Расчет давления жидкостей. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – беседа.

Межпредметная связь: с математикой, астрономией, психологией.

Цели:

1) вывести формулу для расчета давления жидкости;
2) выразить величины из формулы;
3) научить рассчитывать давление жидкостей;
4) научить анализировать зависимость величин;
5) развить логическое мышление;
6) привитие интереса к предмету.

Оборудование: сосуды различного сечения с водой; сосуды с различными жидкостями; небольшая коробка с резиновым дном, соединенная с манометром; модель солнечной системы; таблица “Ускорения свободного падения на различных планетах” [ 4] (приложение).

План урока:

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Актуализация опорных знаний. (3 мин)
  3. Мотивация обучения. (2 мин)
  4. Объяснение нового материала. (5 мин)
  5. Закрепление нового материала. (2 5 мин)
  6. Итог урока. Оценки. Рефлексия. (3 мин)
  7. Домашнее задание. (1 мин)

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель. Сегодня нам предстоит трудная работа.

Выполним упражнение. Массаж ушных мочек. (Стимулирует работу головного мозга).

Готовы?

2. Актуализация опорных знаний.

1)Как изменится давление воздуха в шинах автомобиля при его разгрузке? [ ]

2)Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иглой.

3)Как увеличить давление человека в 2 раза? (встать на одну ногу)

4)Что ответила давящая сила, равная одному ньютону и действующая перпендикулярно поверхности, когда один полураздавленный квадратный метр этой поверхности смущенно спросил ее: “Дорогая, как ты ко мне относишься?”

Ответ. Сила покраснела и, опустив ресницы, шепнула: “Милый, мое отношение к тебе равно одному паскалю” [2 , №131 ]

3. Мотивация изучения нового материала.

Как рассчитать давление жидкостей?

От каких величин зависит давление жидкостей?

Одинаково ли давление жидкостей на дно сосуда?

Демонстрация. Сосуды различной формы и сосуды с различными жидкостями (вода чистая, вода соленая, масло растительное).

Зависит ли давление от глубины погружения?

Демонстрация. Гидростатическое давление на разной глубине.

4. Объяснение нового материала.

Вывод формулы коллективно. Рисунок 2.

P = F / S = m g / s = p v g / s = p s h g / s = p g h

Учитель. От каких величин зависит давление жидкости? (плотности жидкости, высоты, ускорения свободного падения)

Учитель. Чем плотность жидкости больше, тем давление …. ? (больше)

Учитель. Зависимость – прямо – пропорциональная.

Учитель. Чем высота больше, тем давление … ? Зависимость? (больше, прямо – пропорциональная,)

Учитель. Чем ускорение свободного падения больше, тем давление … ? Зависимость? (больше, прямо – пропорциональная)

Чем p  >, тем Р > . Чем g >, тем Р >. Чем h > , тем Р >

Одинаково ли давление жидкости на дно сосудов различной формы? Рисунок 1 [ 3, № 417 ]

h 1 = h 2 = h 3 = h 4  
p 1 = p 2 = p3 = p 4 P1 = P2 = P3 = P4
g 1 = g 2 = g3 = g4  

Давление не зависит от массы жидкости, формы сосуда.

Учитель: Устали? Впереди нас ждут великие дела. Выполним упражнение:

Массаж кончиков пальцев на обеих руках (стимуляция работы головного мозга)

5. Закрепление.

Решение задач.

1)Вывод неизвестного множителя:

h = P / g p ; g = P / h p ; p = P / h g

2)Эксперимент. Рассчитать давление воды на дно стакана. Изменится ли давление если: в воду опустить деревянный брусок, воду перелить в более широкую емкость?

3)На какую глубину должен быть погружен в море батискаф, чтобы давление на его поверхность стало равным 6 1 9 0 к Па ?

4)Какая жидкость налита в стакан, если ее давление на дно равно 1350 Па, а высота равна  15 см?

5) На Луне вода в сосуде высотой 1 м оказывает давление 1 6 2 3 Па. Определить ускорение свободного падения.

Учитель. Мы с вами хорошо поработали. Погладьте себя по макушке. Похвалите .

Работа с учебником.

Рассмотреть рисунки, вопросы.

6. Рефлексия.

Игра – “Крокодил”. (Пантомима)

Изобразить: давление жидкости; дно сосуда, испытывающее давление жидкостей разных плотностей, разных высот и на разных планетах.

7. Домашнее задание.

§ 38, задание 8.

Придумать задачи на применение формул для расчета высоты, давления.

Сообщение “Подготовка водолазов, дайверов”.

Литература:

  1. Учебник “Физика 7 класс” А.В. Перышкин, Москва, “Дрофа”, 2008 г.
  2. “Физика”. Григорий Остер. Москва, “Росмен” 1994, №131
  3. Сборник задач по физике В.И. Лукашик, 7-8 кл, Москва, “Просвещение”, 1995.
  4. Справочник по физике и технике, А.С. Енохович, Москва, “Просвещение”,1990.

Приложение