Цели:
- Познакомить с весёлыми стихами и сказками К.И.Чуковского.
- Учить выразительно читать разнообразные стихи и сказки К.И Чуковского.
- Развивать эмоциональное восприятие шуточных стихотворений, творческую активность школьника.
- Создать условия для осознания ребёнком своих способностей к творчеству.
Оборудование урока: портрет К.И Чуковского, книги (для выставки), рисунки детей, маски – шапочки, игрушечный телефон.
Программа: УМК «Школа России».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Инсценировка стихотворения «Телефон».
– Ребята, а кто знает как называется это
стихотворение? («Телефон»)
– А кто его написал? (К.И.Чуковский)
2. Сообщение темы, цели урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся со
стихотворениями и сказками К.И.Чуковского и
будем учиться читать стихи и сказки
К.И.Чуковского.
Всё, что он писал: стихи, загадки, сказки
называется творчеством К.И.Чуковского и мы
сегодня на уроке тоже сделаем маленькие шаги к
творчеству.
3. Обращение к портрету
– Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать
о К.И.Чуковском? (У него крупные черты лица,
щёточка усов, добрый, смеющийся взгляд)
– Ребята, стихи и сказки у него такие же добрые
как и он сам.
– А кто рядом с ним изображён? (Герои его
сказок). А вот выставка ваших рисунков, на
которых изображены герои, прочитанных вами
сказок. К.И.Чуковский – сказочник, переводчик.
Переводчик – это человек, который переводит
текст с одного языка на другой. К.И.Чуковского уже
нет в живых, но до сих пор мы читаем его стихи,
сказки, считалки, загадки. Я приготовила вам
выставку книг, где собраны многие произведения
К.И.Чуковского. Есть в отдельных изданиях, есть
сборники.
– А кто знает и может рассказать наизусть
стихотворение?
– А какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют)
– Да, ребята, многие сказки Чуковского дети
помнят наизусть. И знают их гораздо раньше, чем
узнают буквы. Трудно найти среди вас, кто бы ни
продолжил « Одеяло убежало…», «У меня зазвонил
телефон…»
– Вначале урока вы слышали в моём исполнении и в
исполнении Жени отрывок из сказки К.И.Чуковского
«Телефон».
4. Работа по учебнику
– Этот отрывок есть и в « Русской Азбуке».
Откройте учебник на с.222.
Чтение учителем отрывка сказки.
5. Эмоционально-оценочная работа
– Какое настроение вызвало это стихотворение? (Весёлое,
радостное)
– А о ком идёт речь в этом стихотворении? (О
слоне, о авторе)
– А кто ещё звонил К.И.Чуковскому? Кто знает? (Кенгуру,
крокодил, газели, свинья, мартышки и т. д.).
– А вам понравилось как мы с Женей читали
стихотворение?
6. Работа над выразительностью
– Сейчас и вы будете учиться выразительно читать. А кто знает что значит – выразительно? (Умение правильно использовать интонацию, повышение и понижение голоса, ударение, паузы)
– Приготовьте карандаши.
а) Чтение вполголоса
– Учимся читать, слушая свой голос. По ходу чтения отметьте непонятные слова.
б) Словарная работа
– Какие слова непонятны?
Этак – примерно, приблизительно;
мой – принадлежащий к кому-то;
пуд – старая русская мера веса(16,38 кг)
в) Выразительное чтение учащихся по ролям.
7. Физминутка
Из стихотворения К.И.Чуковского «Свинки».
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-туки
Туки-туки-туки-туки
И постукивают
И похрюкивают
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк.
8. Игра «Загадки»
– Корней Иванович отличался большим
трудолюбием. Где бы он ни был; в трамвае, в
очередях за хлебом, чтобы не тратить попусту
время, сочинял загадки для детей.
И мы сейчас поиграем.
– Некоторые ребята приготовили эти загадки. Выслушайте внимательно и угадайте, кто это или что это? (Чудесный дом. Чудесная пещера. Зубастая пещера)
9. Игра «Угадай сказку»
– Дома вы готовили отрывки из сказок, прочитайте, а другие ребята будут отгадывать.
10. Работа по учебнику
– В нашей « Русской Азбуке» есть ещё сказка К.И.Чуковского. Называется она «Путаница»
а) Словарная работа.
– Как вы думаете, что обозначает слово «Путаница»? Это нечто запутанное, бестолковое.
Реветь – протяжный громкий крик.
б) Чтение учителем.
– Я прочитаю отрывок из сказки « Путаница», а вы послушайте, как я читаю, где делаю паузы, как выделяю голосом слова.
11. Работа над содержанием
– Что произошло в этой сказке?
– А что было дальше, вы можете узнать, взяв в
библиотеке книгу и прочитав её.
в) Чтение вполголоса
– Вы сейчас сами почитаете вполголоса эту сказку и по ходу чтения карандашом будете отмечать непонятные слова.
12. Работа над выразительностью
– Найдите человечка, который мог бы прочитать это стихотворение? (На доске схематичное изображение мимика лиц человечков, изображающих удивление, радость, грусть, злость).
г) Чтение по ролям.
– Мы с вами сейчас попробуем читать по ролям. Какие герои встретились в сказке? (Свинки, утята, кошечки и т. д.)
13. Игра
– К нам в гости на урок пришли сказочные герои К.И.Чуковского.Давайте попробуем угадать из какой это сказки? (Дети угадывают)
14. Игра «Доскажи словечко»
1. Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей «Тараканище»)
2. Я за свечку
Свечка в печку!
Я за книжку
Та бежать
И вприпрыжку
Под… (кровать «Мойдодыр»)
15. Итог урока
– Чему учились на уроке? Что вы не знали, а
сейчас знаете? Это новое для вас?
– Какие задания показались вам более
интересными?
– Пригодятся ли вам знания этого урока в
дальнейшей жизни?
Список литературы:
1. Волина В.В. Занимательное
азбуковедение.– М.: Просвещение, 1994.
2. Чуковский К.И. Стихи и сказки. – М.: Изд-во
Эксмо, 2005.