"Дорог каждый зуб". Занятие по здоровому образу жизни для обучающихся 7–8 лет

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель урока: формирование знаний и навыков у обучающихся по сохранению здоровья полости рта и зубов человека.

Задачи урока:

  • дать понятие о строении и функции зубов, научить правилам гигиены полости рта.
  • развивать умение анализировать, высказываться по данной теме.
  • приучать беречь свои зубы, правильно ухаживать за полостью рта.

Форма и методы:

  • объяснительно – иллюстративный
  • работа с тетрадью
  • частично – поисковый
  • самостоятельная работа “Исключи лишнее”
  • работа в группах

Оборудование: наглядное пособие “Строение зуба”, модель “Зуб человека”, муляж “Челюсти человека, зеркальца, зубная щетка, карточки “Исключи лишнее”, правила сохранения зубов здоровыми, иллюстрация “Баба-Яга с одним зубом”, конверт с письмом о правилах ухода за зубами для Бабы-Яги.

План занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия детям.
  2. Строение ротовой полости и зубов человека.
  3. Самостоятельная работа “Исключи лишнее”.
  4. Работа в группах “Правила ухода за зубами”.
  5. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Сообщение темы и цели занятия детям.

Педагог:

– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Я рада видеть вас снова на занятии по здоровому образу жизни! Наше знакомство с организмом человека продолжается.

Педагог:

– Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы быстренько сообразите, какой будет ответ:

Тридцать два веселых друга,
Уцепившись, друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке.
Хлеб едят, грызут орешки (зубы)

Педагог:

– Ну, как догадались? (ответы детей)

– Конечно же, это – зубы.

– Вот и тема нашего занятия сегодня “Дорог каждый зуб”.

– Ребята, запишите, пожалуйста, число и тему занятия в тетрадь.

– А вы знаете, почему нам дорог именно каждый наш зуб?

– Сегодня вы и узнаете, для чего нам нужны зубы, а также научитесь соблюдению правил гигиены полости рта.

2. Строение ротовой полости и зубов человека.

Педагог:

– У грудного ребеночка зубов нет, а появляются первые 2 зубика месяцев в 6. Когда ребенку исполняется 2,5-3 годика у него полностью вырастают первые зубы, у них нет корней, они называются “молочные”, их всего 20 штук– 10 на верхней челюсти и 10 на нижней. Прорезываются зубы в строго определенном порядке. Молочные зубы живут всего несколько лет, а потом начинают выпадать, меняться на “коренные” зубы, в том же порядке, как и прорезались. Раньше в деревнях выпавший зубик бросали за печку и говорили: “Мышка, забери мой зуб молочный, дай мне новый коренной”.

Когда ребенок вырастает и становится взрослым, у него должно вырасти 32 зуба, по 16 на каждой челюсти. Зубы захватывают, удерживают, пережевывают и измельчают пищу. Каждый зуб отвечает за свою работу. Например: резцы, от слова “резать” отрезают пищу, клыки отрывают ее, коренные зубы перетирают, чтобы измельченную пищу отправить в желудок.

Педагог:

– Ребята, посмотрите на свои зубы в зеркальца и найдите у себя резцы, клыки, коренные зубы. Хорошо, когда все зубы на месте, и работают слаженно. А если зубы заболят, их придется вырывать, тогда вам сложнее будет пережевывать пищу, она будет попадать в желудок не как пюре, а как крупные кусочки, и желудок начнет болеть.

– Почему же иногда наши зубы болят? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, как устроены наши зубы (прикрепляет на доску наглядное пособие “Строение зуба”).

У нас во рту есть две челюсти – верхняя и нижняя, на них находятся зубы в специальном углублении, которое называется “зубная ячейка”. У каждого зуба есть “корни”, которые уходят глубоко в кость челюсти. Они закрепляют зуб в десне, чтобы они не шатались. Основание зуба со всех сторон окружено десной.

Педагог:

– Ребята, наши зубы состоят из трех слоев. Внутренний слой – мягкий он называется “пульпа” – в нем располагаются кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают питательные вещества, и нервы, обеспечивающие чувствительность зуба, именно этот слой и болит, если сюда попала инфекция, горячая или холодная вода. Пульпа надежно защищена от внешних воздействий самым твердым веществом, которое есть в нашем организме. Это вещество намного прочнее, чем кости и называется оно “дентин”. Пульпа лежит в дентине, как в коробочке. Сверху зуб покрывает “эмаль”это твердое вещество, которое как краска защищает дентин от внешних воздействий. Если на эмали и дентине появляются трещинки, то через них к пульпе попадают болезнетворные микробы, нервные окончания начинают чувствовать холодное и горячее, тогда пульпа воспаляется, и зуб начинает болеть.

Педагог:

– Ребята, давайте мы с вами повторим, а затем, вы запишите в тетрадь, как называются слои зуба на объемной модели (передает детям модель “Зуб человека”, дети достают слои и называют их). Так зубы устроены у человека, у животных, но не у всех.

– Как вы думаете, у рыб есть зубы? Зубы рыб совсем не похожи на зубы людей. У них совсем другое строение. Это косточки, которые выросли на десне.

Загадка-шутка:

– Как правильно сказать?

– У рыбей нет зубей.

– У рыбов нет зубов.

– У рыб нет зуб.

Физкультминутка “Четыре стихии”

Упражнение 1:

Руки согнуты в локтях, ладони вверх. Дети повторяют за педагогом:
“Я приветствую тебя, Воздух!”.

Упражнение 2:

Опустить руки вниз, ладонями к полу. Дети повторяют за педагогом:
“Я приветствую тебя, Земля!”.

Упражнение 3:

Ладони перед собой, руки вперед. Дети повторяют за педагогом:
“Я приветствую тебя, Вода!”.

3. Самостоятельная работа “Исключи лишнее”

Педагог:

– Чтобы наши зубы были крепкими и здоровыми нужно беречь их с детства.

(Раздается стук в дверь).

– Ребята, кто это может быть? (Появляется почтальон, в руках с большим конвертом, в нем письмо для обучающихся 7-8 лет, на занятие по теме “Дорог каждый зуб”).

– Давайте посмотрим? О, это письмо! От кого же оно? А кто же это на картинке? Правильно – это Бабка – Яга (см. приложение 1)

– Что же она нам пишет? Давайте прочитаем:

“Дорогие ребята! Посмотрите на мою фотографию, поглядите, какое у меня горе приключилось! Только я пряничек столетней давности отведать хотела, как сломала 5 зубов, только орешков каленых погрызть собралась, как выпало у меня еще 6 зубов, только начала косточки за ужином разгрызать, как еще 10 зубов потеряла. Попила молочка холодного, да чаем горячим запила так еще 10 зубов выпало. Без зубов я улыбаться перестала, стесняюсь очень. А все вокруг думают, что я такая злая. Помогите мне, несчастной! Помогите сохранить последний, единственный зуб! Посоветуйте, что мне делать!

Педагог:

– Бедная Баба-Яга, несчастная как же она теперь жевать-то будет?

– Давайте составим меню для Бабы-Яги.

Педагог:

– Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу “Исключи лишнее”.

– Ребята, я раздам вам карточки, в которых нужно выбрать и подчеркнуть только полезные для зубов продукты (см. приложение 2).

4. Работа в группах “Правила ухода за зубами”.

Педагог:

– Что может помочь сохранить Бабе-Яге этот зуб? Давайте вспомним правила ухода за зубами, которые наверняка вам всем известны, запишем и пошлем бабушке в лес.

– Ребята, сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа должна вспомнить и назвать правила ухода за зубами по очереди (педагог одновременно вывешивает правила на доску):

  1. Полощи рот теплой водой после каждого приема пищи.

  2. Чисти зубы утром и перед сном.

  3. Не грызи зубами твердые предметы (орехи, кости).

  4. Не ешь одновременно слишком горячую и холодную пищу

  5. Два раза в год посещай зубного врача– стоматолога.

Педагог:

– Чистить зубы надо тоже правильно.

(Педагог показывает детям с помощью зубной щетки как правильно чистить зубы на муляже “Челюсти человека”)

– А теперь давайте правила ухода за зубами сложим в конверт и отправим бабе-Яге в лес.

5. Подведение итогов.

Педагог:

– Ребята, теперь мы знаем, что нужно делать, чтобы не остаться с одним зубом, как Баба-Яга: правильно ухаживать за зубами, соблюдать правила гигиены полости рта и зубов, есть полезные для зубов продукты. Тогда наши зубы будут здоровыми, и мы с вами сможем весело и приветливо улыбаться друг другу.

– Наше занятие закончено.

– До свидания, ребята! До скорой встречи!

Список литературы:

  1. Мельничук В.М. “Дневничок – здоровячок”. – Сибирское университетское издательство. Новосибирск, 2002.
  2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”. Детская энциклопедия здоровья. – М: Физкультура и спорт, 1993.
  3. Тихомирова Л.Ф. “Уроки здоровья для детей 5-8 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития холдинг, 2003.

Приложение