Комплексное занятие "Добро и зло в противоречии"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование четких представлений о добре и зле.

Задачи:  

  • развитие способности делать добро, которое может противостоять злу;
  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
  • развитие умения сопереживать окружающим людям, лучше понимать   их чувства, мотивы их поведения;
  • развитие мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

Оборудование: Цветик-семицветик с отрывными лепестками, на обратной стороне которых записаны разные задания и игры; 2 конверта с буквами слов ДОБРО и ЗЛО; мешочек с ситуациями; брошь; листы бумаги; маркеры ;ручки; сердечки.

Участники: дети младшего и среднего школьного возраста.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, здороваются на национальном хантыйском языке – «Вуся-ута!».

 II.Оргмомент

Создание проблемной ситуации: Игра «Рассыпные буквы»: дети делятся на две группы, каждая из которой получает по конверту с буквами. Дети должны собрать  из этих букв слова: ДОБРО и ЗЛО.

Воспитатель: Какие слова получились у вас, ребята?  (Ответы детей)
О чем же мы сегодня будем с вами говорить? (Ответы детей)

III. Введение в тему

1. Ознакомление с темой и целями занятия

Воспитатель:  Тема нашего сегодняшнего занятия « ДОБРО и ЗЛО в противоречии». Мы с вами будем определять понятия «ДОБРА» и «ЗЛА», оценим свои поступки и поступки своих сверстников, закрепим навыки доброжелательного отношения друг к другу, надеюсь, что каждый из вас сделает правильные выводы.

2. Игра  «Цветик-семицветик»

Дети по очереди срывают лепестки, на обратной стороне которых записаны разные задания, игры. И каждый раз дети хором читают:

Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.

Первый лепесток с заданием: Ответить на вопросы:
«Что такое ДОБРО?   Ребята, давайте, определим понятие «Доброта» (Ответы детей).

Вывод воспитателя: Правильно, доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
– Как ведет себя добрый человек?  (Ответы детей)

Второй лепесток с заданием: Ответить на вопросы: А что такое ЗЛО? (Ответы детей).
Вывод воспитателя: Зло – это чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.
– Как ведет себя злой человек? (Ответы детей).

Третий лепесток: Игра-ситуация «Заморочки из мешочка»
– Волшебный цветик-семицветик хочет, чтобы вы проверили себя, оценили свои поступки. Для этого он приготовил для вас «Заморочки из мешочка». Значит, мы с вами поиграем. Согласно выбранным вами «заморочкам» я буду читать вам различные ситуации, а вы поразмышляйте и решите, как правильно поступить.

«Заморочки из мешочка»:

1. Суббота. По телевизору должна идти передача «Большие гонки», но тебя воспитатель берет на индивидуальную работу. Как ты поступишь?
2. Воспитатель объявила ребятам, что на группу выдали 6 билетов в цирк, и при этом сказала: «Вас в группе 12 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кто не получит билета. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».
3. В старшей группе есть новенький мальчик, которого не понимают и отвергают. Что бы вы посоветовали ребятам этой группы?
4. Мальчик в столовой выбрал себе самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что об этом мальчике можно сказать?

IV. Итог игры

– Правильными были ваши ответы? Почему?
– Значит, добро подразумевает добрые, СПРАВЕДЛИВЫЕ (словарное слово) решения в пользу других. Ради доброго поступка можно уступить, сделать человеку приятно. Важно, чтобы в основе ваших добрых побуждений и действий лежало сочувствие ( словарное слово), желание помочь, поделиться, уступить. Только поняв другого человека,  можно решить, как ему помочь.

Четвёртый лепесток: Физкультминутка-энергизатор (активный вид сознательной инициативной деятельности педагога и детей, направленный на достижение 3-х целей:

– физическое развитие
– решение познавательных задач
– создание психологического комфорта в коллективе).
Энергизатор для дружбы и взаимопомощи «Атака аллигатора»

Цель: создание дружеской атмосферы, формирование у детей чувства ответственности друг за друга, взаимопомощи и взаимопонимания. Дети разбиваются на 2 команды, например: «антилопы» и «зебры». У каждой команды есть свой островок (можно использовать лист ватмана), который располагается на полу. По команде воспитателя «Плывите!» игроки обеих команд начинают передвигаться в разных направлениях, обходя «островки». Когда зазвучит команда « Атака аллигатора!», дети должны быстро встать на свои «островки».

Пятый лепесток: словарная работа

Задание: подобрать к словам «добро» и «зло» однокоренные слова и составить с ними словосочетания.

Шестой лепесток: творческое задание

1) Представьте, что Доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».
2) Представьте, что Зло – это темная тучка. Нарисуйте её и напишите на её капельках те качества, которые включает в себя понятие «зло».

Седьмой лепесток: Игра «Торопись обрадовать!»

– Дарить радость – значит творить добро. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которая называется « Торопись обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать? Игра будет проходить так: вот эту красивую брошь мы будем передавать по кругу, пока я не скажу «Замри!». Тот, у кого в этот момент окажется брошь, должен радовать своего соседа слева или справа.
Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нём ценишь, что тебе нравится в его характере или что-то ещё (что ты сам придумаешь). Детям надо дать поиграть и понаблюдать, как и чем они радуют своих товарищей, что знают о них хорошего, что умеют видеть в них положительного. Игру заканчивает воспитатель, радуя тех, кто бывает в группе забыт. Именно о них воспитатель говорит что-то важное, на что должны обратить внимание остальные.
– Итак, ребята, игра эта заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в группе сразу стало светлее.

V. Итог игры (подводят дети)

– Как вы считаете, ребята, следует ли спешить радовать друг друга? Почему?
– Что это даёт тому, кто радует?
– А тому, кого обрадовали?
– Значит, в умении нести радость друг другу рождается человеческая доброта.
– Подумайте, ребята, обо всём, что было сказано на нашем занятии. Жизнь предлагает нам разные ситуации, и очень важно думать, как надо поступить, как суметь противостоять злу, несправедливости. Всегда защищайте доброе в себе, в других решительно давайте отпор злу. Ведь, все мы родились на этой земле для того, чтобы сделать её красивее, счастливее и добрее. Для этого у каждого  в сердце есть капля доброты. А Цветик- семицветик всем вам дарит ещё по сердечку, чтобы вашей доброты стало больше ещё на одну капельку.

VI. Ритуал окончания занятия

«Солнечные лучики». Протянуть руки вперёд и соединить в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
– В заключение, мне хочется пожелать вам доброты словами великого русского писателя А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».