Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он
совсем не болел, то, во всяком случае,
поддерживать у него высокий уровень здоровья
вполне возможно.

Н.М.Амосов

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия”. В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности.

В нашем ДОУ разработана модель оздоровления “Здоровячок”, с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий.

Актуальность:

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Цель работы:

Организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
  3. Устав образовательного учреждения.

Срок реализации: 1год.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, закаливания.
  • Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
  • Закаливание детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики.
  • Способствование сохранению положительного психо-эцоционального состояния детей.
  • Обеспечение физической готовности к школе.

Образовательные задачи:

  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, лазание, метание) ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
  • Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания положительных чувств.
  • Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
  • Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Идея проекта:

Использование наиболее эффективных оздоровительных практик (народные подвижные игры, дыхательная гимнастика, массаж, оздоровительная аэробика, коррекционная гимнастика) в игровой форме и с использованием русского фольклора в системе воспитательно-оздоровительной работы.

Замысел проекта:

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни.

Общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Мы применяем народные подвижные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, оздоровительной аэробике, фольклор при проведении игрового массажа, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организация практикумов – с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

Установлено, что основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы “Домашний стадион”, мячи, санки, велосипеды и лыжи. Это свидетельствует о наличии основных (ключевых) предметов, необходимых для нормального физического воспитания детей в семье. Однако зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно. Большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовывать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя.

При передаче родителям способов организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях необходимо создать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые, и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно. Преимущественно невербальный характер организуемой двигательной деятельности делает подвижные игры, физические упражнения и тренинги эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки.

Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Критерии оценки ожидаемых результатов: мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств, дыхательной системы, индекса здоровья и др.)

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №12 “Гусельки”.

Приложение 1

Участники проекта: дети, инструктор по физической культуре, врач-педиатр, старшие медсестры ДОУ, квалифицированные воспитатели дошкольных групп, методист ДОУ, заведующая ДОУ, родители.

Научная основа: В проекте использованы идеи Змановского Ю.Ф., Алямовской Н.Н., Казаковцевой Т. о воспитании здорового ребенка. Концепция проекта основана на междисциплинарном научно-практическом направлении В.Т. Кудрявцева – развивающей педагогике оздоровления, “Программа воспитания и обучения детей в детском саду” М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой, “Здравствуй” М.Л. Лазарева.

Основные черты данного направления:

  • Представления о здоровом ребенке, как идеальном эталоне и практически достижимой норме детского развития.
  • Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
  • Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
  • Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
  • Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

В основе построения воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный “Программой воспитания и обучения детей в детском саду” М.А. Васильевой, В.В Гербовой, Т.С. Комаровой, а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала. На основе диагностических данных необходимо составить комплексную систему физического воспитания и оздоровления детей по всем возрастным группам.

Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).

Допущение и риски при реализации проекта:

  1. Проект может быть реализован частично, из-за недостаточного финансирования.
  2. Отсутствие взаимопонимания между членами коллектива, несовершенство системы стимулирования может привести к конфликтным ситуациям и стать угрозой для реализации проекта.
  3. Заорганизованность администрации детского сада не позволит качественно осуществлять контроль.

Приложение 2

Список литературы:

  1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Бересневой. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 32 с.
  2. Кучер Е.В. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления// Дошкольная педагогика. -2009. – №4.С 8-11.
  3. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением – 2006. №7 С. 76-83.