Однородные члены предложения. Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • продолжить работу с главными, второстепенными и однородными членами предложения;
  • учить приемам анализа и синтеза;
  • повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;
  • продолжить работу с фразеологизмами.

Развивающие:

  • развивать мышление, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдать,
  • развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать связную речь.

Воспитательные: формировать интерес к родному языку.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 3 класс I часть /С.В. Иванов/, рабочая тетрадь “Пишем грамотно”,
  • солнышки настроения, ребусы “Словарные слова”,
  • схемы предложений для самостоятельной работы, ромашка из пяти лепестков для игры “Четвертый лишний”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день! Добрый осенний день. Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах солнышки настроения, покажите какое у вас настроение. А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
Сегодня мы продолжаем исследовать тему: “Однородные члены предложения”.

II. Минутка чистописания.

–  Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски загадочное предложение.

Некузявая бутявка кудрячит бокрёнка.

–  Подчеркните самые красивые буквы.

– Из настоящих ли слов состоит предложение?

– Как это доказать?

– Можно ли сказать о ком говорится в предложении?

– А какие действия в нём названы?

– Какие ещё есть действующие лица?

– Что-нибудь о них можно предположить?

– Какую иллюстрацию ты бы нарисовал?

 Можешь дать характеристику предложения по цели, по интонации?

(повеств., невоскл., распростр.)

– Разбери предложения по членам предложения.

– Задай вопросы к главным и второстепенным членам предложения. Если отзовутся, подчеркни их. Докажи. (Кто? Бутявка –  что делает? кудрячит и т.д.)

III. Словарная работа.

–  Сегодня на уроке мы выучим новые словарные слова, а какие вы узнаете, разгадав ребусы. Слова ПОГОДА и ПЕСОК записываются в словари.

–  Как вы понимаете значение этих слов?

–  Устно составьте с данными словами предложения.

IV. Основная часть урока.

–  Какие члены предложения вы знаете?

–  Давайте вспомним еще раз, как называются главные члены предложения?

–  Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

1. Запись под диктовку с выделением грамматической основы.

Катя аккуратна.

Моя сестра –  художница.

– Что лежит в основе? (Подлежащее.)

– Что о нем сказано?

– Какое слово скрывается под шапкой –  невидимкой? (Была.)

– Кроме главных членов во втором предложении есть … (второстепенные).

– Они распространяют предложения, делают их более полными.

– Какое из данных предложений распространенное? Почему?

– От какого слова нужно задать вопрос к слову моя? Каким членом предложения это слово является?

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

(После зарядки садится тот, кто вспомнит и назовет фразеологизм и объяснит его).

– А теперь попытаемся, вспомнить какие члены предложения называются однородными?

– Какой интонацией соединены однородные члены? (перечисления)

– Какие союзы и знаки препинания ставятся при однородных членах?

2. Работа с учебником.

Заглянем в учебник и выполним следующее задание: составь предложения с однородными членами, изменяя слова, записанные в скобках.

Медвежата находят вкусные (корешок, шишка, ягода).

Медвежата находят вкусные корешки, шишки, ягоды.

Страус –  очень (сильный и выносливый) птица.

Страус –  очень сильная и выносливая птица.

V. Самостоятельная работа

1. Допиши предложения, добавив однородные члены.

Я люблю собак, …

Этот цветок можно увидеть в поле, …

2. Составь предложение по схеме.

======= – – – – – – – – – – – – , – – – – – – – – – – – – – –  и – – – – – – – – – – – –  .

(сказуемое подлежащее, подлежащее и подлежащее).

~~~~~~~ – – – – – – – – – – – – – –  ======= – –  – –  – –  – –  – –  .

(определение подлежащее сказуемое дополнение).

VI. Повторение пройденного материала.

1. Игра “Четвертый лишний”. Ромашка, на лепестках которой даны задания с выбором ответа, прикреплена на доску.

  • Пылесос, лесоруб, лесник, самовар;
  • Д – рога, к – пуста, в – орона, с – бака;
  • Котёнок, тигрёнок, телёнок, слоник;
  • Водитель, водопад, подводный, водичка;
  • Кенгуру, кино, радио, картина.

2. Работа с гласными звуками после шипящих и Ц.

Ц[ы]ркач, синиц[ы], ц[ы]ган, ж[о]лтый, ч[о]рный, ш[о]лк, ш[о]рох, пч[о]лы

2 транскрипции составляет учащийся на доске к словам цыпленок и щечка

[ц ы п л’ о н а к ], [ щ’ о ч’ к а ].

3. Повторение написания безударных гласных в корнях слов (работа в тетрадях “Пишем грамотно” осуществляется по вариантам с последующей взаимопроверкой).

I вариант

Зв – зда –
Л – сты –
Л – вить –
Ст – лбы –
Н – чной –
Х – дить –

 II вариант

Бр – дить –
З – рно –
Гн – здо –
З – нты –
В – зить –
Осм – треть –

 VII. Итог урока.

–  Наш урок подходит к концу. О чем вспомнили?

–  Что понравилось на уроке?

–  Что было непонятно?

–  Какие новые словарные слова вы будете учить дома?

–  Покажите, какое у вас настроение после завершения урока?

–  А вот, мое настроение.

–  Как вы оцениваете свою работу?

Словесная оценка учителем работы детей на уроке.

–  Вы все хорошо работали. Спасибо за урок.