Некоторые приемы предупреждения ошибок школьников по математике в 5–6-х классах, вызванных ассоциациями

Разделы: Математика


Предупреждать ошибки намного сложнее, чем учить учащихся решать сложные задачи.

Ошибки учащихся можно разделить на:

  • вычислительные,
  • алгебраические,
  • геометрические и т.д.

Хочу обратить ваше внимание на ошибки учащихся 5 – 6-х классов, которые они совершают, применяя ранее изученный алгоритм на новые понятия и задания, то есть ошибки вызванные ассоциацией. Как же методически предупредить эти ошибки? Основа этого – знания, полученные учащимися в начальной школе. На первых уроках математики в 5х классах мы говорим про натуральные числа: понятие натурального числа, с помощью каких знаков они записываются, как называется запись.

      Натуральные числа      –      запись с помощью 10 цифр    –   десятичная запись

  • Бесконечно много.           – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.          – разряды и классы.
  • Самое маленькое – 1.
  • Самого большого нет.

Одной из ошибок являются пропуски нулей в числах. Для того чтобы предотвратить эту ошибку, учащиеся работают с таблицей классов и разрядов, при этом важны следующие задания:

  • Прочитайте числа, предварительно разбив их на классы, что означает 0 в записи каждого числа?
  • Напишите число в котором:
  • 8 сотен 0 десятков 5 единиц.
  • 7 единиц 9 тысяч 5 сотен 3 десятка.
  • 6 тысяч 5 единиц 0 десятков 0 сотен.
  • Запишите цифрами числа:
  • Двести семьдесят пять.
  • Одна тысяча сто.
  • Два миллиона двести пятьдесят тысяч один.
  • Замените каждое число суммой разрядных слагаемых:

875, 1045, 7187, 935 675.

Важны и интересны задания на нахождения следующего числа, предыдущего, записи чисел в порядке убывания и возрастания.
Например: назовите число, следующее за числом 999; какое число предшествует числу 1000; поставьте числа 15, 5, 77, 11, 99, 1 в порядке возрастания.

В этот период мы начинаем готовить учащихся к решению комбинаторных задач. Это пропедевтика курса статистики и теории вероятности, вводимого в учебный процесс, начиная с 7 класса.

Комбинаторная задача 5-го класса может иметь вид:

  • Запишите все двузначные числа, в запись которых входят лишь цифры 5 и 7. Найдите сумму этих чисел.

В этой задаче мы находим сумму чисел, а для этого важно с учащимися повторить компоненты сложения, которые они знают с начальной школы. Учащимся можно задать следующие вопросы:

  • Как найти неизвестное слагаемое?
  • Может ли сумма натуральных чисел быть меньше одного из слагаемых?
  • Может ли сумма двух слагаемых быть равна одному из них?

В дальнейшем при решении уравнений, упрощении выражений надо обязательно помнить компоненты умножения, деления, вычитания, сложения. Например, при упрощении выражений у учащихся возникают ошибки в таких примерах: 4х + х, 5у – у, 2х + 0, 3у – 0.  Чтобы избежать этих ошибок, распишем более подробно выражение:
4х + х = х + х + х + х + х = 5х или 4х + х = 4х + 1х = 5х.
При решении уравнений, таких как 4х = 16, 5у = 20 учащиеся не знают, как найти значение переменной. Вспомним правило нахождение неизвестного множителя: чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель:

х = 16 : 4, х = 4;  у = 20 : 5, у = 4.

В следующем уравнении используем правила нахождения неизвестного делимого, а затем неизвестного множителя:

8х : 5 = 16,
8х = 16 * 5,
8х = 80,
х = 80 : 8,
х = 10.

Часто ошибки в старших классах бывают и на порядок действий в выражениях без скобок  и со скобками. Здесь необходимо ввести задания:

  • Проставь порядок действий в примере.
  • Какое действие будешь делать первым: сложение или умножение, деление или вычитание в примерах без скобок и со скобками?

Например, поставьте порядок действий и вычислите: 52998 : (37 + 29), 10260 : 36 + 164.

Подводя итоги ГИА и ЕГЭ, учителя увидели, что старшеклассники практически не умеют считать, особенно устно.
Для того что бы у учащихся возникали правильные ассоциации необходимо вводить устный счёт на каждом уроке математики с 5 по 11 класс.
В устный счёт могут быть включены такие задания как: вычисли, реши по цепочке, заполни таблицу, реши задачу устно, назвав только ответ.

Например:

  • Вычисли устно:

270 : 3          1224 : 12          300 * 6
350 : 5          2814 : 14          603 * 2
640 : 8          3618 : 6            108 * 5
930 : 3          500 : 5              801 * 6

  • Может ли сумма двух чисел равняться разности этих чисел?
  • Может ли произведение двух чисел равняться частному этих чисел?
  • В математическом кружке 10 человек. Из всего состава кружка надо выбрать старосту и одного заместителя. Сколькими способами это можно сделать?

В 5 классе даются понятия: отрезка, длины отрезка, треугольника, луча, прямой, плоскости – это пропедевтика геометрического материала.

Для предотвращения ошибок учащийся должен чётко знать:

  • Отрезок – имеет начало и конец.
  • Луч – имеет начало и не имеет конца.
  • Прямая – не имеет ни начала, ни конца.
  • Через две точки можно провести единственную прямую.

Для треугольника, четырёхугольника, многоугольника важно чётко дать понятия: сторон, вершин, периметра и площади. Важно чётко показать соотношение между единицами длины, площади, объёмов.

1 см = 10 мм ; 1 см2 = 100 мм2 ; 1 см3 = 1000 мм3
дм см дм2 см2 дм3 см3
м дм м2 дм2 м3 дм3

Далее даём обозначения:

  • Кило – тысяча (километр – тысяча метров).
  • Гекто – сто (один гектар равен тысячи ар).
  • Деци – одна десятая (один дециметр равен одной десятой метра).
  • Санти – одна сотая (один сантиметр равен одной сотой метра).
  • Милли – одна тысячная (один миллиметр равен одной тысячной метра).

Предотвращая ошибку при сложении длин, переводим всё к одной наименьшей единице.

Например, вычислите:

3см 2мм + 4см + 1дм 5см 3мм = 32мм + 40мм + 153мм = 225мм = 2дм 2см 5мм.

Это необходимо в дальнейшем при решении задач по физике, алгебре, геометрии.
В 5 классе мы вводим понятие шкалы, координат, которое в дальнейшем учащиеся используют практически (градусник, линейка, весы и т.д.).
Изучив, обобщив понятия сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, мы вводим свойства данных действий:

  • переместительное,
  • сочетательное,
  • распределительное свойство умножение относительно сложения и вычитания,
  • свойства нуля и единицы,
  • свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы.

Данные свойства необходимо использовать для предотвращения ошибок при решении примеров и упрощении выражений.

  • Вычислите, используя свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа:

5 – (2 + 1) = 5 – 2 – 1 = 2,
(5 + 2) – 1 = 5 + 2 – 1 = 6.

  • Прочитайте и упростите, используя компоненты и свойства действий:

(а – в) + 5          3 – (х + 5)           3у + у
(у + 2) – 4         (а – 8) + (с – 5)    5а – а

Введение буквенной записи свойств сложения и вычитания готовит учащихся к восприятию алгебраических выражений, предупреждает ошибки учащихся, связанные с ассоциациями. Введение квадрата и куба числа, степени числа в 5 – 6-х классах, подводит к определению этих понятий в алгебре 7-го класса.

В 5-м классе вводится понятие десятичные дроби, используя понятия о разрядах и классах, сравнение десятичных дробей по разрядам.

При изучении темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» можно использовать правила сложения и вычитания натуральных чисел, здесь ассоциации только помогут учащимся.

Натуральные числа                   Десятичные дроби

745 – 326                                       74,5 – 3,26

Подписываем вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы одинаковые разряды чисел находились друг под другом.

Выполняем вычитание по разрядам, начиная с единиц низшего разряда, запятая под запятой.

Аналогично, выполняем сложение натуральных и десятичных дробей.

Сложение дробей              Вычитание дробей

2, 34 + 7,82                               8,07 – 5,02
27,24 + 1,1                                35,2 – 2,47
5,5 + 12,27                                18,5 – 0,243
0,85 + 1,345                              0,27 – 0,033

Математика в 5 – 6-х классах является базовой для дальнейшего изучения алгебры, геометрии и других предметов в старших классах. Буквально в каждой теме и 5-го и 6-го класса можно найти возможность для предупреждения будущих ошибок школьников, вызванных ассоциациями. Поэтому важна результативность работы учителя по предупреждению ошибок, вызванных ассоциациями. Она зависит от умения учителя видеть:

  • возможности развития учебных навыков учащихся,
  • работу над характерными ошибками учащихся при выполнении самостоятельных и контрольных работ,
  • перспективы преемственности в обучении учащихся начальной школы и средней.