Неповторимая планета. 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Место урока в теме: к моменту проведения урока школьники изучили водную и воздушную оболочки Земли, материки и океаны. Это последний урок в теме “Земля”. Данное занятие знакомит с уникальностью планеты. Настоящий урок является завершающим в изучении особенностей Земли.

Дидактические задачи: изучение нового материала об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни.

Образовательные задачи: актуализация и формирование знаний о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах обеспечивающих существование жизни на Земле.

Развивающие задачи: развивать монологическую речь учащихся, критическое, образное и логическое мышление, формировать интерес к предмету через познавательную активность.

Воспитательные задачи; воспитывать навык культуры труда, убеждения и материалистические понятия, осуществлять экологическое и эстетическое воспитание.

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, частично-поисковый.

Приёмы: тестовый опрос, эвристическая беседа, лабораторная работа, работа в рабочей тетради, практическая работа, поисковая игра.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: рабочая тетрадь, карта полушарий, лабораторное оборудование, глобус.

Обоснование выбора методов и средств: содержание отобрано с учётом принципов доступности, логичности, наглядности, проблемности. Достаточное количество наглядности работает на усиление мотивации. Задания по продолжительности и эмоциональности подачи проводится с учетом возрастных особенностей и рассчитаны на достаточную степень сформированности логического, образного и аналитического мышления. Стремление учеников познать новое формируется через игровую форму. Создание атмосферы учебной деятельности, в которой пятиклассники сами разрешают проблемные, поисковые и эвристические задания позволяет лучше усваивать материал. А так же актуализация знаний. полученных раннее, и конструктивное их применение помогают узнать новое о родной планете. Сотрудничество в ходе групповой работы развивает коммуникативные качества и позволяет осуществлять взаимоконтроль. На данном уроке используется прикладная программа Microsoft Оffice Роwег Роint. Мультимедийная презентация рассчитана на учеников 5 класса, которые только начали изучать информатику. Программа Power Point позволяет более наглядно и красочно продемонстрировать ученикам новый материал. Персональные задания для работы в микрогруппах дублируются на экране для всего класса. Повторение в вариативных формах позволяет закрепить и осмыслить полученный материал. Задание с элементами критического мышления развивает наблюдательность и биологическую зоркость.

Конструктор урока “Неповторимая планета”

Приемы педагогической техники по А. Гину.

Этап урока

Раздел урока

Основной функциональный блок

I. Оргмомент.

II. Мотивационно-целевой

1. Начало урока Фантастическая добавка
III. Оценочно-целевой

1. Проверка знаний

2. Контроль домашнего задания Фактологический тест
3. Проверка теста Самооценка
III. Оценочно-целевой

2. Актуализация знаний

4. Индивидуальные задания микрогруппам:

“Штурманы”

“Наблюдатели”

“Исследователи”

Расширенный опрос-опора.

Ориентирование

Анализ информации

“Черный ящик”

IV. Операционно-познавательный

1. Мотивация.

5. Наша цель Познавательная потребность
6. Эвристический вопрос Открытая проблема
IV. Операционно-познавательный

2.Объяснение нового материала

7. Объяснение нового материала Проблемный диалог

Демонстрация

Визуализация

Объяснение

Критический выбор

V. Оценочно-рефлексивный

Закрепление

8. Закрепление Тренинг
9. Повторение с расширением Анализ визуальной модели
10. Контроль Самостоятельное задание
11. Экологическое включение Комментирование
VI. Домашнее задание 12. Домашнее задание Три уровня

- обязательное

- тренировочное

- творческое

VII. Оргмомент 13. Конец урока “Своя оценка”
14. Завершение Опрос-итог

 

 

Этапы урока Работа учителя Работа учащихся
I. Оргмомент. Отмечаются отсутствующие. Реализация функций дежурных.
II. Мотивационно-целевой.

1. Сегодня (число) мы с вами отправляемся в космическое путешествие к “Неповторимой планете”.

Руководство будет осуществляться Центром управления полетом.. Все вы космонавты. Гости провожают нас в путешествие. Во время которого

1 - мы проведем свое космическое расследование ;

2 - дадим оценку исследуемой планете.

Вы обратили внимание на слова Антуана де Сент Экзюпери: “Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля”.

- Как вы их понимаете?

Ввод в урок.

Настрой на урок

Знакомятся с формой работы на уроке.

Организация работы.

Высказывают свое мнение.

III.

Оценочно-целевой.

1. Проверка знаний.

Люди, которым придется встретиться с цивилизациями других галактик, должны быть грамотными.

Поэтому для начала откроем свои бортовые журналы и пройдем допуск-контроль. Подчеркнем на листочках “тест-допуск” все номера правильных ответов на предложенные вопросы.

 

 

 

 

 

 

Тестовый опрос

1. Вода занимает 3/4 поверхности Земли.

2. Океаны Земли ни как не связаны между собой.

3. Вода в морях и океанах пресная.

4. В реках, озерах, болотах содержится 96 % всех вод Земли.

5. Ледники - это скопление пресного льда на суше.

6. Антарктида и Гренландия покрыты огромными ледяными панцирями.

7. Подземные воды никогда не выходят на поверхность.

8. Вода в атмосфере – это водяной пар, капельки воды, кристаллики льда.

9. Материки и острова делят Мировой океан на отдельные океаны.

10. Гидросфера – это водная оболочка Земли.

Диагностируют свои знания. Приложение № 5
  Тест выполнен. Проверяем правильные ответы. Поднимите руки те, кто ответил на 1,2 вопроса. Им трудно было пройти предполетный контроль. Они пассажиры. Все кто ответил на 3 и более вопросов к полету допущены. Они астронавты. Сдают листочки, проводят самопроверку работы,записывают в бортовом журнале;

-  “пассажир”,

- “астронавт”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний.

В космическое пространство отправляется 1 корабль с тремя командами: “штурманов”, “исследователей”, “наблюдателей”. Все команды имеют свои индивидуальные задания.

“Штурманы” отвечают на вопросы по ориентированию в Солнечной системе и на физической карте Земли.

“Исследователи” проводят анализ веществ.

“Наблюдатели” анализируют имеющуюся информацию.

Обеспечение мотивации. Знакомство с целью учебно-познавательной деятельности.

Подготовка к основному этапу занятия.

Работа по заданиям “Бортового журнала” в парах.

 

Заполняют свой бортовой журнал, делают выводы:

 

 

“Штурманы”. Приложение № 1 Повторение ранее изученного материала 1. Земля третья планета Солнечной системы, благодаря чему температура на ней благоприятна для развития жизни.
“Исследователи”. Приложение № 2 -Что находится в “Черном ящике”? Если мы смешаем песок, глину, золу, перегной и поместим в смесь дождевых червей? 2. Наша планета имеет почву, этот верхний слой земли, необходимый для роста и развития растений
“Наблюдатели”. Приложение № 3 Диагностируют свои знания и показывают способность оперировать понятиями. 3. Большие запасы воды и воздуха выравнивают распределение тепла на планете, влияют на жизнь растений и животных.
IV. Операционно-познавательный.

1. Мотивация.

Когда огонь полдневного светила
Лучами в землю упирается, светясь,
Мне кажется, что золотые жилы
Удерживают неба и планеты связь.

(Д. Цэдэв)

- Поясните высказывание?

Ситуации мыслительного напряжения.

 

 

Чтение текста на слайде Эвристический вопрос

Читают стихотворение

 

 

Выявление причинно-следственных связей

  - Особенности планеты, позволяющие существовать на ней жизни. - Какие особенности, вы сегодня называли их, дали возможность для развития жизни?

-сегодня мы познакомимся с особенностями делающими планету неповторимой.

Осознать цель урока. Повторяют особенности планеты из известного ранее материала.

 

  2. Объяснение нового материала.

Если бы мы отправились в путешествие несколько миллионов лет назад, то какую картину могли наблюдать на родной планете.

Всегда ли Земля была такой как сейчас? (Проблемный вопрос)

Какой была поверхность Земли в древности?

Сравнительный анализ

Повторяют особенности планеты из известного ранее материала.

Рассказ учителя об уникальных особенностях Земли.

Существованию жизни способствует ряд особенностей: определенное расстояние от Солнца, скорость вращения вокруг собственной оси - 24 часа, наличие атмосферы, больших запасов воды, существование почвы.

- Объяснение с вариативным подходом.

- Проблемный диалог

- Демонстрация

- Визуализация

- Объяснение

- Критический выбор

Выделение главных частей.

Объясняют особенность исходя из имеющихся фактов.

Зарядка.

Кружит, вертится планета
Вкруг своей оси
Чуть быстрее - будет холод,
Медленней - жара
Скорость нужная всегда
Обеспечит смену ночью дня.

Проговаривает слова, показывает движения. Ученики повторяют движения за учителем
- А какая скорость Земли обеспечивает смену ночью дня?

- Смену времен года?

Объяснение материала с использованием демонстрации вращения глобуса. Слушают, наблюдают.
  Казалось бы все условия есть на Земле для существования жизни Мозговой штурм.

Почему долгое время Земля была необитаема?

Мыслительное затрудние-неразрешенная проблема.
“Прозрачный щит”.

При чтении отрывка отмечают, “что знают” одной линией, “что узнали” двумя линиями, “ что хотели бы узнать” волнистой линией в тексте, а в таблице- дополнительные сведения.

Текст с новой информацией позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся. Закладывает основы критического мышления. Критический выбор. Слушают, делают пометки на листочках. Сравнивают, анализируют текст. Делают выводы.
V. Оценочно-рефлексивный. Закрепление.

С помощью схемы в рабочей тетради объясните устно, почему на Земле происходит смена дня и ночи, смена времен года.

Анализ рисунка Работа в рабочей тетради (№1)
- Так в чем же необыкновенность Земли? Почему ее в начале урока назвали “Неповторимая планета”? Вопрос дать развернутый ответ. Выделяют главные особенности
- Какова роль зеленых растений?

Найдите в тексте учебника и зачитайте ответ.

Фронтальная эвристическая беседа.
Актуализация новых знаний. Анализ текста учебника с пояснением.
Зачитывают ответ из текста учебника, поясняют его.
Напутствие.
Земля богата всем необходимым для человека и его жизни . Богатство требует бережливости.
Я сорвал цветок - и он увял.
Я поймал мотылька - и он умер у меня в ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

(Паволос Оргас Гнездослав)

Чтобы сохранить землю и все живое на ней, необходимо научиться жить в гармонии с природой. Начало этого пути в душе каждого из нас. Высказывают свое мнение
  2. Выставление оценок за урок.

Центр управления полетом подводит итоги нашего путешествия.

Выставляются оценки за работу в микрогруппах, за дополнения на уроке и активность. Подают дневник.
VI. Домашнее задание (обязательное ).Учить стр. 97, 98 (тренировочное). В рабочей тетради выполнить № 3-5 (творческое). Рисунок или мини-рассказ “Удивительное на Земле” Запись на доске. Записывают в дневниках.
VII. Оргмомент.
Убираем оборудование. Благодарю за работу и активное участие каждого ученика.
Воспитание аккуратности. Оцениваю активную работу и участие каждого ученика. Реализация обязанностей дежурных.
Диагностика настроения учащихся.

Приложение 4