Тип урока: комбинированный.
Место урока в теме: к моменту проведения урока школьники изучили водную и воздушную оболочки Земли, материки и океаны. Это последний урок в теме “Земля”. Данное занятие знакомит с уникальностью планеты. Настоящий урок является завершающим в изучении особенностей Земли.
Дидактические задачи: изучение нового материала об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни.
Образовательные задачи: актуализация и формирование знаний о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах обеспечивающих существование жизни на Земле.
Развивающие задачи: развивать монологическую речь учащихся, критическое, образное и логическое мышление, формировать интерес к предмету через познавательную активность.
Воспитательные задачи; воспитывать навык культуры труда, убеждения и материалистические понятия, осуществлять экологическое и эстетическое воспитание.
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, частично-поисковый.
Приёмы: тестовый опрос, эвристическая беседа, лабораторная работа, работа в рабочей тетради, практическая работа, поисковая игра.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: рабочая тетрадь, карта полушарий, лабораторное оборудование, глобус.
Обоснование выбора методов и средств: содержание отобрано с учётом принципов доступности, логичности, наглядности, проблемности. Достаточное количество наглядности работает на усиление мотивации. Задания по продолжительности и эмоциональности подачи проводится с учетом возрастных особенностей и рассчитаны на достаточную степень сформированности логического, образного и аналитического мышления. Стремление учеников познать новое формируется через игровую форму. Создание атмосферы учебной деятельности, в которой пятиклассники сами разрешают проблемные, поисковые и эвристические задания позволяет лучше усваивать материал. А так же актуализация знаний. полученных раннее, и конструктивное их применение помогают узнать новое о родной планете. Сотрудничество в ходе групповой работы развивает коммуникативные качества и позволяет осуществлять взаимоконтроль. На данном уроке используется прикладная программа Microsoft Оffice Роwег Роint. Мультимедийная презентация рассчитана на учеников 5 класса, которые только начали изучать информатику. Программа Power Point позволяет более наглядно и красочно продемонстрировать ученикам новый материал. Персональные задания для работы в микрогруппах дублируются на экране для всего класса. Повторение в вариативных формах позволяет закрепить и осмыслить полученный материал. Задание с элементами критического мышления развивает наблюдательность и биологическую зоркость.
Конструктор урока “Неповторимая планета”
Приемы педагогической техники по А. Гину.
Этап урока |
№ |
Раздел урока |
Основной функциональный блок |
I. Оргмомент. II. Мотивационно-целевой |
1. | Начало урока | Фантастическая добавка |
III. Оценочно-целевой 1. Проверка знаний |
2. | Контроль домашнего задания | Фактологический тест |
3. | Проверка теста | Самооценка | |
III. Оценочно-целевой 2. Актуализация знаний |
4. | Индивидуальные задания
микрогруппам: “Штурманы” “Наблюдатели” “Исследователи” |
Расширенный опрос-опора. Ориентирование Анализ информации “Черный ящик” |
IV.
Операционно-познавательный 1. Мотивация. |
5. | Наша цель | Познавательная потребность |
6. | Эвристический вопрос | Открытая проблема | |
IV. Операционно-познавательный 2.Объяснение нового материала |
7. | Объяснение нового материала | Проблемный диалог Демонстрация Визуализация Объяснение Критический выбор |
V. Оценочно-рефлексивный Закрепление |
8. | Закрепление | Тренинг |
9. | Повторение с расширением | Анализ визуальной модели | |
10. | Контроль | Самостоятельное задание | |
11. | Экологическое включение | Комментирование | |
VI. Домашнее задание | 12. | Домашнее задание | Три уровня - обязательное - тренировочное - творческое |
VII. Оргмомент | 13. | Конец урока | “Своя оценка” |
14. | Завершение | Опрос-итог |
№ | Этапы урока | Работа учителя | Работа учащихся | |||
I. | Оргмомент. | Отмечаются отсутствующие. | Реализация функций дежурных. | |||
II. | Мотивационно-целевой. 1. Сегодня (число) мы с вами отправляемся в космическое путешествие к “Неповторимой планете”. Руководство будет осуществляться Центром управления полетом.. Все вы космонавты. Гости провожают нас в путешествие. Во время которого 1 - мы проведем свое космическое расследование ; 2 - дадим оценку исследуемой планете. Вы обратили внимание на слова Антуана де Сент Экзюпери: “Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля”. - Как вы их понимаете? |
Ввод в урок. Настрой на урок |
Знакомятся с формой работы на
уроке. Организация работы. Высказывают свое мнение. |
|||
III. |
Оценочно-целевой. 1. Проверка знаний. Люди, которым придется встретиться с цивилизациями других галактик, должны быть грамотными. Поэтому для начала откроем свои бортовые журналы и пройдем допуск-контроль. Подчеркнем на листочках “тест-допуск” все номера правильных ответов на предложенные вопросы.
|
Тестовый опрос 1. Вода занимает 3/4 поверхности Земли. 2. Океаны Земли ни как не связаны между собой. 3. Вода в морях и океанах пресная. 4. В реках, озерах, болотах содержится 96 % всех вод Земли. 5. Ледники - это скопление пресного льда на суше. 6. Антарктида и Гренландия покрыты огромными ледяными панцирями. 7. Подземные воды никогда не выходят на поверхность. 8. Вода в атмосфере – это водяной пар, капельки воды, кристаллики льда. 9. Материки и острова делят Мировой океан на отдельные океаны. 10. Гидросфера – это водная оболочка Земли. |
Диагностируют свои знания. Приложение № 5 | |||
Тест выполнен. Проверяем правильные ответы. | Поднимите руки те, кто ответил на 1,2 вопроса. Им трудно было пройти предполетный контроль. Они пассажиры. Все кто ответил на 3 и более вопросов к полету допущены. Они астронавты. | Сдают листочки, проводят
самопроверку работы,записывают в бортовом
журнале; - “пассажир”, - “астронавт” |
||||
|
2. Актуализация знаний. В космическое пространство отправляется 1 корабль с тремя командами: “штурманов”, “исследователей”, “наблюдателей”. Все команды имеют свои индивидуальные задания. “Штурманы” отвечают на вопросы по ориентированию в Солнечной системе и на физической карте Земли. “Исследователи” проводят анализ веществ. “Наблюдатели” анализируют имеющуюся информацию. |
Обеспечение мотивации.
Знакомство с целью учебно-познавательной
деятельности. Подготовка к основному этапу занятия. Работа по заданиям “Бортового журнала” в парах.
|
Заполняют свой бортовой журнал,
делают выводы:
|
|||
“Штурманы”. Приложение № 1 | Повторение ранее изученного материала | 1. Земля третья планета Солнечной системы, благодаря чему температура на ней благоприятна для развития жизни. | ||||
“Исследователи”. Приложение № 2 | -Что находится в “Черном ящике”? Если мы смешаем песок, глину, золу, перегной и поместим в смесь дождевых червей? | 2. Наша планета имеет почву, этот верхний слой земли, необходимый для роста и развития растений | ||||
“Наблюдатели”. Приложение № 3 | Диагностируют свои знания и показывают способность оперировать понятиями. | 3. Большие запасы воды и воздуха выравнивают распределение тепла на планете, влияют на жизнь растений и животных. | ||||
IV. | Операционно-познавательный. 1. Мотивация. Когда огонь полдневного светила (Д. Цэдэв) - Поясните высказывание? |
Ситуации мыслительного
напряжения.
Чтение текста на слайде Эвристический вопрос |
Читают стихотворение
Выявление причинно-следственных связей |
|||
- Особенности планеты, позволяющие существовать на ней жизни. | - Какие особенности, вы сегодня
называли их, дали возможность для развития жизни? -сегодня мы познакомимся с особенностями делающими планету неповторимой. |
Осознать цель урока.
Повторяют особенности планеты из известного
ранее материала.
|
||||
2. Объяснение нового
материала. Если бы мы отправились в путешествие несколько миллионов лет назад, то какую картину могли наблюдать на родной планете. |
Всегда ли Земля была такой как
сейчас? (Проблемный вопрос) Какой была поверхность Земли в древности? |
Сравнительный анализ Повторяют особенности планеты из известного ранее материала. |
||||
Рассказ учителя об
уникальных особенностях Земли. Существованию жизни способствует ряд особенностей: определенное расстояние от Солнца, скорость вращения вокруг собственной оси - 24 часа, наличие атмосферы, больших запасов воды, существование почвы. |
- Объяснение с вариативным
подходом. - Проблемный диалог - Демонстрация - Визуализация - Объяснение - Критический выбор |
Выделение главных частей. Объясняют особенность исходя из имеющихся фактов. |
||||
Зарядка. Кружит,
вертится планета |
Проговаривает слова, показывает движения. | Ученики повторяют движения за учителем | ||||
- А какая скорость Земли
обеспечивает смену ночью дня? - Смену времен года? |
Объяснение материала с использованием демонстрации вращения глобуса. | Слушают, наблюдают. | ||||
Казалось бы все условия есть на Земле для существования жизни | Мозговой штурм. Почему долгое время Земля была необитаема? |
Мыслительное затрудние-неразрешенная проблема. | ||||
“Прозрачный щит”. При чтении отрывка отмечают, “что знают” одной линией, “что узнали” двумя линиями, “ что хотели бы узнать” волнистой линией в тексте, а в таблице- дополнительные сведения. |
Текст с новой информацией позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся. Закладывает основы критического мышления. | Критический выбор. Слушают, делают пометки на листочках. Сравнивают, анализируют текст. Делают выводы. | ||||
V. | Оценочно-рефлексивный.
Закрепление. С помощью схемы в рабочей тетради объясните устно, почему на Земле происходит смена дня и ночи, смена времен года. |
Анализ рисунка | Работа в рабочей тетради (№1) | |||
- Так в чем же необыкновенность Земли? Почему ее в начале урока назвали “Неповторимая планета”? | Вопрос дать развернутый ответ. | Выделяют главные особенности | ||||
- Какова роль зеленых
растений? Найдите в тексте учебника и зачитайте ответ. |
Фронтальная эвристическая
беседа. Актуализация новых знаний. Анализ текста учебника с пояснением. |
Зачитывают ответ из текста учебника, поясняют его. | ||||
Напутствие. Земля богата всем необходимым для человека и его жизни . Богатство требует бережливости. Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня в ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем. (Паволос Оргас Гнездослав) |
Чтобы сохранить землю и все живое на ней, необходимо научиться жить в гармонии с природой. Начало этого пути в душе каждого из нас. | Высказывают свое мнение | ||||
2. Выставление оценок за
урок. Центр управления полетом подводит итоги нашего путешествия. |
Выставляются оценки за работу в микрогруппах, за дополнения на уроке и активность. | Подают дневник. | ||||
VI. | Домашнее задание (обязательное ).Учить стр. 97, 98 (тренировочное). В рабочей тетради выполнить № 3-5 (творческое). Рисунок или мини-рассказ “Удивительное на Земле” | Запись на доске. | Записывают в дневниках. | |||
VII. | Оргмомент. Убираем оборудование. Благодарю за работу и активное участие каждого ученика. |
Воспитание аккуратности. Оцениваю активную работу и участие каждого ученика. | Реализация обязанностей
дежурных. Диагностика настроения учащихся. |