Урок русского языка в 5-м классе по теме "Алфавит"

Разделы: Русский язык


Тип урока: комбинированный.

Форма проведения:  урок-беседа.

Вид урока: иллюстративно-объяснительный.

Технология: на диалоговой основе с элементами игры.

Цель урока: дать знания об особенностях русского алфавита.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • обеспечить усвоение учащимися особенностей русского алфавита;
    • добиться усвоения знаний об истории письменности;
    • обобщить и систематизировать знания  по теме урока;
    • отработать навыки использования алфавита, функций мягкого знака;
    • устранить пробелы в знаниях по теме «Синтаксис», «Морфология», умение вести беседу.
  • Развивающие
    • развивать умение применять знания на практике;
    • формировать умения выделять главное;
    • развивать умения частично – поисковой познавательной деятельности;
    • развивать умения творчески подходить к решению заданий;
    • развивать умение работать в заданном темпе: писать, читать, пользоваться учебной и справочной литературой;
    • развивать инициативу, уверенность в своих силах.
  • Воспитательные
    • воспитывать добросовестное отношение к труду;
    • воспитывать дисциплинированность;
    • развивать чувство к прекрасному.

Оборудование:  

  • таблица «Алфавит»;
  • мультимедийные технологии;
  • учебник; словари;  история русской письменности;
  • «Кириллица»;
  • карточки с заданиями;
  • лингвистический тренажёр – круг.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Сообщение темы и цели урока.

(Приложение 1, слайды 1, 2).

II. Повторение ранее усвоенных знаний. Комментированное письмо.

Задание 1. Запишите пословицы, прокомментируйте орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в данных предложениях; произведите синтаксический разбор первого предложения.

(Приложение 1, слайды 3, 4).

Азбука – к мудрости ступенька.
Аз да буки избавляют от муки.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

– Как вы понимаете данные пословицы?

Задание 2. Произведите морфологический разбор имен существительных в 1 предложении с помощью лингвистического тренажёра.

Технология: ученик рассказывает об имени существительном на конкретном примере, показывая на приборе наглядно.

Задание 3. Запишите транскрипцию слова азбука.

Задание 4. Обратите внимание на слово  (от) муки. Поставьте ударение на другой слог. Как называются такие слова?

– Омофоны.

III. Объяснение нового материала

1. Сообщение учителя с элементами эвристической беседы

– Как называются все буквы, собранные вместе?
– Правильно, алфавит.
– Как его ещё называют?
– Верно, азбука.
– Кто знает, как эти слова – алфавит и азбука, получили своё название?
– Эти слова, ребята, образованы одинаково: из названий двух первых букв, но слово алфавит – из первых двух букв греческого языка (альфа и вита), а азбука – из букв древнерусского языка (аз и буки).

2. (Приложение 1, слайд 5).

Словарная работа (азбука, алфавит).

3. Показать отрывок урока виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»

4. Продолжение беседы

– Ребята, как вы думаете, буквы раньше читались и писались так же, как и сейчас?
– Конечно, нет, в их написании очень многое изменилось. А раньше каждую букву учили по названию.

(Приложение 1, слайд 6). Славянская Азбука.

– Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863г. двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию – научить местных славян богослужению на родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки – глаголица и кириллица. Глаголица довольно быстро вышла из употребления.

– Вы видите, что запомнить такой алфавит было очень сложно. Поэтому в начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы сейчас.
«При Петре Великом, – шутливо писал М.В.Ломоносов,– не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в виду гражданская азбука)».
В 1917 – 18 годах была проведена следующая реформа и из азбуки исключены «i», «ять», «ижица», «фита» и  «ер» в конце слова.
После исключения лишних букв кириллицы их должно было остаться в русском алфавите 31. А оказалось 33. Откуда же они взялись?
– Их придумали в 18-м веке для звуков, не существовавших в старославянском: й – в 1735г., а ё – в 1797г.  Букву ё впервые использовал писатель Н.М.Карамзин, автор «Истории государства Российского».
Этих 33 букв нам сейчас вполне хватает.
– Давайте приоткроем завесу истории и, послушав отрывок из стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица», узнаем, как учили грамоте на Руси в старину.
(Эту часть урока можно оформить как  «Историческая справка».)

5. Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

(Приложение 1, слайд 7).

«Наша древняя столица».
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»;
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

– Как и кто обучал грамоте детей в старину?
– Что это за перья из «гусиного крыла»?
– Почему нож называли «перочинным»?
– Кому не полагалось учиться в старину?

(Приложение 1, слайд 8).

Словарная работа (дьяк, перочинный).

6. Работа с учебником

– Ребята, вы знаете, что есть правила произношения букв русского алфавита? Часть букв, обозначающих согласные звуки, произносится со звуком [а], часть со звуком [э] в начале, а часть со звуком [э] в конце. Внимательно прочитайте теоретический материал учебника.
– Сколько букв в русском алфавите?
– Сколько гласных букв?
– Сколько согласных букв?
– В чем особенность букв Ь и Ъ?
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [а].
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [э].

IV. Закрепление изученного материала

1. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера с целью закрепления правильного произношения букв (слайд 9 спроецирован на экране и раздаётся на каждый стол).

Задание: определите, каких букв нет в стихотворении, и вставьте их на место.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я, –
Все теперь мои друзья!

Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком,
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

2. Беседа:

 – Какое практическое значение имеет знание алфавита?
– В каких сферах деятельности человеку необходимо знание алфавита?
– Действительно, алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужное слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке.
К сегодняшнему   уроку некоторые ребята получили задание. Ребята, расскажите, что    вы узнали?
– Как используют алфавит в библиотеке?
– Как помогает алфавит медицинским работникам?
– Помощник учителя.

3. Творческое списывание

Задание: запишите слова в алфавитном порядке, уточните написание при необходимости  по орфографическому словарю.

Кор(?)еспондент, д…журный, арх…тектура, г…олог, ин…циатива, к…манда, г…нерал,  сп…сибо, р…дакция, инст…тут, эксп…диция, б…бл…отека, к…т…лог, б…ография, с…наторий, а…томобиль, брош…ра.
(Автомобиль, архитектура, библиотека, биография, брошюра, генерал, геолог, дежурный, инициатива, институт, каталог, команда, корреспондент, редакция, санаторий, спасибо, экспедиция).

4. Игра «Кто быстрее?»

Задание: мысленно расположите слова по алфавиту, определите их очередность и соедините стрелочками с нужным номером. Каждый ученик заполняет индивидуальную карточку, которую он сдаёт после выполнения задания. Победитель определяется по двум критериям: правильность выполнения работы и скорость заполнения карточки.

Знания                        1 
Хорошист                  2
Чистота                   3
Циркуль                     4
Карандаш                  5
Скорость                 6
Школа                      7
Наряд                       8
Пенал                       9
Жизнь                      10

5. Работа над культурой речи

– Посмотрите, ребята, на современный алфавит.
– О букве говорят, что она обозначает звук. Различайте звук и букву. Не произносите вместо звука название буквы.

(Приложение 1, слайды 10, 11). «Помоги Незнайке».

– Ребята, помогите Незнайке. Посмотрите, как выполнил он задание. Найдите ошибки, запишите названия букв в исправленном виде.
– В слове лист 4 буквы: «ль», «и», «сэ», «тэ».
– В слове строчка 7 букв: «эс», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

Одна из загадок русского языка – мягкий знак. Буква, которая не обозначает звука. Как связан  Ь  с орфографией?
Мягкий знак – всегда орфограмма (ошибкоопасное место).

(Приложение 1, слайды 14-17).

Задание: распределите слова в три группы.

(Приложение 1, слайды 18, 19).

Мальчик, роскошь, тетрадь, рассказываешь, вьётся, купаться, Софья, назначьте, возьми.

– Объясните свой выбор.

6. Комментированное письмо

– Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)

Задание: определить род существительных и объясните постановку  ь  или его отсутствие на конце существительных с помощью тренажёра-круга.
Технология: у доски работают три ученика, остальные записывают в тетрадь. Один ученик читает пример, второй на тренажёре-круге определяет род, склонение существительного, третий  с помощью тренажёра-круга объясняет написание  Ь на конце существительных.

На море свирепствовал смерч; мальчику подарили мяч и игрушечный меч; в трюме была обнаружена течь; пробежала мышь; вовремя подоспела помощь; озорной малыш; печь обогревала все комнаты; сторож караулил дом; рядом с домом был гараж; гуашь и тушь нужна художникам; вокруг тишь да гладь; лесная глушь; расцвёл ландыш; шумит камыш; купи мне брошь; смелая молодёжь.

7. Распределительный диктант

(Приложение 1, слайды 20, 21).

Расположите названия разделов науки о языке в алфавитном порядке:  фонетика, морфология, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, лексика, грамматика.

Технология: слова проецируются на экране и записаны на карточках, выходя к доске, ученик должен прикреплять картонную карточку с названием раздела науки о языке с помощью магнита на доску в алфавитном порядке.

8. Игра «Шифровальщик».

(Приложение 1, слайды 22, 23).

Задание: прочитайте и запишите зашифрованные слова.

 9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20.
9, 3, 21, 12, 10.
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1.
19, 10, 15, 20, 1, 12, 19, 10, 19.
2, 21, 12, 3, 29

Ответы: загадка, алфавит, звуки, фонетика, синтаксис, буквы.

Технология: у каждого ученика есть карточка с алфавитом, над буквами расставлены цифры. Ребята получают задание по рядам (по два слова, если остаётся время на уроке, шифруют все слова). Кто быстрее.

V. Подведение итога урока

– Что такое алфавит?
– Как образовалось это слово?
– Зачем нужно знать алфавит?
– Что вы узнали из истории азбуки?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы обозначают гласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы обозначают согласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы не обозначают звуков?
– Если первые буквы слов одинаковые, как правильно расположить слова?

VI. Выставление оценок

VII. Информация о домашнем задании

– Выучить алфавит.
– Выполнить упражнение № 289.

Дополнительное задание по желанию. Карточку ребята выбирают самостоятельно.

Индивидуальное задание по карточкам:

1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение. Распределите слова по следующим тематическим группам: «Школа», «Библиотека», «Театр» в алфавитном порядке.

Р…пертуар, в..стибюль, к…талог, илл…страция, д..ректор, к..нцелярия, к..б..нет, р..п..тиция, сп..ктакль, бр..ш..ра, аб..н..мент, б..ллетень, п..р..одические издания, дек. .рация, д..бют, б..летристика, л. .уреат, к. .ридор, экзаменатор, атт..стат зрелости, л..бораторная работа, аплодисменты, п…рсонаж, н..велла, м..нускрипт, энц. .клопедия, г..рбарий, б..леты, ф..йе, лит..ратурный г..рой, г..зеты, г..рдероб, б..нокль, п..ртер, ф..стиваль, ст. лаж, консультация, экземпляр, к..р..ндаш.

2.  В данных словах вставьте пропущенные гласные и согласные буквы, расставьте ударение. Выпишите слова по следующим тематическим группам: «Физкультура и спорт», «Наука и техника» в алфавитном порядке.

Арт..лерист, б..тальон, трен..ровка, с..м..фор, тр..лейбус, к..мета, пл..нета, экск..ватор, диз..ль, г..мнастика, д..визия, г..н..рал, к..р..бин, рот..принт, эск..латор, ст..дион, б..ссейн, тр..мплин, р..кетчик, к..нвейер, ш..нель, инт..ндант, к..н..нада, бл..када, р..портаж, ф..нал, к..мпьютер, г..потенуза, к..ррозия, м..лекула, ч..мпион, п..л..гон, к..зарма, п..л..тка, к..мпания, п..тит, ман..кен, р..нтген, д..агноз, п..циент, б..ктерия, бл..ндаж, б..с..ктриса, м..диана, с..ликаты, б..скетбол, тр..ншея.