоснежка и 7 гномов и многие другие сказочные герои. Но после того как Кот в сапогах отправился на поиски приключений, а Белоснежка с гномами пошли искать волшебный шоколад, я заскучала и тоже отправилась в путешествие. Мне так одиноко.

Дети приглашают сказочную королеву погостить в детском доме.

Сказочная королева: Хотите научу вас своей любимой игре «Скажи наоборот»? Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. (Выставляет картинки на мольберт).

V. Автоматизация звука «Л» в словах. Подбор антонимов

Игра «Скажи наоборот».

На мольберт выставляют картинки:

старый дедушка,   
тонкий шелковый шарф,
сильный спортсмен (высоко поднял штангу),
– девочка смеётся,
добрый Иван-царевич,
потолок.

Из картинок, произвольно расположенных на полу, дети подбирают антонимы:

молодой человек,
толстый вязаный шарф,
слабый спортсмен,
– девочка плачет,
злой Кощей,
пол.

Логопед контролирует произношение звука «Л».

Сказочная королева: Долгими зимними вечерами мы с Котом в сапогах очень любим играть в «Предложения». Давайте поиграем с вами.

Дети: А как это?

Сказочная королева: Составьте интересные красивые предложения, глядя на эти картинки.

VI. Автоматизация звука «Л» в предложениях. Составление предложений с опорой на картинку

Дети составляют предложения:

Папа надел толстый шарф.
Молодой человек уступил место бабушке.
Спортсмен мало тренировался, поэтому у него слабые руки.
Таня потеряла сумочку и заплакала.
Злой Кощей украл Елену Прекрасную.

Входит гном.

Гном: Здравствуйте дети! О, Королева, ты оказывается здесь. Я уже давно ищу тебя. Сказочные герои скучают без тебя. Давай вернёмся в наше королевство.

Сказочная королева: Подожди, Гном, не спеши, мне так интересно здесь с ребятами. Останься с нами.

Гном: Хорошо я останусь, если вы поиграете со мной в игру «Волшебные замки». Вы согласны?

Дети: Согласны!

Гном достаёт из сумочки силуэтные изображения замков с окошками и ставит их на мольберт.

VII. Формирование навыка звукового анализа. Автоматизация звука «Л» в словах.

Гном: Вам нужно поместить каждую картинку в нужный замок (см. рисунок1), в зависимости от того, в какой части слова находится звук «Л».

На небольшом столике Гном произвольно раскладывает картинки:

ДЯТЕЛ, ЛОСЬ, РУСАЛОЧКА, СТУЛ, ЗОЛУШКА, ЛАСТОЧКА, ПЧЕЛА, ЛЫЖИ.

Гном: Совсем скоро наступит зима. Мы, сказочные гномы, очень любим зимние забавы. А вы любите?

Дети: Любим!

Гном: Что мы делаем не скажем, лучше это мы покажем.

VIII. Физкультминутка – психогимнастика «Зимние забавы» (под музыку дети изображают игру в снежки, катание на лыжах, постройку снеговика).

IX. Творческое рассказывание: придумывание сказки по опорным картинкам. Автоматизация звука «Л» в тексте.

Сказочная королева: Дети, больше всего на свете я люблю слушать сказки. А вы любите сказки? Каких сказочников вы знаете? Помогите мне, пожалуйста. Недавно ко мне в гости заезжала Лесная фея, подарила мне необычные рисунки (показывает) и сказала, что по этим картинкам можно составить сказку. Но вдруг зашумел, загудел сильный ветер. Это Лесной царь срочно вызвал Лесную фею, и ей пришлось меня покинуть. Дети, вы поможете мне составить сказку по этим картинкам? Вы  узнали этого героя? (Показывает силуэтное изображение Колобка).

Дети: Это Колобок!

Сказочная королева: Давайте придумаем новую историю о приключениях колобка.

Дети соглашаются.

Составление сказки из 3-х частей по цепочке. Королева выставляет на мольберт 3 листа. На 1-м изображена пчела с ведёрком, порхающая над цветами. На 2-м листе – жёлтые бабочки. На 3-м листе изображено дерево с дуплом, из которого выглядывает белка.

У детей получается примерно такой рассказ:

1-й ребёнок: Колобку надоело лежать на окошке, он спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. Видит – летит полосатая пчела, а в лапках у неё ведёрко с мёдом. «Пчёлка, пчёлка, угости меня медком», – попросил колобок. Пчела угостила колобка. И он покатился дальше по дорожке.

2-й ребёнок: Выкатился колобок на полянку и увидел, что там порхают две жёлтые бабочки. Колобок подумал: «Какие они лёгкие и красивые! Как жаль, что я не умею летать». И покатился колобок дальше.

3-й ребёнок: Катится колобок дальше. Видит дерево с дуплом, а из дупла выглядывает белка. Поздоровался колобок с белкой и спрашивает: «Белочка, ты зачем в дупло залезла?» Белка отвечает: «Я грибы и орехи на зиму запасаю». Попрощался колобок с белкой и покатился дальше. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

По ходу рассказа  сказочная королева контролирует правильное произношение звука «Л», при необходимости помогает начать фразу, побуждает строить распространённые предложения.

X. Итог занятия:

Сказочная королева: Дети, чему мы сегодня учились?

Дети: Мы учились правильно выполнять упражнения язычком и пальчиками». «Мы учились правильно произносить звук «Л» в словах и предложениях, учились находить место звука «Л» в слове». «Учились составлять сказку по картинкам».

Оценка деятельности детей.

Сказочная королева хвалит детей за правильное произношение звука «Л» в словах, предложениях, благодарит за помощь друг другу, активное участие в играх.

Сказочные герои прощаются и уходят.