Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звука «Л» в словах, предложениях, связном тексте;
- учить детей подбирать антонимы.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;
- развивать навык звукового анализа;
- закрепить навык составления сложноподчинённого предложения с союзом «потому что»;
- закрепить навык составления творческого рассказа с опорой на модели.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброту, отзывчивость через помощь сказочным героям;
- регулировать поведенческие трудности детей, приучая их подчиняться правилам игры.
Персонажи и оборудование:
- Сказочная королева (взрослый),
- предметные картинки,
- фонограмма для проведения пальчиковой игры, физкультминутки,
- мольберт,
- фломастеры,
- силуэтные изображения замков с окошечками,
- опорные модели для составления сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «Л» в словах, предложениях, тексте. Давайте проведём гимнастику, разомнём наши пальчики, чтобы хорошо работал язычок.
II. Пальчиковая игра «Пять утят» (под фонограмму)
Одна из рук – «мама-утка». Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняют волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят «Кивают» кистью руки («мамой-уткой»)
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут вперёд…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
III. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика проводится с показом картинок в кругу с индивидуальными зеркалами. Выполняются упражнения «лопатка», «улыбка», «качели», «грибок», «дятел». Логопед контролирует качество выполнения упражнений.
IV. Формирование мелкой моторики пальцев рук через рисование
Неожиданно начинает звучать нежная «волшебная» мелодия.
Логопед: Какая красивая музыка! Дети, что вы представляете под звуки этой мелодии?
Дети: Бабочки кружат, дети танцуют, снежинки кружатся и т.д.
Логопед: Давайте нарисуем снежинки.
(Дети садятся за столы и рисуют. Логопед незаметно выходит и возвращается в образе Сказочной королевы).
Сказочная королева: Здравствуйте дети! Куда это я попала?
Дети: В детский дом, на логопедическое занятие.
Сказочная королева: Я – сказочная королева красивого и богатого королевства, в котором живут Буратино и Мальвина, Белоснежка и 7 гномов и многие другие сказочные герои. Но после того как Кот в сапогах отправился на поиски приключений, а Белоснежка с гномами пошли искать волшебный шоколад, я заскучала и тоже отправилась в путешествие. Мне так одиноко.
Дети приглашают сказочную королеву погостить в детском доме.
Сказочная королева: Хотите научу вас своей любимой игре «Скажи наоборот»? Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. (Выставляет картинки на мольберт).
V. Автоматизация звука «Л» в словах. Подбор антонимов
Игра «Скажи наоборот».
На мольберт выставляют картинки:
– старый дедушка,
– тонкий шелковый шарф,
– сильный спортсмен (высоко поднял
штангу),
– девочка смеётся,
– добрый Иван-царевич,
– потолок.
Из картинок, произвольно расположенных на полу, дети подбирают антонимы:
– молодой человек,
– толстый вязаный шарф,
– слабый спортсмен,
– девочка плачет,
– злой Кощей,
– пол.
Логопед контролирует произношение звука «Л».
Сказочная королева: Долгими зимними вечерами мы с Котом в сапогах очень любим играть в «Предложения». Давайте поиграем с вами.
Дети: А как это?
Сказочная королева: Составьте интересные красивые предложения, глядя на эти картинки.
VI. Автоматизация звука «Л» в предложениях. Составление предложений с опорой на картинку
Дети составляют предложения:
Папа надел толстый шарф.
Молодой человек уступил место бабушке.
Спортсмен мало тренировался, поэтому у него
слабые руки.
Таня потеряла сумочку и заплакала.
Злой Кощей украл Елену Прекрасную.
Входит гном.
Гном: Здравствуйте дети! О, Королева, ты оказывается здесь. Я уже давно ищу тебя. Сказочные герои скучают без тебя. Давай вернёмся в наше королевство.
Сказочная королева: Подожди, Гном, не спеши, мне так интересно здесь с ребятами. Останься с нами.
Гном: Хорошо я останусь, если вы поиграете со мной в игру «Волшебные замки». Вы согласны?
Дети: Согласны!
Гном достаёт из сумочки силуэтные изображения замков с окошками и ставит их на мольберт.
VII. Формирование навыка звукового анализа. Автоматизация звука «Л» в словах.
Гном: Вам нужно поместить каждую картинку в нужный замок (см. рисунок1), в зависимости от того, в какой части слова находится звук «Л».
На небольшом столике Гном произвольно раскладывает картинки:
ДЯТЕЛ, ЛОСЬ, РУСАЛОЧКА, СТУЛ, ЗОЛУШКА, ЛАСТОЧКА, ПЧЕЛА, ЛЫЖИ.
Гном: Совсем скоро наступит зима. Мы, сказочные гномы, очень любим зимние забавы. А вы любите?
Дети: Любим!
Гном: Что мы делаем не скажем, лучше это мы покажем.
VIII. Физкультминутка – психогимнастика «Зимние забавы» (под музыку дети изображают игру в снежки, катание на лыжах, постройку снеговика).
IX. Творческое рассказывание: придумывание сказки по опорным картинкам. Автоматизация звука «Л» в тексте.
Сказочная королева: Дети, больше всего на свете я люблю слушать сказки. А вы любите сказки? Каких сказочников вы знаете? Помогите мне, пожалуйста. Недавно ко мне в гости заезжала Лесная фея, подарила мне необычные рисунки (показывает) и сказала, что по этим картинкам можно составить сказку. Но вдруг зашумел, загудел сильный ветер. Это Лесной царь срочно вызвал Лесную фею, и ей пришлось меня покинуть. Дети, вы поможете мне составить сказку по этим картинкам? Вы узнали этого героя? (Показывает силуэтное изображение Колобка).
Дети: Это Колобок!
Сказочная королева: Давайте придумаем новую историю о приключениях колобка.
Дети соглашаются.
Составление сказки из 3-х частей по цепочке. Королева выставляет на мольберт 3 листа. На 1-м изображена пчела с ведёрком, порхающая над цветами. На 2-м листе – жёлтые бабочки. На 3-м листе изображено дерево с дуплом, из которого выглядывает белка.
У детей получается примерно такой рассказ:
1-й ребёнок: Колобку надоело лежать на окошке, он спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. Видит – летит полосатая пчела, а в лапках у неё ведёрко с мёдом. «Пчёлка, пчёлка, угости меня медком», – попросил колобок. Пчела угостила колобка. И он покатился дальше по дорожке.
2-й ребёнок: Выкатился колобок на полянку и увидел, что там порхают две жёлтые бабочки. Колобок подумал: «Какие они лёгкие и красивые! Как жаль, что я не умею летать». И покатился колобок дальше.
3-й ребёнок: Катится колобок дальше. Видит дерево с дуплом, а из дупла выглядывает белка. Поздоровался колобок с белкой и спрашивает: «Белочка, ты зачем в дупло залезла?» Белка отвечает: «Я грибы и орехи на зиму запасаю». Попрощался колобок с белкой и покатился дальше. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
По ходу рассказа сказочная королева контролирует правильное произношение звука «Л», при необходимости помогает начать фразу, побуждает строить распространённые предложения.
X. Итог занятия:
Сказочная королева: Дети, чему мы сегодня учились?
Дети: Мы учились правильно выполнять упражнения язычком и пальчиками». «Мы учились правильно произносить звук «Л» в словах и предложениях, учились находить место звука «Л» в слове». «Учились составлять сказку по картинкам».
Оценка деятельности детей.
Сказочная королева хвалит детей за правильное произношение звука «Л» в словах, предложениях, благодарит за помощь друг другу, активное участие в играх.
Сказочные герои прощаются и уходят.