Предварительная работа:
- Изготовление тряпичной куклы “Гжелочка”, белых тряпичных салфеток с бахромой, оформление выставки с изделиями Гжели.
- Знакомство детей с гжелью; рассматривание гжельского фарфора; рассматривание иллюстраций и фотографий современного использования гжельской росписи.
- Художественно-творческая деятельность детей (рисование красками элементов узора).
Цель урока:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи урока:
Познавательные:
- Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Гжели: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности.
Художественно-эстетические:
- Формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения.
- Учить понимать содержание произведений искусства (яркость, нарядность, декоративность, которая проявляется как в цветовом декоре, так и в конструкции изделия), выделять средства выразительности (элементы узора, колорит, композиция).
- Вызвать желание включать познанное – через искусство – в собственную художественно-эстетическую деятельность.
Специальные:
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за “умелые руки” народные.
- Воспитывать желание продолжать традиции народных мастеров, быть трудолюбивыми, терпеливыми, самостоятельными.
- Приобщать детей к основам рукоделия. Учить относиться к труду (украшению салфетки) с любовью, терпением, аккуратностью.
Технические:
- Познакомить с материалом для труда (тканью, красками акриловыми, кисточками-спонжи, трафаретами); учить ими пользоваться при украшении салфетки.
Материалы: тряпичная кукла “Гжелочка”, выставка гжельских изделий, ткань, краски акриловые, кисточки-спонжи по количеству детей, трафареты – на 2-3 больше, чем детей.
Ход занятия
– Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, предлагаю поздороваться с гостями. (Дети здороваются).
– Мы с вами уже познакомились, но я еще раз вам напоминаю, что зовут меня Анна Александровна.
– Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
– Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.
– Я приглашаю вас на необыкновенную выставку изделий русских мастеров, русских умельцев. На выставке разрешается только смотреть, руками трогать экспонаты (предметы) на выставке запрещается. На выставке гостей встречает и знакомит с экспонатами экскурсовод.
– Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы согласны? (Предложить встать полукругом). Полюбуйтесь красивыми изделиями. (Дать возможность несколько секунд полюбоваться). Они вам нравятся? (Да!) Чем нравятся? (Они красивые, блестящие, необыкновенные, неповторимые…)
– Какие вы видите предметы на выставке? (Дети перечисляют: “Чашечку, вазочку, котика, хрюшку, тарелочку, подсвечник…”).
– Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”? Знаете, почему? (Выслушать предположения детей). Все эти изделия называют гжельскими по названию небольшой подмосковной (под Москвой) деревушки Гжель. Там живут мастера, которые умеют делать посуду с небесно-голубыми, синими узорами.
– Какую посуду вы видите на выставке? Назовите. (Чайник, чашка, тарелка, солонка…).
– Какие сувениры вы видите на выставке? Назовите. (Фигурки птиц и животных: котика, свинки, коровки, бычка, тигренка…).
– А как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Дети делают предположения.) Почему ты так думаешь? А если по нему тихонечко постучать, какой звук? На что похоже? (Легонько постучать по изделию, дети отгадывают, какой звук: звонкий, легкий. Подвести к выводу, что это фарфор).
– Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества. (Предложить обследовать – потрогать и посмотреть поближе один из предметов). Какие они? (Гладкие, блестящие, глянцевые, расписные, красивые, твердые…) Сверху мастера покрывают изделия глазурью.
– Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.) А что же на них изображено, что вы видите? (Цветы, пружинки, сеточки). А какого цвета пружинки, розы, сеточки, капельки? (Синего.)
– Изделия изготавливаются вручную, а каждый художник расписывает изделие в своей неповторимой манере. И цветы, и капельки, и птицы, и пружинки каждый художник рисует по-своему. Вот и получаются все гжельские изделия одновременно и похожие, и совершенно разные.
– А знаете, почему гжельские мастера украшают свои изделия именно голубым, синим цветом? (Нет!)
– Потому что говорят, что такого синего неба, как над крышами домов деревушки Гжель, нет нигде. Вот и задумали мастера, художники эту синеву перенести на белый фарфор, чтобы светились изделия небесным цветом и напоминали о безоблачной голубизне, о ласковом лете.
– Я раскрою вам секрет: посуда, фигурки так хороши, что слава о Гжели разлетелась по всему свету. Почему так полюбилась Гжель людям: и русским и иностранным жителям? – За необыкновенный цвет, он всегда бело-синий – яркий и звонкий, как колокольчик звенит на морозе или как ручеек журчит быстрый. Поэтому и любят дарить сувениры и посуду на дни рождения и праздники. “Что глянется, к тому и сердце тянется”.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая … (Гжель).
– Что вам на выставке понравилось больше всего? Почему? (Предложить объяснить).
– Как вы думаете, как нужно обращаться с изделиями Гжели? Почему? (Аккуратно, бережно, чтобы не уронить, не разбить; следить за их чистотой – чтобы они “улыбались” своей необыкновенной красотой).
– Гжельские узоры приятно рассматривать. И теперь гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье и даже в интерьере. (Показывать детям фотографии). Посмотрите как красиво!
– Сегодня к нам в гости пожаловала красавица Гжель. ( Достать тряпичную куклу в красивом платке, но с неукрашенной юбкой). Посмотрите! Но случилась у Гжелочки большая неприятность. Снежная Королева похитила все узоры с её праздничного наряда. Огорчилась необыкновенная кукла, ведь имя ее как раз связано с гжельским узором. Найдутся ли мастера, чтобы помочь её горю? (Предложить детям подумать, как помочь кукле?). Как хорошо, что Гжелочка пришла к вам в детский сад. Сразу видно, что дети в старшей группе добрые и трудолюбивые.
– Но к работе могут приступить только настоящие мастера, а для этого нам нужно приготовить наши пальчики. (Предложить по показу выполнить пальчиковую гимнастику):
Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
(Дети сидят на стульчиках полукругом. Показать им последовательность работы:
- Сначала нужно взять салфетку и положить ее ровно. Найти середину и приложить трафарет – тот, который понравился.
- Затем нужно взять кисточку-спонж и аккуратно обмакнуть в краску.
- Не сдвигая трафарета, аккуратно примакивать краску по всему трафарету.
- Аккуратно снять трафарет и немного подождать – дать краске высохнуть).
А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую! (предложить детям занять рабочие места).
Во время самостоятельной работы помогать затрудняющимся детям в изготовлении салфетки, следить за осанкой, за техникой исполнения.
Дети печатают на ткани узоры с помощью трафарета. Дети любуются своими работами.
– Готовыми салфеточками предлагаю украсить юбку Гжелочке.
Готовые салфеточки вешаются кукле на пояс.
– Дети, каждый из вас сделал одну салфеточку, а в целом получилась необыкновенно красивая юбка. Полюбуйтесь красотой нашей работы!
Гжель: Спасибо, мастера, за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше! Знать, не пропадет красота на Руси!
– Гжелочка, оставайся в старшей группе погостить! Порадуй своей красотой и детей и взрослых!
– Спасибо вам, ребята! Умеете вы вовремя приходить на помощь, умеете быть трудолюбивыми, настоящими мастерами “золотые руки”!
В добрых руках работа спорится.
Умелые руки не знают скуки.
А настоящие мастера всегда убирают свои рабочие места. Наведите порядок на столе.
Соберите, пожалуйста, все в корзинку. И попрощайтесь с гостями. До свидания!