Цель:
- уточнять и расширять представления детей и родителей о тундре, об особенностях природных условий;
- учить видеть красоту родного края, познакомить с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;
- формировать представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- воспитывать чувство единства человека и природы, уважение к людям другой культуры.
Предварительная работа:
Беседы: «Дары тундры»
Чтение книг о тундре: Ю.Шесталов «Тундра поёт»,
сборник стихов «Под сиянием Севера», чтение
журналов «Северный меридиан», «Северные
просторы».
Разучивание стихотворений о богатстве родного
края.
Совместное оформление альбома «Мой родной край».
Рассматривание иллюстраций с народными
промыслами людей.
Ход экскурсии:
Совместная поездка родителей, детей и
педагогов в музей под открытым небом в посёлок
Горно-Князевск. Встречают гостей экскурсоводы,
коренные жители посёлка.
«В тундре растут такие растения как мхи,
лишайники, низкорослые березки, а также тундра
богата ягодами – клюква, морошка, голубика,
брусника и разными грибами. А еще в тундре есть,
растения ими питаются животные – северный олень,
заяц. На них охотятся волки, песцы, полярная сова.
Все они очень приспособились к жизни в таких
суровых условиях.
Основное занятие жителей Севера – оленеводство, рыболовство, охота. Из оленьего меха люди шьют себе одежду и тёплую обувь, Такую тёплую и лёгкую, что и в мороз не замёрзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Из оленьего меха местные жители знакомят родителей и их детей с уютом своего очага. На жерди натянуты шкуры, внутри чума очень уютно и тепло, так как затопили печь, и пригласили попить чая со своим угощением. За чаем, местные экскурсоводы делились своей богатой и нарядной одеждой, с разными узорами и также работой резьбой по кости.
Чтение детьми стихов северных поэтов: Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Иван Истомин, Прокопий Салтыков. Они были выходцами из семей оленеводов, рыбаков, охотников, где воспевают красоту своей земли.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите
Потому, что здесь наш дом
Мы на севере живёмЗдесь и рыба и пушнина,
И подземный найден клад.
Говорите холодина –
Мехом славен Салехард.Оленья упряжка по тундре летит.
Морозец приятно лицо холодит.
На нартах хозяин оленей сидит.
Он едет с охоты он очень спешит.Пускай бураны злятся – всё напрасно,
Пусть темень девять месяцев в году.
А всё-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире, не найду.
Родители вместе с детьми отметили важность отношения человека к природе, её сохранения, защиты окружающего. Отметили тех животных и растений, которые занесены в Красную книгу.(Стерх, бурый медведь, лось, соболь).