ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания за период обучения в 6-м классе.
Триединая задача урока:
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности и познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Знать:
- правописание –Н- и –НН- в прилагательных;
- правописание сложных слов с первым корнем ПОЛ-;
- качественные, относительные и притяжательные прилагательные;
- правописание окончаний прилагательных.
Уметь:
- выполнять синтаксический разбор предложения,
- морфологический, морфемный и словообразовательный разборы слова.
Воспитательная: формировать у учащихся любовь к чтению.
Оборудование: сигнальные карточки, таблица, орфографические словари, мультимедийный проектор.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас урок – «Грамматическая почта». Вы все написали мне письма, чтобы мы с вами повторили то или иное правило, объясняя, почему требуется его повторение. Я проанализировала поступившие просьбы и, учитывая их частность, хочу предложить вам для повторения следующие темы: правописание сложных слов с первым корнем ПОЛ- ; правописание –Н-, -НН- в прилагательных; разряды прилагательных; правописание окончаний прилагательных, а также вспомним синтаксический разбор предложения, морфемный разбор и словообразовательный разбор. Вот такая большая задача у нас на сегодняшний урок. Итак, давайте начнём исполнять ваши пожелания.
I. Правописание –Н- и –НН- в прилагательных.
Учитель: Читаем первое письмо.
«Уважаемая Людмила Ильинична! Я не запомнила, когда в прилагательных пишется одна –Н-, а когда две –НН-. Давайте повторим эту орфограмму». Для начала обратимся к таблице и вспомним правописание этой орфограммы (объяснение орфограммы по таблице).
- А сейчас напишем словарный диктант на тему «Весна», составленный ученицей (это её индивидуальное задание к уроку). Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях: весенняя капель, раннее утро, зелёная трава, ветреная погода, холодный дождь, предутренний час, серебряная гладь воды, таинственная тишина, журавлиные крики, туманное утро, безветренный день.
- Два ученика работают у доски.
предутренний (морфемный разбор)
предутренний ← утренний ← утро (словообразовательная цепочка). - В это время учитель читает словосочетания, ученики сигнальной карточкой отвечают, сколько –Н- нужно написать в прилагательном. (-НН- - красный кружок, -Н- - зелёный кружок ).
Мужественный человек, деревянная доска, песчаный берег, длинная дорога, кожаная куртка, лунный свет. - Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна», используя те словосочетания, которые на доске, и добавляя свои. Давайте вспомним, какие пункты должны быть обязательны в сочинении?
- Чтение сочинений. Оценивают дети.
- Вывешивание «запоминалок». Подведение итогов.
II. Повторение правописания сложных слов с первым корнем ПОЛ-.
В нашу «Грамматическую почту» пришло письмо»: «Уважаемая Людмила Ильинична! Мне бы очень хотелось повторить правописание сложных слов с первым корнем ПОЛ-, так как я совсем не помню, как пишутся такие слова». Ну что ж? Давайте повторим. Сначала обратимся к орфографическому словарю. Найдём четыре слова с первым корне ПОЛ- и запишем их в тетради. (Работа со словарями). Кто скажет, почему в словарях все слова расположены в алфавитном порядке? (Чтобы легче было найти нужные слова).
Вспомнили? Давайте сделаем вывод, как же всё-таки пишутся сложные слова с первым корнем ПОЛ-?
Ученики: Первый корень ПОЛ- пишется через дефис, если второе слово начинается с буквы Л, с гласной или присоединяется к собственному имени, а слитно пишется тогда, когда второе слово начинается с согласной.
Учитель: Хорошо! А сейчас проведём диктант- молчанку. Я показываю вам рисунки (рисунки показываются по интерактивной доске), а вы должны написать слова, прибавляя корень ПОЛ- (показываются рисунки с изображением лимона, яблока, лука, ложки, огурца, помидора, мяча, линейки, моркови, карточки со словами Москва и Европа). Звучит объяснение написанных слов, ответ ученика комментирует другой ученик, оценивая теоретические знания отвечавшего и его умение применять правило на практике.
Вывод по орфограмме, защита «запоминалок».
III. Разряды имён прилагательных по значению.
Учитель: Письмо: «Уважаемая Людмила Ильинична! Я запутался в разрядах прилагательных». Давайте поможем выпутаться. Открываем учебники на стр. 116. (Чтение правил самостоятельно).
- Один ученик у доски. Остальные диктуют ему прилагательные, тот определяет разряд, обосновывает свой ответ.
- Работа по рядам. Учитель читает словосочетания, а дети по рядам выписывают прилагательные.
качественные | Относительные | притяжательные |
Душистый цветок Ужасный вид Раскидистый дуб |
Местный говор Вчерашний день Деревянный дом |
Папин нос Верблюжья колючка Олений рог |
Вывод: Значит, какие прилагательные являются качественными? Какие прилагательные являются относительными? Какие прилагательные являются притяжательными?
- Один ученик у доски выполняет морфологический разбор любого прилагательного.
IV. Игра «Любопытный Буратино».
Учитель: Пока у доски Саша выполняет морфологический разбор, мы поиграем. Кто хочет стать любопытным Буратино?
Участвует весь класс. Ведущий игры составляет три-четыре вопроса, которые требуют кратких ответов. Вопросы разрешается задавать по всем изученным разделам. Например, можно предложить следующие вопросы:
- Как пишутся существительные с НЕ-, если слово можно заменить синонимом? (Слитно).
- Какая буква пишется после приставок на согласные, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и] (ы).
- Если прилагательное имеет краткую форму, в суффиксе пишется -К- или –СК- (-К-) .
- В каких числительных на конце пишется Ь?
V. Синтаксическая пятиминутка.
Учитель: Хочу познакомить вас ещё с одним письмом. «Уважаемая Людмила Ильинична! Мне очень нравится на уроках русского языка выполнять синтаксический разбор предложения. Вызывайте меня, пожалуйста, каждый день к доске». Каждый день, конечно, вызывать его к доске мы не можем. Но сегодня дадим ему такое задание.
1. Вызывается к доске ученик, который выполняет синтаксический разбор предложения.
Чтение – вот лучшее учение.
2. Графический диктант. Учитель читает предложения, ученик чертит схемы предложений.
- Весеннее солнце поднялось из-за верхушек огромного соснового бора и осветило дальнюю рощу.
- Хороши белые березы.
- Высоко в небе мерцали бесчисленные звезды, и слабый отблеск освещал легкую пелену тумана.
Слабым ученикам - карточки для индивидуальной работы.
1 карт. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Ж … леть о потраченном врем…ни,
уд…вляться терпеливости мастер…,
напр…вляться по дорог… к станци…,
посадить сем…на.
2 карт. Выполнить синтаксический разбор.
Лучшие украшения земли-растения.
По окончании работы сильные дети проверяют карточки у слабых учеников и ставят оценки.
3. Проверка синтаксического разбора предложения. (Оценивают ученики). Беседа по этой пословице.
VI. Правописание окончаний прилагательных.
Учитель: А просьбу следующего автора письма будем исполнять по-особенному. Послушайте письмо: «Я путаю правописание окончаний у прилагательных».
1. Закрепление по учебнику.
2. Закрепление. Упражнение на интерактивной доске.
Правил легче нет на свете,
Что в вопросе -то в ответе.
Дню –какОМУ? -тепл…
К лицу зелёный цвет
КакОГО дня –весёл…
Сияет в роще свет.
КакОГО дня? –весенн…,
Прекрасней нет в году!…
О.Соболева
3. Вывод по этой орфограмме.
VII. Д\З.
Индивидуально по карточкам, нарисовать «запоминалку» по правописанию окончания у прилагательных.
VIII. Вывод:
Какие правила мы сегодня с вами вспомнили? Молодцы! Выставление оценок.