Класс: 10 – специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Тема урока: Ягодный кустарник – крыжовник.
Цели урока:
– познакомить учащихся с ягодной культурой– крыжовником, его строением, особенностями, размножением, уходом;
– развивать и коррегировать речь, внимание, мышление учащихся;
– расширять кругозор учащихся;
– прививать интерес к урокам растениеводства, воспитывать усидчивость,
Оборудование: компьютер, ММО, слайды, картинки ягодных кустарников, картинки ягодных вредителей, карточки с опорными словами, тесты.
Ход урока
I. Организация. Нацеливание.
Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.
II. Проверка д.з
1. Игра “Найди лишнее” картинки ягодных кустарников + травянистое растение
– что лишнее?
– с каким ягодным кустарником, знакомы? Где растет смородина?
– перечислить виды смородины?
– какие вредители нападают на смородину?
– что поражает у растения почковый клещ? (Приложение 2)
– что поражает плодовый пилильщик? (Приложение 2)
III. Сообщение темы и целей урока:
– Сегодня на уроке познакомимся с новым ягодным кустарником. Каким, определите сами.
– дифференцированная работа:
1 ученик: складывает слово по буквам алфавита
2 ученик: складывает слово по разрезанным слогам
3 ученик: находит нужную картинку по описанию
4 ученик: складывает слово по буквам алфавита
– Сегодня мы познакомимся с ягодной культурой – крыжовник. Его строением, особенностями. Узнаем, как размножают крыжовник и правилами ухода за ним (Приложение 1; Cлайд 1)
Работать мы будем по плану: (вывешивается на доске)
- происхождение крыжовника;
- строение и особенности растения;
- размножение крыжовника;
- уход;
- употребление.
IV. Работа по теме:
1. Рассказ учителя о происхождении крыжовника:
(Cлайд 2) – Хотя родина большинства видов крыжовника – Северная Америка, славилась этой ягодой Киевская Русь еще со времен Ярослава Мудрого, с XI века. Начиная с 17 века, как и во многих станах Европы, в России крыжовник был едва ли не самой популярной ягодой, только звался он иначе – берсень или берсень-крыж. В России, во многих помещичьих и даже в крестьянских усадьбах нередко насчитывались сотни и даже тысячи кустов крыжовника. Урожай не только использовали в качестве десерта, но в громадных количествах перерабатывали на высококачественные вина.
2. Работа в тетрадях “Ягодный кустарник. Крыжовник”. Запись в тетради
V. Изучение нового материала.
1. Строение и особенности растения:
– крыжовник многолетний, зимостойкий ягодный кустарник представляет собой куст с 15-40 ветвями разного возраста. Куст крыжовника более густой и раскидистый, чем куст смородины. Кустарник достигает высоты больше 1 метра (Cлайд 3)
На ветвях крыжовника у основания листьев имеются колючие шипы. У одних сортов шипов больше, у других – меньше. (Cлайд 4)
Листья крыжовника по размеру мельче, но по форме похожи на листья смородины. Цветки мелкие, бело-желтые или красноватые собраны в кисти. (Cлайд 5)
(Cлайд 6, 7) Сорта крыжовника различаются по размеру, форме и окраски плодов. Есть крупноплодные (масса ягод 12 – 20г) и мелкоплодные (масса ягод 3-5 г)
(Cлайд 8) Ягоды округлой или продолговатой формы, желтой, зеленой, розовой, красной, темно-красной или почти черной окраски.(слайд). Внутри ягоды находятся многочисленные семена. Ягоды на кустах крыжовника появляются на 2-3 год после посадки, и постепенно урожай повышается. На вкус плоды крыжовника кисло– сладкие. Самые высокие урожаи бывают на 5 – 10 год. Поэтому крыжовник долговечная культура
2.Первичное закрепление.
- Отметьте характеристику крыжовника по форме , цвету и размеру. (работа в парах) (Приложение 2)
– Проверка по слайду (Cлайд 9,10)
3. Работа по теме – Размножение крыжовника
(Cлайд 11) – Крыжовник размножается отводками, делением куста, зелеными и одревесневшими черенками. Способ размножения зелеными и одревесневшими черенками более сложен и, как правило, применяется в питомниках. Чтобы высадить черенки весной их заготавливают в октябре-ноябре до наступления сильных морозов. Их берут с однолетних побегов без каких-либо признаков болезни.
(Cлайд 12) Выбрав здоровый одревесневший побег,
из него вырезают черенок длиной 25 см. С черенка
осторожно обрывают листья и оба конца обмакивают
в расплавленный садовый вар или парафин, чтобы он
не терял влагу при хранении.
До посадки черенки хранят закопанными в снегу
или в холодильнике на полке под морозильной
камерой.
Весной черенки сажают на специально
подготовленных и удобренных грядках. Перед
посадкой нижний конец черенка с садовым варом
срезают острым ножом.
Черенки сажают на растоянии 20 см друг от друга.
Черенки присыпают землей осторожно, Почву вокруг
черенков уплотняют. Затем грядки обильно
поливают и мульчируют мелким торфом или
перегноем, что способствует сохранению влаги. На
фото справа для задержания влаги используется
старая ковровая дорожка.
2. (Слайд13) Следующий способ – размножение отводками. Для отводков выбирают здоровые однолетние и многолетние ветви, идущие от основания куста. Эти ветви осторожно сгибают в наружную сторону от куста и пришпиливают в нескольких местах деревянными крючками, пригибая их плотно к земле, или пригибают на высоте 1–1,5 сантиметра от поверхности почвы. За лето отводки хорошо укореняются, их отрезают от куста и высаживают на отдельный участок.
4. Первичное закрепление:
- Из перечисленных способов, выбрать те которыми можно размножить крыжовник
- Записать эти способы в тетрадь (Cлайд 11)
- Самостоятельная работа: подписать предложенные картинки – способ размножения (Приложение 2)
VI. Физминутка с музык. сопровожд.
VII. Работа по теме
1.(Cлайд 14) – уход за крыжовником заключается в рыхлении почвы, внесении удобрений, поливе, прореживании кустов, борьбы с вредителями. Каждый год в кусте крыжовника вырастает много молодых ветвей, и он сильно загущается. Поэтому начиная с 3-4 года после посадки систематически проводят прореживание кустов. То есть проводят обрезку однолетних побегов, кроме 3-4 наиболее сильных, слабых, поврежденных, сухих, растущих внутрь ветвей. Прореживание улучшает освещенность внутри куста и, следовательно, способствует повышению урожая. Осенне-зимнюю обрезку начинают по окончании листопада и заканчивают в конце зимы – начале весны. (Cлайд 15,16)
2. Первичное закрепление:
а) - Для чего нужно проводить обрезку?
– какие ветви необходимо удалять?
– почему обрезку делают осенью?
3. Употребление крыжовника
– в каком виде употребляют крыжовник? (ответы детей)
– крыжовник употребляется в пищу в свежем и переработанном виде. Из него делают варенье, джемы, компот, (Cлайд 17)
VIII. Проверка пройденного в виде теста “Проверь себя”
1. В каком веке появились первые упоминания о крыжовнике в России:
- в 11
- в 15
- в19
2. К какой группе растений относится крыжовник:
- травянистые растения;
- ягодные кустарники;
- деревья.
3. Крыжовник это:
- многолетнее растение;
- однолетнее растение;
- двулетнее растение.
4. Какого сорта крыжовника не бывает:
- мелкоплодный;
- низкоплодный;
- крупноплодный.
5. Что не относится к уходу за крыжовником:
- обрезка;
- рыхление почвы;
- прививка
6. Крыжовник обычно размножают
- отводками
- листовыми черенками
- усами
IX. Итог урока
– о какой ягодной культуре узнали?
– что нового узнали про крыжовник?
– оценивание
– Д.з. Подготовить реферат о крыжовнике.