Современные тенденции развития МДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Работа образовательного учреждения в режиме развития предполагает развитие всех субъектов образовательного процесса. Заканчивая учебный год, возникает необходимость в подведении итогов образовательной деятельности нашего образовательного учреждения и с моей точки зрения, еще раз осознать ценности нашего образовательного учреждения получить ответ на целый ряд вопросов:

– кто мы;
– что мы делаем;
– как мы работаем;
– для кого мы работаем;
– с кем мы взаимодействуем;
– что нам необходимо улучшать, для того, чтобы выполнить миссию нашего образовательного учреждения.

Кто мы такие?

– сотрудники Муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад № 31 “Колокольчик” общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей;
– профессионалы второй, первой и высшей квалификационной категории;
– специалисты в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием;
– Ветераны труда (10 человек);
– авторы статей и проектов по актуальным вопросам дошкольного образования;
– авторы-разработчики образовательной Программы и Программы развития дошкольного образовательного учреждения;
– участники конференций, акций, форумов фестивалей различного уровня;
– Победители, Дипломанты различных творческих конкурсов.

Что мы делаем?

– совершенствуем качества образовательного процесса, обеспечивающего своевременное становление дошкольных компетенций, в соответствии с возрастной и индивидуальной нормой развития детей дошкольного возраста.

Мы уверены, что данная цель будет успешно реализована за счет:

– развития содержания образования в МДОУ;
– разработки и качественной реализации образовательной программы МДОУ;
– согласования требований всех заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг МДОУ;
– применения современных образовательных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников, обеспечивающих формирование современных дошкольных компетенций;
– корректировки учебно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса;
– развития партнерских отношений с потребителями образовательных услуг;
– постоянного анализа и оценки собственных возможностей по удовлетворению требований заинтересованных сторон;
– выполнения требований сотрудниками МДОУ к качеству образовательных услуг;
– создания системы мотивации для продуктивной и творческой работы сотрудников ДОУ.

Гарантом выполнения данных задач является Политика в области качества, разработанная и принятая нашим педагогическим коллективом в этом учебном году.

Как мы работаем?

– ответственно;
– результативно;
– продуктивно;
– творчески;
– согласовано.

Для кого мы работаем?

– для детей и их родителей;
– для себя и своей семьи;
– для жителей пос. Подгорный;
– для учредителя.

Важным условием обеспечения качества образовательных услуг является взаимодействие с семьями детей. В МДОУ сложилась система мероприятий с родителями детей. В основе этой системы:

– Изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, нацеленность на положительное взаимодействие с педагогическим коллективом МДОУ, образовательные запросы родителей);
– Педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры) через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации;
– Информирование родителей о состоянии и перспективах работы МДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания, информационные стенды;
– Включение родителей в образовательный процесс (через Дни открытых дверей, привлечение родителей к проведению открытых занятий, демонстрацию личных достижений детей);
– Проведение для родителей детей, не посещающих детский сад, Дней открытых дверей, приглашение их на праздники детского сада, в том числе семейные;
– Привлечение родителей к руководству МДОУ за счет участия в работе Педагогического совета МДОУ, родительского комитета.

Однако уже сейчас можно сказать о необходимости смены парадигмы, т.е. подхода к этому важнейшему компоненту образовательной деятельности – необходим переход к взаимодействию МДОУ и семьи, а значит не на словах, а на деле пора создавать единое образовательное пространство развития ребенка-дошкольника. Привлекая и другие социальные институты, использовать возможности социокультурного пространства поселка.

Наше образовательное учреждение продолжает политику поддержки и развития системы дошкольного образования ЗАТО г. Железногорск.

С кем взаимодействуем?

Для достижения качества реализации цели образовательной деятельности и обеспечения качества образовательных услуг дошкольное образовательное учреждение выстроило систему внешних коммуникаций с социальными институтами.

Наше образовательное учреждение развивается как открытая социально-педагогическая система. По отношению к внешнему образовательному пространству наше МДОУ представлено как центрообразующий фактор по консолидации усилий семьи, общественности, учреждений здравоохранения и т.п. в целенаправленной работе по воспитанию ребенка-дошкольника.

Результатом взаимодействия с социальными институтами является активное повышение уровня профессиональной компетенции педагогов МДОУ.

Наши педагоги становятся участниками научно-методических мероприятий в крае, городе, посёлке, занимая активную гражданскую позицию (образовательное учреждение является участником муниципальных проектов, имеющих значимость для развития муниципальной системы образования и территории в целом; например, городской конкурс “Семейные приключения с компьютером”; городской конкурс “Умники и умницы”, II Городская выставка образовательных учреждений, номинация “Детское творчество”).

Таким образом, наше МДОУ это открытое образовательное пространство, развивающееся за счет взаимодействия всех субъектов образовательного пространства поселка, выстроенное на принципах свободы, доверия, ответственности, совместности. И мы расцениваем данное пространство как фактор перспективного развития субъектов образовательного процесса, образовательного учреждения в целом.

Дошкольное образовательное учреждение № 31 “Колокольчик” сегодня – это современное образовательное учреждение для детей дошкольного возраста с сохранным развитием и занимает достойное место в системе образования ЗАТО Железногорск. Об этом свидетельствуют Почетные грамоты различного уровня, Благодарственные письма, призы и т.д.

Передовой педагогический опыт детского сада был представлен на августовском совещании ЗАТО Железногорск, дистанционной региональной научно-практической конференции КПК № 2 г. Красноярск, Интернет – форуме “Инновационные процессы в образовании Железногорска”, II Городской выставке образовательных учреждений “Мир детства”, городском методическом объединении “Социально-развивающая среда современного МДОУ”, “Взаимодействие специалистов МДОУ через театрализованную деятельность”.

Что нам необходимо улучшать, для того, чтобы выполнить миссию нашего образовательного учреждения.

Наши инициативные действия характеризуются как ответные на те вызовы – инициативы, которые предлагает профессиональное сообщество. С точки зрения качества образовательной деятельности важны собственные инициативы, которые уже в данном учебном году начали определяться.

При организации взаимодействия с семьями мы определили основные проблемы, затрудняющие достижение согласованных действий в процессе воспитания, обучения и развития детей.

В этом компоненте образовательной деятельности требуется изменение технологий взаимодействия с семьями детей: переход от групповых форм работы педагога к индивидуальным, от передачи знаний к формированию умений и навыков общения и адекватной помощи собственным детям.

А это требует владения педагогами МДОУ социальных технологий, обеспечивающих оформление единых целей, технологий воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Выходом из проблемной ситуации мы считаем изменение подхода к организации взаимодействия с родителями. Создание Программы совместной деятельности “Планета СемьЯ” позволит инициировать исполнителей программы, созданной педагогами и родителями детей детского сада.

Процесс создания социально формирующей среды требует особых управленческих действий и, прежде всего, оформления правовых основ совместной деятельности. Среди них:

– заключение договоров о взаимной ответственности за осуществляемые действия;
– разработка содержания образовательного процесса по формированию у дошкольников представлений о социальной действительности;
– разработка организационных основ совместной деятельности (составление подробных циклограмм взаимодействия МДОУ № 31 “Колокольчик” с социальными институтами пос. Подгорный, составление технологических карт совместной работы детского сада с детской библиотекой, Археологическим музеем, Домом культуры "Старт", Школой искусств, Музыкальной школой).

Рефлексивный анализ образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в период с 2008 по 2010 год позволили нам увидеть как достижения, так и компоненты, за счет которых возможно наше дальнейшее развитие:

В области управления:

– от противопоставления управления функционированием управлению развитием образовательного учреждения, к пониманию того, что необходимо оптимальное их сочетание. Более того, как показала наша практика, чем успешнее осуществляется управление функционированием, тем большие возможности появляются для управления развитием образовательного учреждения;
– основным механизмом, обеспечивающим достижение результатов управления в заданной логике, является Программа развития образовательного учреждения и план ее реализации.

В области средств достижения образовательных результатов необходим переход:

– от обсуждения не того, что не умеет, не может сделать ребенок, педагог, родитель к обсуждению того, чему он научился, чего достиг!
– от ориентировки в образовательном процессе не только на возрастные возможности, но и социосообразность (когда возраст понимается не только как биологический феномен, но и как социальный и культурнозависимый феномен);
– от понимания доступности как движения от простого к сложному, как усвоение готовых знаний, к организации новых способов освоения нового знания, гибкости и практичности, осознанности и активности его применения;
– от понимания обучения как передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старшего поколения к младшему к пониманию обучения как процесса приобретения опыта решения значимых для ребенка проблем, ситуаций;
– от понимания результата образования как суммы знаний и умений, обеспечивающих функционирование в условиях стабильного общества к результату – как готовности к продуктивному самостоятельному и ответственному действию, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях;
– от информационных (в основном) способов работы педагога с детьми к применению активных методов воспитания и обучения, коррекции и развития;
– от традиционно освоенных профессиональных ролевых позиций педагога как “информатора”, “передатчика” знаний, все знающего и все умеющего человека к освоению новых профессиональных ролевых позиций – организатора, консультанта, исследователя, координатора, проектировщика и т.д.

В области обеспечения образовательного процесса:

– от создания предметно-пространственной среды, отвечающей не только эстетическим и гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, к построению образовательной среды, обеспечивающей стимулирование образовательной инициативы ребенка, самостоятельности, инициативности, независимости, где групповая комната, а в целом и образовательное учреждение – сеть центров активности ребенка.

Таким образом, изменение средств и способов работы требует применения иных способов управления, что предполагает изменение базовых условий организации образовательного процесса, т.е. движения к развитию, к успеху.

Презентация