Цель: формирование четких представлений о добре и зле.
Задачи:
- развитие способности делать добро, которое может противостоять злу;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
- развитие умения сопереживать окружающим людям, лучше понимать их чувства, мотивы их поведения;
- развитие мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.
Оборудование: Цветик-семицветик с отрывными лепестками, на обратной стороне которых записаны разные задания и игры; 2 конверта с буквами слов ДОБРО и ЗЛО; мешочек с ситуациями; брошь; листы бумаги; маркеры ;ручки; сердечки.
Участники: дети младшего и среднего школьного возраста.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, здороваются на национальном хантыйском языке – «Вуся-ута!».
II.Оргмомент
Создание проблемной ситуации: Игра «Рассыпные буквы»: дети делятся на две группы, каждая из которой получает по конверту с буквами. Дети должны собрать из этих букв слова: ДОБРО и ЗЛО.
Воспитатель: Какие слова получились у
вас, ребята? (Ответы детей)
О чем же мы сегодня будем с вами говорить? (Ответы
детей)
III. Введение в тему
1. Ознакомление с темой и целями занятия
Воспитатель: Тема нашего сегодняшнего занятия « ДОБРО и ЗЛО в противоречии». Мы с вами будем определять понятия «ДОБРА» и «ЗЛА», оценим свои поступки и поступки своих сверстников, закрепим навыки доброжелательного отношения друг к другу, надеюсь, что каждый из вас сделает правильные выводы.
2. Игра «Цветик-семицветик»
Дети по очереди срывают лепестки, на обратной стороне которых записаны разные задания, игры. И каждый раз дети хором читают:
Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Первый лепесток с заданием: Ответить
на вопросы:
«Что такое ДОБРО? Ребята, давайте,
определим понятие «Доброта» (Ответы детей).
Вывод воспитателя: Правильно, доброта
– это чуткость, отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро
другим.
– Как ведет себя добрый человек? (Ответы
детей)
Второй лепесток с заданием: Ответить
на вопросы: А что такое ЗЛО? (Ответы детей).
Вывод воспитателя: Зло – это чувство
недоброжелательности, враждебности по отношению
к кому-либо; желание причинить зло.
– Как ведет себя злой человек? (Ответы детей).
Третий лепесток: Игра-ситуация
«Заморочки из мешочка»
– Волшебный цветик-семицветик хочет, чтобы вы
проверили себя, оценили свои поступки. Для этого
он приготовил для вас «Заморочки из мешочка».
Значит, мы с вами поиграем. Согласно выбранным
вами «заморочкам» я буду читать вам различные
ситуации, а вы поразмышляйте и решите, как
правильно поступить.
«Заморочки из мешочка»:
1. Суббота. По телевизору должна идти передача
«Большие гонки», но тебя воспитатель берет на
индивидуальную работу. Как ты поступишь?
2. Воспитатель объявила ребятам, что на группу
выдали 6 билетов в цирк, и при этом сказала: «Вас в
группе 12 человек. Я вас всех люблю и не могу
решить, кто не получит билета. Сделайте это сами.
Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или
предложите, как сделать по-другому».
3. В старшей группе есть новенький мальчик,
которого не понимают и отвергают. Что бы вы
посоветовали ребятам этой группы?
4. Мальчик в столовой выбрал себе самое большое
яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что об
этом мальчике можно сказать?
IV. Итог игры
– Правильными были ваши ответы? Почему?
– Значит, добро подразумевает добрые,
СПРАВЕДЛИВЫЕ (словарное слово) решения в пользу
других. Ради доброго поступка можно уступить,
сделать человеку приятно. Важно, чтобы в основе
ваших добрых побуждений и действий лежало
сочувствие ( словарное слово), желание помочь,
поделиться, уступить. Только поняв другого
человека, можно решить, как ему помочь.
Четвёртый лепесток: Физкультминутка-энергизатор (активный вид сознательной инициативной деятельности педагога и детей, направленный на достижение 3-х целей:
– физическое развитие
– решение познавательных задач
– создание психологического комфорта в
коллективе).
Энергизатор для дружбы и взаимопомощи «Атака
аллигатора»
Цель: создание дружеской атмосферы, формирование у детей чувства ответственности друг за друга, взаимопомощи и взаимопонимания. Дети разбиваются на 2 команды, например: «антилопы» и «зебры». У каждой команды есть свой островок (можно использовать лист ватмана), который располагается на полу. По команде воспитателя «Плывите!» игроки обеих команд начинают передвигаться в разных направлениях, обходя «островки». Когда зазвучит команда « Атака аллигатора!», дети должны быстро встать на свои «островки».
Пятый лепесток: словарная работа
Задание: подобрать к словам «добро» и «зло» однокоренные слова и составить с ними словосочетания.
Шестой лепесток: творческое задание
1) Представьте, что Доброта – это яркое
солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках
те качества, которые включает в себя понятие
«доброта».
2) Представьте, что Зло – это темная тучка.
Нарисуйте её и напишите на её капельках те
качества, которые включает в себя понятие «зло».
Седьмой лепесток: Игра «Торопись обрадовать!»
– Дарить радость – значит творить добро. А как
вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим,
поиграв в игру, которая называется « Торопись
обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища.
Сумеете ли вы это сделать? Игра будет проходить
так: вот эту красивую брошь мы будем передавать
по кругу, пока я не скажу «Замри!». Тот, у кого в
этот момент окажется брошь, должен радовать
своего соседа слева или справа.
Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нём
ценишь, что тебе нравится в его характере или
что-то ещё (что ты сам придумаешь). Детям надо дать
поиграть и понаблюдать, как и чем они радуют
своих товарищей, что знают о них хорошего, что
умеют видеть в них положительного. Игру
заканчивает воспитатель, радуя тех, кто бывает в
группе забыт. Именно о них воспитатель говорит
что-то важное, на что должны обратить внимание
остальные.
– Итак, ребята, игра эта заставила многих из вас
улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас
друг к другу, и в группе сразу стало светлее.
V. Итог игры (подводят дети)
– Как вы считаете, ребята, следует ли спешить
радовать друг друга? Почему?
– Что это даёт тому, кто радует?
– А тому, кого обрадовали?
– Значит, в умении нести радость друг другу
рождается человеческая доброта.
– Подумайте, ребята, обо всём, что было сказано на
нашем занятии. Жизнь предлагает нам разные
ситуации, и очень важно думать, как надо
поступить, как суметь противостоять злу,
несправедливости. Всегда защищайте доброе в
себе, в других решительно давайте отпор злу. Ведь,
все мы родились на этой земле для того, чтобы
сделать её красивее, счастливее и добрее. Для
этого у каждого в сердце есть капля доброты. А
Цветик- семицветик всем вам дарит ещё по
сердечку, чтобы вашей доброты стало больше ещё на
одну капельку.
VI. Ритуал окончания занятия
«Солнечные лучики». Протянуть руки вперёд и
соединить в центре круга. Тихо так постоять,
пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным
лучиком.
– В заключение, мне хочется пожелать вам доброты
словами великого русского писателя А.П.Чехова:
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного,
счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что
есть несчастные, что как бы он ни был счастлив,
жизнь рано или поздно покажет ему свои когти,
стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его
никто не увидит и не услышит, как теперь он не
видит и не слышит других».