Лекарственные растения. Лесная аптека. 6-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 6


Продолжительность занятия: 45 минут.

Цели:

  • познакомить с историей использования лекарственных растений;
  • расширить знания детей о лекарственных растениях Подмосковного края и способах их применения человеком;
  • выяснить правила сбора лекарственных растений.
  • продолжить знакомство со способами  укрепления здоровья.
  • развивать экологическую культуру  школьников.

Задачи:

  • сформировать у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам своего здоровья
  • формирование у учащихся практических навыков и умений использования различных лекарственных растений для оказания медицинской помощи на природе
  • воспитывать  у учащихся чувство стремления к здоровому образу жизни
  • воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Занятие проходит в форме объяснительно-иллюстративный беседы-диалога с элементами обсуждения.

Учебно-наглядный комплекс: тетради, учебник, компьютерная презентация.

Форма работы на занятии: групповая и индивидуальная.

Оборудования занятия:

  1. Техническое обеспечение:

– персональный компьютер;
– мультимедийный проектор;

  1. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Предварительная работа:

  • подбор по данной теме научно-методической литературы (список прилагается);
  • подбор детских художественных произведений по данной теме (список прилагается);
  • сбор произведений устного народного творчества (загадок, народных пословиц и поговорок);
  • составление кроссворда “ТРАВНИК”;
  • разработка конспекта “Лесная аптека»;
  • подготовка отдельных учащихся с выступлениями по теме урока.  

«Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств...»

Изречение древнебуддийских медиков

ХОД ЗАНЯТИЯ

Что делают

Этап урока

Учитель

Ученики

I этап: организационный (1 мин.) Организация начала урока. Готовятся к уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши)
II этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала
(7мин.)

 

 

 

 

III этап: Изучение нового материала (25мин.)

Повторение пройденного материала прошлого урока: «Аптечка». Отвечаем на вопросы:
Сначала ответьте на мои вопросы.
  • Что нужно взять с собой отправляясь в поход? (Ответы детей…,… аптечка)
  • Как называются растения, которые помогают нам лечиться?
  • А как еще можно назвать  эти растения?

Дети: Зеленая аптека или лесная аптека.
Тема сегодняшнего урока: «Лесная аптека» (Приложение 1, слайд 1).
Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно сделать проверочную работу”.
На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться. Изучение нашей темы мы начнём с просмотра компьютерной презентации. После просмотра обсуждение.

Учитель: (Приложение 1, слайд 2). Эпиграф нашего урока:

Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом  так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих  их тайну разгадать.

М. Рязанов

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.
Лечебные травы собирали специальные люди.  Чтобы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд.
Разгадываем сканворд – загадку (Приложение 1, слайд 3).
Загадки к кроссворду  (Приложение 2).
В народной медицине с давних пор используются различные растения. В древние времена многие считали, что лекарственные растения, а также люди, лечившие ими, наделены сверхъестественной силой. В Древней Руси были травники или травознаи, которые без науки пытались проникнуть в тайны природы. Травников любили и уважали в народе, слагали о них песни.
Существовали книги-травники, в которых были собраны сведения о свойствах трав. Много в них было фантастического и даже вредного, но много было и полезного, подсказанного наблюдательностью, народным опытом. Особое значение стали придавать лекарственным растениям со времён Петра I. Позднее многие народные лечебные средства получили правильное научное истолкование и применяются в современной медицине.
3.  Но давно ли мы знаем о лекарственных растениях? Откуда они появились? Кто их открыл? (Приложение 1, слайд 4).

Оценка 1-у докладчику и ответ на вопрос: Когда в России появилась первая аптека?

4. Какие лекарственные растения вы знаете? Для лечения каких заболеваний  они применяются? (Ответы детей) 

Назовите, какие лекарственные растения растут в нашем лесу? (Ответы детей) 
Лекарственные растения Московской области (Приложение 1, слайды 5-11).
В производстве лечебных средств используется 200 с лишним видов растений. Из них вырабатывается более 30 процентов лекарств. В Московской  области ведётся сбор около 100 лекарственных растений. Сейчас уже заметно истощение некоторых видов когда-то многочисленных растений («любка» двулистная, валериана лекарственная и др.), поэтому многие из них занесены в "Красную Книгу" и охраняются законом. Далее приводятся примеры и небольшая характеристика таких растений.
После 2-3-го сообщений ответьте на вопрос:  почему некоторые лекарственные растения  Подмосковья занесены в «Красную книгу»?

5. Всегда ли можно применять лекарственные растения не посоветовавшись с врачом? Почему?  (Ответы детей.)
Рассказ  о том, что лекарственные растения   могут представлять и серьезную опасность (Приложение 1, слайды 13-17).
Прежде чем воспользоваться рецептами народной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом!
Ответ на вопрос: почему перед применением лекарственных растений надо обязательно советоваться с врачом?
6. А вы знаете, как правильно заготавливать лекарственные растения?

Заготовка лекарственных растений (Приложение 3)

Сбор и заготовка лекарственных растений связана с определенными трудностями. Несведущему человеку, отправившемуся за целебными травами, недолго нанести им и вред или собрать недоброкачественное, а то и ядовитое сырье. Качество лекарственного сырья также зависит не только от искусства сборщика, но и от времени года, атмосферных условий и ряда других факторов. Кроме того, среди лекарственных растений немало и таких, которые, ввиду их малочисленности, необходимо тщательно оберегать. При сборе лекарственного растения следует учитывать, какая именно его часть используется во врачебных целях и как производить сбор, чтобы не уничтожить заросли. Пренебрежение этими правилами может привести к полному исчезновению некоторых растений в данной местности (Приложение 1, слайды 18-19).

7.  Обзор литературы по данной теме: «Книги  о лекарственных растениях» (Приложение 1, слайд  20).

8. А как еще можно применять лекарственные растения?
Ответы детей: для приготовления лечебных чаев, различных добавок к еде и т.д.
В некоторых кухнях народов мира лекарственных растения используются  в   пищу (Приложение 1, слайды 21-22).
Учитель рассказывает о том, что лекарственные растения применяются не только для лечения, но и как вкусовые добавки к пище.
Многие из лекарственных растений являются замечательной пищей. Собирают цветы до обеда, когда они только начинают распускаться. Цветки используют как пряную, вкусовую, лечебную добавку для чая, супов, соусов. Во Франции, например, очень популярны фиалковое желе, желе из розмарина, конфитюр из лаванды и прочее.
Зверобой. Пряная приправа для рыбных блюд, из него также варят чай и другие, полезные для здоровья напитки.
Иван-чай. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы, чай.

9. Приготовление лекарственного витаминного чая  – семейный рецепт. (Приложение 4).

Дегустируем фиточай

Оценка 5-му докладчику и ответ на вопрос: почему полезно пить такой чай?

 

 

 

Запись в тетради даты и темы урока.

 

Просмотр компьютерной презентации. 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-е сообщение
Учащийся рассказывает об истории применения лекарственных растений для лечения человека.

2-е сообщение. Учащиеся рассказывают об лекарственных растениях родного края-Подмосковья. – 3-е сообщение. Учащийся приводит примеры, какие лекарственные растения занесены в «Красную книгу».
Слушают, делают необходимые записи в тетради (лекарственные растения Подмосковья).

 

 

 

 

 

4-е сообщение
Учащийся рассказывает, что необходимо учитывать при заготовке лекарственных растений.

 

 

 

 

Обзор литературы по данной теме делает учащийся или библиотекарь.

5-е сообщение
Учащийся рассказывает об использовании лекарственных растений приготовления лечебных чаев.

 

 

 

 

Представляет семейный рецепт приготовления фиточая.
Памятку самостоятельно читают  и вклеивают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.

IV этап: Первичное закрепление знаний (7 мин.) Проверочная работа «Проверь себя» по пройденной теме (Приложение 1, слайд 24).  
Этап рефлексии (Приложение 1, слайд 25)
Закончить фразу: «Я буду помнить о том…», «Я научился…».
Ответы. Взаимопроверка (если  в бумажном варианте, Приложение 5).
V этап: Итог урока (3 мин.) Учитель подводит итог урока (Приложение 1, слайд  26-27), выставляет оценки. Задают вопросы по теме учителю.
VI этап: Информация о домашнем задании (2 мин.) Домашнее задание: (Приложение 1, слайд 28)
1. Составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения   иммунитета.
2. Подготовить семейный рецепт с использованием лекарственных растений;
3. Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о лекарственном растении.
Записывают в дневник и тетрадь.

Список используемой литературы:

  1. Зорина Т.Г., «Школьникам о лесе», 2 издание, доп., Лесная промышленность, 1971 г.
  2. Зотов В. «Лесная аптека» – «Вороний глаз» – аудиозапись, интернет-ресурс
  3. Картинки, анимации, gif-рисунки – Интернет-ресурсы.
  4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, АСТ, 2009 год.
  5. Максиняева М.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками», Москва «Сфера», 2004 год
  6. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, 2003 год.