Своего школьного учителя рисования я запомнила на всю жизнь. На уроках он, не дожидаясь, пока я закончу свой рисунок, со словами «Ты рисуешь неправильно, надо не так» сам быстро его дорисовывал и ставил «4». Так и закончила я школу с «4» по рисованию и с твердым убеждением в том, что совершенно не способна рисовать. Может быть, поэтому мастерскую «Сальвадор Дали» я всегда провожу с радостью. Глядя в полные страха глаза некоторых детей («я не умею рисовать»), с улыбкой говорю: «Просто попробуй, все получится».
Мастерская «Сальвадор Дали» – это стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; стремление научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом.
Чтобы процесс познания нового увлек ребят, нужен мощный индуктор, некое потрясение, не обязательно безоблачное. Не стремлюсь заставить детей полюбить художника и его картины. Но Дали – один из самых ярких мифов 20 века. Его творчество не укладывается в обычные рамки наших представлений о живописи, оно может потрясать или возмущать, удивлять или раздражать, но оно волнует людей.
Тему мастерской я объявляю только в день ее проведения, так как, узнав ее заранее, дети могут подготовить какой-то дополнительный материал, который именно сегодня будет мешать им соприкоснуться один на один с картинами Дали, принять или не принять их, одним словом, постичь новый для них мир ощущений и эмоций. Если же мастерская их заинтересует, после ее завершения они обратятся за дополнительной информацией.
Ход мастерской
Все объединяются в группы по 5-6 человек. На каждом столе – лист ватмана, краски и кисточки. На экране проектора появляются стихи французского поэта Гийома Аполлинера:
С неба спуститесь:
Так будет лучше!
Земных осьминогов
Дрожь охватила.
Здесь каждый из нас
Могильщиком собственным стал…
Земной Океан окружает мой дом.
И нет здесь покоя. Буря кругом.
1 задание (5 минут). Вспомните свой сон, чем-то вас заинтересовавший или удививший своей необычностью. Расскажите о нем. Это очень личный вопрос, и готовность ребят ответить на него – успешное начало мастерской. Важна атмосфера доверия и доброжелательности, она поможет окунуться в мир своих воспоминаний и подготовит детей к восприятию дальнейших заданий.
2 задание (3 минуты). На экране проектора появляются фразы. Это названия картин Сальвадора Дали. Но детям я не говорю об этом.
- Изобретение монстров.
- Тристан и Изольда.
- Блин.
- Раскрашенные удовольствия.
- Пара с облаками в головах.
- Впечатления от Африки.
- Искания.
- Открытие Америки Христофором Колумбом.
- Жизнь Марии Магдалены.
- Поэзия Америки.
- Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон.
Вопрос «Какие ассоциации возникают у вас при чтении этих фраз?» вызывает оживление в классе. Обычно после самых разнообразных предположений кто-то догадывается, что, возможно, это названия картин. Только тогда называю имя Сальвадора Дали.
3 задание (5 минут). После обсуждения в группах предлагаю ответить на вопрос «Что общего между сновидениями и искусством?» Выслушав ответы групп, зачитываю слова З.Фрейда, проецируемые с экрана:
«В искусстве и сновидениях бессознательное выступает с наибольшей непосредственностью, и именно в них открывается истинный путь познания человека».
4 задание (7 минут). Под музыку Жанны Плиевой «Страсти по Эдему» через проектор показываю репродукции картин Дали. Предлагаю обсудить в группах, какие эмоции вызвали картины, и сделать небольшие резюме для всего класса.
5 задание (5 минут). Необычные картины привлекают внимание ребят и к личности самого художника. Но его биография выходит за рамки мастерской. Вопросы же, которые я задаю сейчас, просто усиливают интерес к личности Дали.
Причуды Сальвадора Дали.
- В 17 лет Дали поступил в Академию художеств в Мадриде. Он мог побиться об заклад, что представит на конкурс картину, которой не коснется кистью. Как он это сделал? (Стоя в метре от холста, он набрасывал на него краски. Цветные брызги образовывали причудливые формы. Эта картина завоевала Гран-при.)
- На одном из экзаменов в Академии художеств Дали отказался отвечать. Почему? (Он заявил, что его знания выше, чем у всех членов комиссии, вместе взятых. Из Академии его выгнали за «непочтительное поведение».)
- «Ее я люблю больше отца, больше матери, больше Пикассо и даже сильнее, чем деньги». О какой любви говорил Дали? (О любви к своей жене Елене Дьяконовой – Гала.)
- «Я ничто не презираю так сильно, как…», - говорил Сальвадор Дали, Продолжите фразу. (Обыденность.)
- На Гала Дали официально женился 50 раз. Зачем? (В каждой стране, куда он приезжал, он вступал с ней в брак, восхищаясь красотой брачного обряда. Это питало его фантазию.)
- Как Дали относился к подделкам своих работ? (Он их благословлял, считая, что только гениальные живописцы удостаиваются подражания. Этот промысел принес ему 300 миллионов долларов.)
- Музей Дали в Мадриде – самый посещаемый музей в Испании. В 1982 году парламент отметил художника высшей наградой – Золотой Медалью. Между тем сам Дали признавался: «Секрет из секретов состоит в том, что самый знаменитый художник в мире, каким я являюсь, до сих пор…» Продолжите фразу Дали. («…не знает, что нужно, чтобы стать живописцем».)
6 задание (7 минут). Раздаю группам по несколько репродукций картин Дали и предлагаю каждой группе выбрать одну, привлекшую внимание. Объясните свой выбор. Чаще всего дети выбирают:
- «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
- «Привидение Вермера, которое можно использовать как стул».
- «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны».
- «Настойчивость (постоянство) памяти».
- «Христос на кресте».
- «Шесть явлений Ленина на пианино».
- «Лицо войны».
7 задание (40 минут). Это кульминационный момент мастерской. Я уже вижу, как не терпится ребятам взять самим в руки кисточки и начать работать. Формулирую задание: «Нарисуйте свои впечатления от встречи с картинами Дали». Задание никого не удивляет и не застает врасплох. Чувств и эмоций так много, что обсуждение начинается моментально. За 40 минут создать картину? Возможно ли это?!... (см. Приложение) После завершения работы картины вывешиваются.
Рефлексия (10 минут).
«Звучала музыка. Увиденные картины будоражили воображение. Перед нами лежал чистый лист бумаги. В голове необычные ощущения и эмоции. Оказывается, иногда я могу предлагать великолепные идеи».
«На мастерской я чувствовал себя одним из команды, создающей что-то, на первый взгляд, необычное, непонятное, но имеющее глубокий смысл».
«Нет стеснения из-за того, что кто-то не умеет рисовать. Все равны».
«Дали как бы пугает нас страшными явлениями, но, может, он хочет сказать, что мы сами создаем мир таким, каков он есть сегодня, и свое возможное чудовищное будущее? Может, он хочет сказать, что пора остановиться? Проснуться ото сна? Может, он хочет нам помочь?»
«Хотелось творить! После мастерской хорошее настроение весь день».
«Рисуешь и понимаешь, что в нашей картине важно не умение рисовать, а способность внести смысл в работу и понять что-то о самой жизни, о себе. Я считала, что неспособна даже кисточку в руках держать. А тут убедилась, что с помощью друзей могу что-то сотворить».
«Нам дали возможность выразить наше внутреннее самочувствие, осмыслить жизнь, любовь, смерть. Наша фантазия гуляла по листу один час, но этот час я не забуду очень долго».
«Мне кажется, что наша реальность страшнее, чем все картины Дали, и от нас самих зависит, что с нами будет дальше…»