Как работают наречия в художественном тексте. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока:

  1. Определить роль наречий в тексте как средство более точного и образного выражения мысли;
  2. Разгадать секрет наречий, постараться сделать маленькие, но очень важные удивительные открытия на пути познания слова.

Оборудование урока: карточки с текстами, репродукция картины П.П. Кончаловского “Сирень” [рисунок 1]

Форма урока: работа в группах.

Вступительное слово учителя (цели и задачи).

– Слово! Сколько загадочных тайн и неожиданных открытий таит в оно в себе. Давайте убедимся в этом, совершив путешествие в слово и я предлагаю вам поучаствовать в лингвистическом эксперименте.

1. Текст (спроецирован на экран), а также компьютерное воспроизведение репродукции картины А.А. Пластова “Летом”. [Рисунок 2]

Туман, расстилавшийся над равниной, постепенно исчезает, уступая силе солнечных лучей, которые оживляют всю природу.

На дне оврага ещё сумрачно, но оттуда поднимается белёсый туман. Бабушка разостлала платок, разложила на нём хлеб, огурцы, репу, яблоки.

– Хорошо-то как, господи! – благодарно говорит она.

– Прочитайте текст выразительно, попробуйте определить основную мысль.

(Текст о солнце, о живительной силе его лучей, о способности человека чувствовать себя счастливым среди природы.)

– Что значит слово белёсый?

(Беловатый, тускло-белый)

– Найдите наречия, что они обозначают?

(Наречия в тексте обозначают признак действия: постепенно исчезает; образ действия: благодарно говорит); место действия: оттуда поднимается; время: ещё сумрачно; состояние человека: хорошо.)

– Внимание эксперимент. Попробуем убрать наречия из текста. Что изменилось?

(В первом предложении исчезло значение длительности действия, постепенности, можно подумать что действие произошло сразу. Второе предложение без наречия сумрачно потеряло смысл; то же произошло и в предложение с прямой речью: в словах автора без слова благодарно мы меньше узнаем о характере бабушки.)

Итак, роль наречий в тексте значительна, речь становится более точной и выразительной.

2. Наше путешествие в “слово” продолжается. И почувствовать прелесть настоящего слова я предлагаю вам, выполнив следующее задание. Каждая группа работает с текстом, восстанавливая его. Послушайте.

Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жаркие те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой, неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул. Весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятьях своих!

– Узнали автора? Какой же художник слова так блестяще нарисовал картину? (“…Да нет такого истинно русского человека. Да и русского ли только…Таких талантов, кои не испытали бы на себе благотворного влияния гоголевской мысли, не омылись бы волшебной, животворящей музыкой его слова…”)

– Итак, найдите “гоголевское” слово – наречие, восстанавливая текст. Назовите произведение. Объясните значение слова.

Текст для 1 группы.

Глянули звёзды. Месяц…поднялся на небо посветить добрым людям и всему свету, чтобы всем было…колядовать и славить Христа. (величаво; весело).

Текст для 2 группы.

Божественная ночь! Очаровательная ночь! …, … стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень на себя. (недвижно; вдохновенно).

Текст для 3 группы.

Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе … стояли ястребы, распластав свои крылья и … устремив глаза свои в траву. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и … купалась в синих волнах воздуха. (неподвижно; роскошно).

(Идет работа со словом; текст учащиеся воспроизводят по памяти (наизусть), так как на уроке литературы заучивали и читали выразительно)

– Какова же роль наречий в художественном тексте?

– Наречия помогают образно, выразительно описать состояние природы, а нам читателям, испытать на себе благотворное влияние гоголевской мысли, насладится волшебной, животворящей музыкой его слова. (см. текст “Во что верил Гоголь…”) В. Астафьева, воспроизведенный на экран).

3. – А теперь понаблюдаем, как работает “наречие” в поэтическом тексте. Только ли состояние природы можно обрисовать с помощью наречий.

Задание: каждая группа получает карточку-тект, который нужно восстановить по памяти.

Найдите наречия. Объясните значение. Кто автор этих строк?

Задание для 1 группы.

Как … и …
На влажной неба синеве
Воздушная воздвигалась арка
В своем минутном торжестве.

(Неожиданно и ярко; Ф.И. Тютчев)

Задание для 2 группы.

Дни поздней осени бранят …
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою блестящей…

(Смиренно; А.С.Пушкин)

Задание для 3 группы.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
…, и …, и …, и …
Я ничего не пойму.

(Шумно, и жутко, и грустно, и весело; А.А. Фет)

Дополнительные задания-вопросы:

1 текст. Воздушная арка. Какой это образ у поэта? Какое состояние мы испытываем, когда видим радугу?

2 текст. Почему поздняя осень у поэта тихая, блистающая смиренно?

Смиренно – это как? (природа делается кроткой, застенчивой)

3 текст. Почему такие мысли навеивает ветер? Что на душе у странника?

Итак, наречия в поэтическом тексте служат для выражения состояния души лирического героя и состояние природы.

Творческое задание. Сочинение-этюд.

– А теперь я приглашаю вас к творческому поиску слова, чтобы точно и ярко описать произведение живописи. Посмотрите картину П. Кончаловского “Сирень” [рисунок 1]

– Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? А вам нравится сирень? Давайте подберем для описания букета наречия. Художник передал свежесть и великолепие цветов красками, мы постараемся передать свои чувства словами. Каждая группа составляет свой текст, а затем, соединив их в один, мы получаем сочинение-этюд, ваше собственное творенье.

На доске опорные слова: таинственно, благоухающе, свежо, роскошно, необычайно, чарующе, упоительно, медвяно, дивно, загадочно.

– Посмотрим, как от одного маленького, но драгоценного по содержанию слова звучит мысль!

Текст для 1 группы.

О маленькое чудо! Пышные кисти белой и лиловой сирени в букете дышат свежо и благоухающее. Просто таинственно околдовывают её кружевные ветви, роскошно склонив свои душистые грозди.

Текст для 2 группы.

Необычайно красивы нежные цветы-звёздочки. Аромат сирени медвяно тает в комнате, наполняя её дивным запахом.

Текст для 3 группы.

Упоительно стесняется грудь; от ощущения счастья чарующе замирает сердце. Букет сирени, еще влажный от ночной росы, выглядит загадочно и дивно.

(Учащиеся могут предложить и свои варианты образных наречий для описания сирени.) В случае затруднения можно перед началом работы провести беседу по вопросам, дать некоторые сведения о художнике, почему он отдает предпочтение сирени. Нравится ли вам сирень в букете? С чем можно сравнить душистые грозди? Просто ли красивы её цветы-звёздочки? Согласитесь, хочется вдохнуть запах сирени. А какой он – сиреневый аромат? Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на эту картину?

4. Подводим итоги урока.

Какова же роль наречий в художественном тексте? Интересно ли разгадывать секрет наречий и делать удивительные открытия на пути познания слова? Обогащает ли это нашу речь, словарный запас? Помогают ли нам тексты материалов художественного слова?

Закончить урок можно, обратившись к словам Н.В. Гоголя: “Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи”.

Текст В. Асафьева к заданию №2.

“О, это вкрадчивая, непринужденная простота Гоголя, всякому глазу и сердцу вроде бы доступная, живая жизнь, мимоходом зачерпнутая из бездонного кладезя мудрости и мимоходом же, непринужденно отданная читателю!” (“Во что верил Гоголь…”)