Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства.

Задачи урока:  

  • Образовательные: познакомить учащихся  с первыми печатными книгами, их содержанием и назначением через активные формы обучения.
  • Развивающие: создать условия для развития познавательных способностей учащихся  через  работу с текстом индивидуально и в группах, выделять главное, используя  интерактивную  доску; грамотно строить речь для выступления.
  • Воспитательные: формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, воспитывать любовь к Родине через познание истории своего народа.

Для достижения поставленной цели и выполнения задач  использовала современные образовательные технологии, такие как информационно-коммуникативные.

Очень часто на уроке использую интерактивную  доску, которая предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Это увеличивает интерес к излагаемому материалу, следовательно, к предмету. (Интерактивная доска SMART Board, презентация Microsoft Office Power)

При выборе видов  работы учащихся на уроке решила использовать групповую форму. Этот вид деятельности создает наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик  активно мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей.

И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Так как тема урока довольно обширна, то, предложив ребятам работу с текстом,  я решила еще и проблему усвоения большого объема  материала.

Оценивание работы происходило с помощью вручения жетонов, которые представляли собой макет книги. Особо оценивалось индивидуальное выступление и подготовка дополнительного материала к уроку.
При подготовке к выступлениям перед классом ребята получали консультацию учителя по работе с интерактивной доской. Были использованы такие приемы  работы с ИД :

  • «Прожектор» – для выделения главного  при рассказе;
  • Художественное перо
  • Письмо маркерами.

В конце урока выяснили, что мастера печатных дел существуют и сегодня. Кто же они? Это люди, которые печатают газеты, журналы, книги и т.д.    А что мы знаем о них? Делаем вывод: разговор на тему урока не окончен, работа продолжается.

Для ребенка важна на уроке не только оценка его знаний, данная учителем, но и самооценка, или рефлексия. Поэтому учителю необходимо знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это залог успеха урока. Поэтому на уроках часто применяются различные способы диагностики интереса учащихся. Можно сочетать эти способы с определением уровня понимания материала. 

В конце урока была проведена рефлексия, в результате анализа которой  отмечено следующее:  87% детей указали, что на уроке было очень интересно добывать знания самостоятельно, так как материал лучше запоминается, у 94% обучающихся улучшилось настроение и появилось желание больше узнать об истории появления грамотности на Руси.

Предлагается такой вариант рефлексии:

3 балла – я все очень хорошо понял, мне было интересно добывать знания самому и поэтому я был активен;
2 балла – мне все понятно, но материал не всегда интересен;
1 балл – я не все понял, но мне было интересно;
0 баллов – я ничего не понял,  на уроке скучал, у меня испортилось настроение.

Хочу отметить высокий уровень активности ребят на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение:

  • А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир».4 класс, учебник для ОУ 2009г.
  • Индивидуальные тексты для чтения.

Учебно-наглядный комплекс: компьютер, интерактивная доска, медиапроектор.

Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)

Авторский медиапродукт: – медиаурок.

Целесообразность использования медиапродукта:

  • Формирование информационной культуры и компетентности школьников;
  • Повышение мотивации к обучению;
  • Повышение эффективности усвоения материала;
  • Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Цель: Знакомство с первыми печатными книгами на Руси и их значением для государства.

Технологии, методы и приемы:

1. ИКТ;
2. Прием критического мышления (работа с текстом)

КАРТА УРОКА

Комментарий

Ход урока

Время
(мин)
№ слайда Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок
2 1 Внимание Активное слушание
Определение темы урока  во время вступительной беседы и с помощью загадки 4 1 Память
Внимание
Любознательность
Правильная речь
Аргументированность
Вопросы по теме урока 3   Внимание Активное слушание
Правильная речь
Аргументированность
Планирование занятия и  выбор формы работы 5   Внимание
Точность речи
Выразительность
Активность
Рефлексивность
Аргументированность
Консультации для работы с материалом на интерактивной доске 6 2, 3,4 Внимание Умение слушать и слышать
Работа в группах 7   Внимание Точность речи
Активное слушание
Выступления  представителей групп и обсуждение материала 7 2, 3, 4 Память
Внимание
Точность речи
Аргументированность
Активное слушание
 Подведение итогов 3   Внимание Самостоятельность
Рефлексия 3   Внимание Точность речи
Рефлексивность
Итог урока. Оценка работы ребят. 3 5 Внимание Рефлексивность
Запись д/з 2   Внимание Активное слушание

ХОД УРОКА

Приложение 2

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наш урок будет для  нас интересным и познавательным.
– Герои нашего урока были настоящими мастерами. Что же они мастерили?

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.

– О чем эта загадка? (О книге)
– Что можно сказать об этой книге? (Показ старопечатной книги). Приложение 1. Слайд 1
– Знаете ли вы, кто первым стал печатать   текст в книгах?
– Каково значение появления печатных книг на Руси?
Предлагаю обсудить эти вопросы в группах.

II. Работа с текстом

Каждая группа работает с текстом по заданной теме:

1-я: «Иван Федоров».
2-я: «Первые  печатные книги»
3-я: «Значение книгопечатания на Руси».

В работе нам поможет интерактивная доска. Каждая группа по очереди подходит на консультации к учителю. Приложение 1. Слайды  2, 3, 4

III. Обсуждение материала. Выступление ребят

Выступление первой группы:

«Начало книгопечатания на  Руси»

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

– Что мы узнали о главном герое нашего урока?

(На интерактивной доске ребята выделяют основные моменты жизни И. Федорова)

– Что еще можете рассказать по данному вопросу?

Ребята с помощью маркеров дописывают важные сообщения об Иване Федорове. (За работу ребята получают жетоны – фото старопечатных книг)

Выступление второй группы:

«Первые  печатные книги» Приложение 1. Слайд 2

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

Вывод: Первые печатные книги были «Апостол», «Часовник», «Азбука».

Распределите книги соответственно названиям и докажите свою мысль словами.

– Что можете сказать об оформлении данных книг?

(Работа на интерактивной доске (Приложение 3): выделение книги «Прожектором», рассматривание их и обсуждение.) Приложение 1. Слайд 3
(За работу ребята получают жетоны – фото старопечатных книг)

Выступление третьей  группы:

 «Значение книгопечатания на Руси». Приложение 1. Слайд 4

(Пересказ текста, вопросы к выступающим ребятам)

Вывод: Старопечатные книги помогают изучать историю развития  государства.  С  их помощью ученые узнали славянский алфавит, изучают историю книгопечатания, исторические события, жизнь людей. Первопечатные книги – уникальный источник изучения истории и развития государства.

– А в наше время кого можно назвать книгопечатниками? Расскажите о них.

(За работу ребята получают жетоны – фото старопечатных книг)

III. Рефлексия

Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Почему? Не понравилось? Почему?
– Что было самым трудным? Почему?
– Посчитайте жетоны. Это ваши оценки.
– Обсудите в группе кто из ребят проявил большие знания и их труд можно оценить дополнительно.

Домашнее задание: на выбор:

1. По учебнику стр. 34-40
2. Составить рассказ о современных мастерах печатных дел.
3. Найти дополнительный материал по теме урока.

– Благодарю за работу. Приложение 1. Слайд 5

           – жетоны

Приложение 4