Цель: знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства.
Задачи урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с первыми печатными книгами, их содержанием и назначением через активные формы обучения.
- Развивающие: создать условия для развития познавательных способностей учащихся через работу с текстом индивидуально и в группах, выделять главное, используя интерактивную доску; грамотно строить речь для выступления.
- Воспитательные: формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа.
Для достижения поставленной цели и выполнения задач использовала современные образовательные технологии, такие как информационно-коммуникативные.
Очень часто на уроке использую интерактивную доску, которая предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Это увеличивает интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. (Интерактивная доска SMART Board, презентация Microsoft Office Power)
При выборе видов работы учащихся на уроке решила использовать групповую форму. Этот вид деятельности создает наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик активно мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей.
И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).
Так как тема урока довольно обширна, то, предложив ребятам работу с текстом, я решила еще и проблему усвоения большого объема материала.
Оценивание работы происходило с помощью
вручения жетонов, которые представляли собой
макет книги. Особо оценивалось индивидуальное
выступление и подготовка дополнительного
материала к уроку.
При подготовке к выступлениям перед классом
ребята получали консультацию учителя по работе с
интерактивной доской. Были использованы такие
приемы работы с ИД :
- «Прожектор» – для выделения главного при рассказе;
- Художественное перо
- Письмо маркерами.
В конце урока выяснили, что мастера печатных дел существуют и сегодня. Кто же они? Это люди, которые печатают газеты, журналы, книги и т.д. А что мы знаем о них? Делаем вывод: разговор на тему урока не окончен, работа продолжается.
Для ребенка важна на уроке не только оценка его знаний, данная учителем, но и самооценка, или рефлексия. Поэтому учителю необходимо знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это залог успеха урока. Поэтому на уроках часто применяются различные способы диагностики интереса учащихся. Можно сочетать эти способы с определением уровня понимания материала.
В конце урока была проведена рефлексия, в результате анализа которой отмечено следующее: 87% детей указали, что на уроке было очень интересно добывать знания самостоятельно, так как материал лучше запоминается, у 94% обучающихся улучшилось настроение и появилось желание больше узнать об истории появления грамотности на Руси.
Предлагается такой вариант рефлексии:
3 балла – я все очень хорошо понял, мне было
интересно добывать знания самому и поэтому я был
активен;
2 балла – мне все понятно, но материал не всегда
интересен;
1 балл – я не все понял, но мне было интересно;
0 баллов – я ничего не понял, на уроке скучал, у
меня испортилось настроение.
Хочу отметить высокий уровень активности ребят на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение:
- А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир».4 класс, учебник для ОУ 2009г.
- Индивидуальные тексты для чтения.
Учебно-наглядный комплекс: компьютер, интерактивная доска, медиапроектор.
Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)
Авторский медиапродукт: – медиаурок.
Целесообразность использования медиапродукта:
- Формирование информационной культуры и компетентности школьников;
- Повышение мотивации к обучению;
- Повышение эффективности усвоения материала;
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Цель: Знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства.
Технологии, методы и приемы:
1. ИКТ;
2. Прием критического мышления (работа с текстом)
КАРТА УРОКА
Комментарий Ход урока |
Время (мин) |
№ слайда | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент Эмоциональный настрой на урок |
2 | 1 | Внимание | Активное слушание |
Определение темы урока во время вступительной беседы и с помощью загадки | 4 | 1 | Память Внимание |
Любознательность Правильная речь Аргументированность |
Вопросы по теме урока | 3 | Внимание | Активное слушание Правильная речь Аргументированность |
|
Планирование занятия и выбор формы работы | 5 | Внимание Точность речи |
Выразительность Активность Рефлексивность Аргументированность |
|
Консультации для работы с материалом на интерактивной доске | 6 | 2, 3,4 | Внимание | Умение слушать и слышать |
Работа в группах | 7 | Внимание | Точность речи Активное слушание |
|
Выступления представителей групп и обсуждение материала | 7 | 2, 3, 4 | Память Внимание Точность речи |
Аргументированность Активное слушание |
Подведение итогов | 3 | Внимание | Самостоятельность | |
Рефлексия | 3 | Внимание | Точность речи Рефлексивность |
|
Итог урока. Оценка работы ребят. | 3 | 5 | Внимание | Рефлексивность |
Запись д/з | 2 | Внимание | Активное слушание |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наш урок будет
для нас интересным и познавательным.
– Герои нашего урока были настоящими мастерами.
Что же они мастерили?
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
– О чем эта загадка? (О книге)
– Что можно сказать об этой книге? (Показ
старопечатной книги). Приложение
1. Слайд 1
– Знаете ли вы, кто первым стал печатать
текст в книгах?
– Каково значение появления печатных книг на
Руси?
Предлагаю обсудить эти вопросы в группах.
II. Работа с текстом
Каждая группа работает с текстом по заданной теме:
1-я: «Иван Федоров».
2-я: «Первые печатные книги»
3-я: «Значение книгопечатания на Руси».
В работе нам поможет интерактивная доска. Каждая группа по очереди подходит на консультации к учителю. Приложение 1. Слайды 2, 3, 4
III. Обсуждение материала. Выступление ребят
Выступление первой группы:
«Начало книгопечатания на Руси»
(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)
– Что мы узнали о главном герое нашего урока?
(На интерактивной доске ребята выделяют основные моменты жизни И. Федорова)
– Что еще можете рассказать по данному вопросу?
Ребята с помощью маркеров дописывают важные сообщения об Иване Федорове. (За работу ребята получают жетоны – фото старопечатных книг)
Выступление второй группы:
«Первые печатные книги» Приложение 1. Слайд 2
(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)
Вывод: Первые печатные книги были «Апостол», «Часовник», «Азбука».
Распределите книги соответственно названиям и докажите свою мысль словами.
– Что можете сказать об оформлении данных книг?
(Работа на интерактивной доске (Приложение
3): выделение книги «Прожектором»,
рассматривание их и обсуждение.) Приложение 1. Слайд 3
(За работу ребята получают жетоны – фото
старопечатных книг)
Выступление третьей группы:
«Значение книгопечатания на Руси». Приложение 1. Слайд 4
(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)
Вывод: Старопечатные книги помогают изучать историю развития государства. С их помощью ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей. Первопечатные книги – уникальный источник изучения истории и развития государства.
– А в наше время кого можно назвать книгопечатниками? Расскажите о них.
(За работу ребята получают жетоны – фото старопечатных книг)
III. Рефлексия
– Что вы узнали нового? Что вам
понравилось больше всего? Почему? Не понравилось?
Почему?
– Что было самым трудным? Почему?
– Посчитайте жетоны. Это ваши оценки.
– Обсудите в группе кто из ребят проявил большие
знания и их труд можно оценить дополнительно.
Домашнее задание: на выбор:
1. По учебнику стр. 34-40
2. Составить рассказ о современных мастерах
печатных дел.
3. Найти дополнительный материал по теме урока.
– Благодарю за работу. Приложение 1. Слайд 5
– жетоны