Грамматическая почта. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания за период обучения в 6-м классе.

Триединая задача урока:

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности и познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Знать:

  • правописание –Н- и –НН- в прилагательных;
  • правописание сложных слов с первым корнем ПОЛ-;
  • качественные, относительные и притяжательные прилагательные;
  • правописание окончаний прилагательных.

Уметь:

  • выполнять синтаксический разбор предложения,
  • морфологический, морфемный и словообразовательный разборы слова.

Воспитательная: формировать у учащихся любовь к чтению.

Оборудование: сигнальные карточки, таблица, орфографические словари, мультимедийный проектор.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас урок – «Грамматическая почта». Вы все написали мне письма, чтобы мы с вами повторили то или иное правило, объясняя, почему требуется его повторение. Я проанализировала поступившие просьбы и, учитывая их частность, хочу предложить вам для повторения следующие темы: правописание сложных слов с первым корнем ПОЛ- ; правописание –Н-, -НН- в прилагательных; разряды прилагательных; правописание окончаний прилагательных, а также вспомним синтаксический разбор предложения, морфемный разбор и словообразовательный разбор. Вот такая большая задача у нас на сегодняшний урок. Итак, давайте начнём исполнять ваши пожелания.

I. Правописание –Н- и –НН- в прилагательных.

Учитель: Читаем первое письмо.

«Уважаемая Людмила Ильинична! Я не запомнила, когда в прилагательных пишется одна –Н-, а когда две –НН-. Давайте повторим эту орфограмму». Для начала обратимся к таблице и вспомним правописание этой орфограммы (объяснение орфограммы по таблице).

  1. А сейчас напишем словарный диктант на тему «Весна», составленный ученицей (это её индивидуальное задание к уроку). Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях: весенняя капель, раннее утро, зелёная трава, ветреная погода, холодный дождь, предутренний час, серебряная гладь воды, таинственная тишина, журавлиные крики, туманное утро, безветренный день.
  2. Два ученика работают у доски.
    предутренний (морфемный разбор)
    предутренний ← утренний ← утро (словообразовательная цепочка).
  3. В это время учитель читает словосочетания, ученики сигнальной карточкой отвечают, сколько –Н- нужно написать в прилагательном. (-НН- - красный кружок, -Н- - зелёный кружок ).
    Мужественный человек, деревянная доска, песчаный берег, длинная дорога, кожаная куртка, лунный свет.
  4. Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна», используя те словосочетания, которые на доске, и добавляя свои. Давайте вспомним, какие пункты должны быть обязательны в сочинении?
  5. Чтение сочинений. Оценивают дети.
  6. Вывешивание «запоминалок». Подведение итогов.

II. Повторение правописания сложных слов с первым корнем ПОЛ-.

В нашу «Грамматическую почту» пришло письмо»: «Уважаемая Людмила Ильинична! Мне бы очень хотелось повторить правописание сложных слов с первым корнем ПОЛ-, так как я совсем не помню, как пишутся такие слова». Ну что ж? Давайте повторим. Сначала обратимся к орфографическому словарю. Найдём четыре слова с первым корне ПОЛ- и запишем их в тетради. (Работа со словарями). Кто скажет, почему в словарях все слова расположены в алфавитном порядке? (Чтобы легче было найти нужные слова).

Вспомнили? Давайте сделаем вывод, как же всё-таки пишутся сложные слова с первым корнем ПОЛ-?

Ученики: Первый корень ПОЛ- пишется через дефис, если второе слово начинается с буквы Л, с гласной или присоединяется к собственному имени, а слитно пишется тогда, когда второе слово начинается с согласной.

Учитель: Хорошо! А сейчас проведём диктант- молчанку. Я показываю вам рисунки (рисунки показываются по интерактивной доске), а вы должны написать слова, прибавляя корень ПОЛ- (показываются рисунки с изображением лимона, яблока, лука, ложки, огурца, помидора, мяча, линейки, моркови, карточки со словами Москва и Европа). Звучит объяснение написанных слов, ответ ученика комментирует другой ученик, оценивая теоретические знания отвечавшего и его умение применять правило на практике.

Вывод по орфограмме, защита «запоминалок».

III. Разряды имён прилагательных по значению.

Учитель: Письмо: «Уважаемая Людмила Ильинична! Я запутался в разрядах прилагательных». Давайте поможем выпутаться. Открываем учебники на стр. 116. (Чтение правил самостоятельно).

  1. Один ученик у доски. Остальные диктуют ему прилагательные, тот определяет разряд, обосновывает свой ответ.
  2. Работа по рядам. Учитель читает словосочетания, а дети по рядам выписывают прилагательные.
 качественные  Относительные  притяжательные
Душистый цветок
Ужасный вид
Раскидистый дуб
Местный говор
Вчерашний день
Деревянный дом
Папин нос
Верблюжья колючка
Олений рог

Вывод: Значит, какие прилагательные являются качественными? Какие прилагательные являются относительными? Какие прилагательные являются притяжательными?

  1. Один ученик у доски выполняет морфологический разбор любого прилагательного.

IV. Игра «Любопытный Буратино».

Учитель: Пока у доски Саша выполняет морфологический разбор, мы поиграем. Кто хочет стать любопытным Буратино?

Участвует весь класс. Ведущий игры составляет три-четыре вопроса, которые требуют кратких ответов. Вопросы разрешается задавать по всем изученным разделам. Например, можно предложить следующие вопросы:

  1. Как пишутся существительные с НЕ-, если слово можно заменить синонимом? (Слитно).
  2. Какая буква пишется после приставок на согласные, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и] (ы).
  3. Если прилагательное имеет краткую форму, в суффиксе пишется -К- или –СК- (-К-) .
  4. В каких числительных на конце пишется Ь?

V. Синтаксическая пятиминутка.

Учитель: Хочу познакомить вас ещё с одним письмом. «Уважаемая Людмила Ильинична! Мне очень нравится на уроках русского языка выполнять синтаксический разбор предложения. Вызывайте меня, пожалуйста, каждый день к доске». Каждый день, конечно, вызывать его к доске мы не можем. Но сегодня дадим ему такое задание.

1. Вызывается к доске ученик, который выполняет синтаксический разбор предложения.

Чтение – вот лучшее учение.

2. Графический диктант. Учитель читает предложения, ученик чертит схемы предложений.

  1. Весеннее солнце поднялось из-за верхушек огромного соснового бора и осветило дальнюю рощу.
  2. Хороши белые березы.
  3. Высоко в небе мерцали бесчисленные звезды, и слабый отблеск освещал легкую пелену тумана.

Слабым ученикам - карточки для индивидуальной работы.

1 карт. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ж … леть о потраченном врем…ни,

уд…вляться терпеливости мастер…,

напр…вляться по дорог… к станци…,

посадить сем…на.

2 карт. Выполнить синтаксический разбор.

Лучшие украшения земли-растения.

По окончании работы сильные дети проверяют карточки у слабых учеников и ставят оценки.

3. Проверка синтаксического разбора предложения. (Оценивают ученики). Беседа по этой пословице.

VI. Правописание окончаний прилагательных.

Учитель: А просьбу следующего автора письма будем исполнять по-особенному. Послушайте письмо: «Я путаю правописание окончаний у прилагательных».

1. Закрепление по учебнику.

2. Закрепление. Упражнение на интерактивной доске.

Правил легче нет на свете,
Что в вопросе -то в ответе.
Дню –какОМУ? -тепл…
К лицу зелёный цвет
КакОГО дня –весёл…
Сияет в роще свет.
КакОГО дня? –весенн…,
Прекрасней нет в году!…
О.Соболева

3. Вывод по этой орфограмме.

VII. Д\З.

Индивидуально по карточкам, нарисовать «запоминалку» по правописанию окончания у прилагательных.

VIII. Вывод:

Какие правила мы сегодня с вами вспомнили? Молодцы! Выставление оценок.