Урок обучения грамоте "Веселые стихи и сказки К.И. Чуковского"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с весёлыми стихами и сказками К.И.Чуковского.
  • Учить выразительно читать разнообразные стихи и сказки К.И Чуковского.
  • Развивать эмоциональное восприятие шуточных стихотворений, творческую активность  школьника.
  • Создать условия для осознания ребёнком своих способностей к творчеству.

Оборудование урока: портрет К.И Чуковского, книги (для выставки), рисунки детей,     маски – шапочки, игрушечный телефон.

Программа: УМК «Школа России».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Инсценировка стихотворения «Телефон».

– Ребята, а кто знает как называется это стихотворение? («Телефон»)
– А кто его написал? (К.И.Чуковский)

2. Сообщение темы, цели урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями и сказками К.И.Чуковского и будем учиться читать стихи и сказки К.И.Чуковского.
Всё, что он писал: стихи, загадки, сказки называется творчеством К.И.Чуковского и мы сегодня на уроке тоже сделаем маленькие шаги к творчеству.

3. Обращение к портрету

– Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о К.И.Чуковском? (У него крупные черты лица, щёточка усов, добрый, смеющийся взгляд)
– Ребята, стихи и сказки у него такие же добрые как и он сам.
– А кто рядом с ним изображён? (Герои его сказок). А вот выставка ваших рисунков, на которых изображены герои, прочитанных вами сказок. К.И.Чуковский – сказочник, переводчик. Переводчик – это человек, который переводит текст с одного языка на другой. К.И.Чуковского уже нет в живых, но до сих пор мы читаем его стихи, сказки, считалки, загадки. Я приготовила вам выставку книг, где собраны многие произведения К.И.Чуковского. Есть в отдельных изданиях, есть сборники.
– А кто знает и может рассказать наизусть стихотворение?
– А какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют)
– Да, ребята, многие сказки Чуковского дети помнят наизусть. И знают их гораздо раньше, чем узнают буквы. Трудно найти среди вас, кто бы ни продолжил « Одеяло убежало…», «У меня зазвонил телефон…»
– Вначале урока вы слышали в моём исполнении и в исполнении Жени отрывок из сказки К.И.Чуковского «Телефон».

4. Работа по учебнику

– Этот отрывок есть и в « Русской Азбуке». Откройте учебник на с.222.
Чтение учителем отрывка сказки.

5. Эмоционально-оценочная работа
– Какое настроение вызвало это стихотворение? (Весёлое, радостное)
– А о ком идёт речь в этом стихотворении? (О слоне, о авторе)
– А кто ещё звонил К.И.Чуковскому? Кто знает? (Кенгуру, крокодил, газели, свинья, мартышки и т. д.).
– А вам понравилось как мы с Женей  читали стихотворение?

6. Работа над выразительностью

– Сейчас и вы будете учиться выразительно читать. А кто знает что значит – выразительно? (Умение правильно использовать интонацию, повышение и понижение голоса, ударение, паузы)

– Приготовьте карандаши.

а) Чтение вполголоса

– Учимся читать, слушая свой голос. По ходу чтения отметьте непонятные слова.

б) Словарная работа

– Какие слова непонятны?

Этак – примерно, приблизительно;
мой – принадлежащий к кому-то;
пуд – старая русская мера веса(16,38 кг)

в) Выразительное чтение учащихся  по ролям.

7. Физминутка

Из стихотворения К.И.Чуковского «Свинки».

Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки
Туки-туки-туки-туки
Туки-туки-туки-туки
И постукивают
И похрюкивают
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк.

8. Игра «Загадки»

– Корней Иванович отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был; в трамвае, в очередях за хлебом, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей.
И мы сейчас поиграем.

– Некоторые ребята приготовили эти загадки. Выслушайте внимательно и угадайте, кто это или что это? (Чудесный дом. Чудесная пещера. Зубастая пещера)

9. Игра «Угадай сказку»

– Дома вы готовили отрывки из сказок, прочитайте, а другие ребята будут отгадывать.

10. Работа по учебнику

– В нашей « Русской Азбуке» есть ещё сказка К.И.Чуковского. Называется она «Путаница»

а) Словарная работа.

– Как вы думаете, что обозначает слово «Путаница»? Это нечто запутанное, бестолковое.

Реветь – протяжный громкий крик.

б) Чтение учителем.

– Я прочитаю отрывок из сказки « Путаница», а вы послушайте, как я читаю, где делаю паузы, как выделяю голосом слова.

11. Работа над содержанием

– Что произошло в этой сказке?
– А что было дальше, вы можете узнать, взяв в библиотеке книгу и прочитав её.

в) Чтение вполголоса

– Вы сейчас сами почитаете вполголоса эту сказку и по ходу чтения карандашом будете отмечать непонятные слова.

12. Работа над выразительностью

– Найдите человечка, который мог бы прочитать это стихотворение? (На доске схематичное изображение мимика лиц человечков, изображающих удивление, радость, грусть, злость).

г) Чтение по ролям.

– Мы с вами сейчас попробуем читать по ролям. Какие герои встретились в сказке? (Свинки, утята, кошечки и т. д.)

13. Игра

– К нам в гости на урок пришли сказочные герои К.И.Чуковского.Давайте попробуем угадать из какой это сказки? (Дети угадывают)

14. Игра «Доскажи словечко»

1. Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей «Тараканище»)

2. Я за свечку
Свечка в печку!
Я за книжку
Та бежать
И вприпрыжку
Под… (кровать «Мойдодыр»)

15. Итог урока

– Чему учились на уроке? Что вы не знали, а сейчас знаете? Это новое для вас?
– Какие задания  показались вам более интересными?
– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Список литературы:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение.– М.: Просвещение, 1994.
2. Чуковский К.И. Стихи и сказки. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.