Образовательная программа: «Школа 2100».
Учебник: литературное чтение Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Оборудование:
- учебник литературного чтения;
- детские рисунки всех сказочных человечков, предметы кинжала, хвостика, колпачка, пропеллера, бочонка меда. (Хоббит, Муми-тролль, Буратино, Винни-Пух, Чиполлино, Карлсон);
- диски с мультфильмами (песни Винни-Пуха, Буратино, Чиполлино);
- карточки с названиями произведений, именами авторов, названия стран - на 5 команд;
- шифровка с вопросами и буквами - на 5 команд;
- слова с пропущенными буквами - на 5 команд;
- жетоны за правильные ответы;
- слайды с фотографиями стран и писателей;
- листы самоконтроля и самооценки, цветные карандаши – на 5 команд;
- ЦОР по литературному чтению. Раздел «Сказочные человечки»;
Цели:
- обобщение знаний по произведениям раздела «Сказочные человечки».
- учить высказыванию своих впечатлений о прочитанных сказках;
- способствовать воспитанию взаимопомощи, доброжелательного отношения к окружающим, толерантности;
- развивать умение самоконтроля, самоанализа и самореализации, работать в малых группах;
Ход урока
I. Организационный момент
Слушание фрагмента из песни Винни-Пуха.
II. Сообщение темы и цели урока
– Что прослушали?
– Из какого произведения этот герой поет песню?
– Назовите тему раздела, в который входит эта сказка?
– Все ли произведения этого раздела прочитали?
– Пожалуйста, определите тему урока.
– Ребята, сегодня обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».
– Для чего мы будем проводить этот урок?
– А цель нашего урока – обобщить знания по прочитанным произведениям и подготовиться к сочинению и проверочной работе.
III. Работа по теме урока
– Урок пройдет в виде соревнования по группам (дети делятся на группы, проговариваются правила игры, выбирается капитан, раздаются листы самоконтроля).
– Отгадайте загадки (после каждой загадки появляются детские рисунки с изображением сказочных героев).
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек – большой озорник.
(Карлсон)
По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполетто.
Чиполлочьо, Чиполлотто
И, конечно, я.
(Чиполлино)
Он веселый и задорный
Человечек озорной!
В колпачке и с носом длинным,
Ищет ключик золотой.
(Буратино)
Он и весел и не злобен
Этот милый чудачек.
С ним хозяин мальчик Робин,
И приятель – Пятачок,
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник –
Медвежонок .... (Винни-Пух)
– Про кого забыли? (Хоббит, Муми-тролль)
Задания для групп: Дети зарабатывают жетоны-баллы, капитаны с ребятами работают с листами самоконтроля. (Приложение)
1. « Кто я?»
Кто это? Расскажите об этих героях (каждая команда выбирает по герою и рассказывает о нем).
План рассказа.
- Кто это?
- Описание внешнего вида.
- Черты характера.
- За что его любят дети?
- Любите ли вы этого героя?
2. «Моя биография»
Соедините между собой фамилию автора, название произведения и название страны (после задания идет показ слайдов и рассказ о творчестве писателей).
Туве Янссон | «Шляпа волшебника» | Финляндия | ||
Алан Милн | «Винни-Пух» | Англия | ||
Джон Р.Р. Толкин | «Хоббит» | Англия | ||
Алексей Толстой | «Золотой ключик, или приключения Буратино» | Россия | ||
Джанни Родари | «Приключения Чиполлино» | Италия | ||
Астрид Линдгрен | «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» | Швеция |
3. «Бюро находок»
Кто из героев потерял свою вещь или предмет? (показываются предметы)
Расскажите об этом предмете. Для чего он нужен герою?
4. «Помоги сыщику Моркоу и собаке Держи-Хватай»
Ответь на вопросы и найди слова в шифровке.
- Что пил Буратино на завтрак? (какао)
- Имя малыша? (Сванте)
- Что попросил Мастино у Чиполлино для уталения жажды? (лимонад)
- Что у Винни-Пуха в голове кроме опилок? (кричалки)
- Одно из занятий Бильбо? (метание)
- Что варила муми-мама к завтраку? (кофе)
б | к | с | Е | Т | н | с | н | о | л |
о | а | к | И | К | а | в | а | м | И |
е | я | м | Е | Л | к | р | д | ф | О |
и | н | А | Т | А | ч | и | ш | е | к |
5. «Угадай мелодию»
Нужно угадать название сказки (показываются фрагменты из мультфильмов с песнями и стихами героев).
IV. Физкультминутка
(подвижная, под музыку, разминка для глаз)
V. Продолжение работы по теме урока
6. «На уроке у Мальвины»
Нужно ответить на вопросы Мальвины (подготовленная девочка)
- Сосчитайте, пожалуйста, сколько яблок осталось у Буратино?
- Будьте так добры, скажите, сколько гномов пошло в путешествие с Бильбо Бэгинсом?
- Вставьте пропущенные буквы в слова: _алыш, _астино, _ашина, _ртемон
- Работа по заданиям ЦОРа
- Выразительное чтение понравившегося отрывка (из любой сказки раздела)
7 . «Конкурс капитанов»
- В каком месяце все погружаются в спячку? (ноябрь)
- Сколько тучек появилось из цилиндра? (5)
- Что крикнул муми-тролль муми-папе, катаясь на тучке перед окном? (кукареку)
- Кто ел, пил, веселился, сидя на пне в коричневой и зеленой одежде? (эльфы)
- Кто свистел на ветке дуба? (Кристофер Робин)
- Сколько портных шило одежду деревянному мальчику? (4)
- Сколько лимончиков сопровождало кавалера Помидора? (дюжин)
- В каком возрасте бывают в самом расцвете сил? (в любом)
- Был обманут в стране Дураков.
- Мужчина в самом расцвете сил.
- Кому принадлежало волшебное кольцо?
- Шарманщик, смастеривший Буратино.
- Тайная система свиста «есть дело» (три простых и один долгий)
- Рост хоббитов?
- Мастер …?
VI. Рефлексия
– Ребята, проанализируйте свою работу по листам самоконтроля.
– Капитаны, охарактеризуйте работу всей группы в целом.
– Подведем итоги, узнаем победителей.
– Ребята, что запомнилось на уроке?
– Что бы вы предложили для следующего обобщающего урока?
– Всем спасибо за урок.
Литература:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение.- Ч. 1, 2 класс. – М.: Баласс, 2006.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2003.