От простого к сложному

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время каждый заботливый родитель пытается начать развитие и обучение своего ребёнка как можно раньше. Ведь он (родитель) со всех сторон слышит: «Раннее развитие детей»; «Обучение с пелёнок»; «Чтение с шести месяцев», и многие другие призывы. «Заботливый родитель» перебирает гору литературы по раннему развитию, приобретает не меньшую гору развивающих игр и игрушек, начинает осваивать азы педагогики и применяет различные средства, чтобы заинтересовать своего ребёнка, а дитя использует кубики с буквами, как строительный материал, на «нужные» игры не реагирует, предпочитая машинки, куклы и мультфильмы. Что делать?

Этот же вопрос задаёт себе педагог, когда в его группу раннего развития приводят детей для обучения грамоте не с пяти-шести лет, как это было раньше, а трёхлеток и детей, более младшего возраста. Всем, по опыту, известно, что обучение грамоте – это труд, очень тяжёлый и кропотливый. А здесь такие крошечки.

Ответ очевиден – надо играть, так как игра – это самый активный способ  познания  окружающего мира для дошкольников и младших школьников. Игра должна быть, конечно же, научной, так как малыши овладевают знаниями русского языка и литературы. Игра должна быть основана на психологических особенностях малышей, т.к. они эмоциональны, впечатлительны, чрезмерно подвижны, очень утомляемы, с ещё несформированным вниманием и способностью к запоминанию, со слаборазвитой волей и сознательностью. Игра должна быть методически грамотна, так как мы (взрослые) нацелены на результативность этого действия, а значит, мы ставим цели и задачи и предполагаем, получить результат.

Но самое главное в этом процессе, чтобы всё было ИНТЕРЕСНО. «Интересное дети считают правильным, а неинтересное – неправильным», – заметил Масару Ибука.  Поэтому целью своей работы считаю: создание условий для развития интереса в обучении родному языку.

Другими словами, пытаюсь сделать так, чтобы ребятишкам было интересно читать книги, чтобы там они видели не только знания, что очень важно, но и могли увидеть игру слов, юмор, творчество, баловство, ведь через игру и творчество знания усваиваются значительно быстрее. Для этого на каждом занятии мы выделяем те формы, которые помогут ребятам раскрыть всю многогранность языка, заинтересовать детей в познании языка. А для того, чтобы малыши легко ориентировались во всевозможных «чудесах» языка, они просто должны им владеть, т.е. просто читать. А как научить чтению  ненавязчиво, легко, не отбивая навсегда охоту к языку?

По опыту известно, остаётся в памяти то, что эмоционально окрашено и то, что получено с помощью собственной активности, а не вложено умным взрослым.

На первых этапах знакомства дошкольников с языком активно добывать знания (в прямом смысле слова «добывать») нам помогают кубики Зайцева. Ребята, активно передвигаясь по площадке, манипулируют  самими кубиками по заданию взрослого. Для детей трёх-четырёх лет  эта работа  оправдана чрезмерной подвижностью малышей и их повышенной утомляемостью. Двигательная активность снимает гиподинамическое напряжение малышей, плюс самостоятельно «добытые» знания запоминаются надолго. Из более тридцати кубиков, каждый помнит именно свой, поставленный в пирамиду или поезд (ведь они очень похожи). Когда вместе прочитываем пирамиду или составленный поезд:  МА-ПА-ДА-ЛА  – обязательно кто-нибудь закричит: «А этот кубик я принёс!»

Активные действия с игрушками и карточками, подобранными по различным тематикам, помогают заинтересовать и привлечь к занятию всех детей.  С игрушками играть – это же не учиться. Просто взрослый попросил выбрать из всех игрушек инструменты (просто), подобрать к своей игрушке нужную карточку (совсем просто), выбрать свою карточку со словом из разнообразных других (легко, даже если не видно картинки).  Действуем по принципу: «От конкретно-образного через наглядно-действенное к  словесно-логическому».

Заставляет сконцентрировать не только внимание, но и обобщить весь имеющийся у малышей опыт в знании русского языка, работа с пластмассовыми магнитными буквами. Дети их ощупывают при первом знакомстве с буквой,  выделяют элементы, составляющие букву, зрительно и тактильно запоминая; классифицируют их по заданию взрослого – игра «Засели домики»; узнают, доставая из «волшебного мешочка» с закрытыми глазами.

В пятилетнем возрасте дети являются большими словотворцами, ребятам хочется показать, что они уже знают множество слов, умеют их применять, поэтому все игры этого возрастного периода на занятиях подчинены этой идее.

Словесные цепочки – подобие игры в города, когда на последний кубик (в нашем случае) слова ребята придумывают новое слово. Опять нам помогают кубики Зайцева не засиживаться на месте, активизировать работу, а иногда и посоревноваться. 

Превращения слов – это волшебство, которое увлекает детей, поневоле  заставляя доискиваться до смысла слов и словообразовательных элементов. Как «дом» превратить из большого в маленький, а из маленького  в громадный. Вот у нас и получается: дом – домик (а иногда и домчик) – домище, или домина. Если часто проводить такую игру ребятишки невольно все слова начинают превращать в большие и маленькие. У меня самой в детстве была такая игра во дворе с подружками, только мы ещё приставку добавляли. Эти формы работы хороши тем, что их можно использовать как письменно (мы пишем кубиками), так и устно, формируя фонематический слух.

Кроссворды – самое любимое занятие детей, в них обобщение и классификация всего накопленного ими опыта. Писать, конечно же, ребятам сложно, а что если нарезать карточки с уже готовыми буквами (в нашем случае складами) и заполнять ими подготовленные клеточки индивидуального кроссворда или общего для  всех. И словарный запас увеличивается, и фонематический слух формируется, и навык чтения через  письмо отрабатывается, и активность проявляется – нужно не прозевать поставить свою карточку в общий кроссворд, и не запутаться в своём.

Дети – это созидатели. Им всегда интересно, что получится, если соединить всё вместе, например, по порядку предложенные цифры. Игра знакомая всем, но с цифрами. Так ведь и у букв тоже есть свой порядок – это алфавит, соединив правильно буквы, ребятишки получают рисунок. Эта игра называется алфавитные дорожки. Активно? Активно! Научно! Интересно! Для ребят это не просто активные формы изучения  родного языка,  но и способ продемонстрировать свои возможности другим, самоутвердиться, выделиться.

Если пятилетние дети ещё неуверенно чувствуют себя при чтении, то шестилетки уже достаточно хорошо владеют навыками чтения, имеют большой словарный запас, владеют некоторыми приёмами работы со словом.  К этому времени познавательная активность детей позволяет им воспринимать большое количество информации, а приобретённые навыки помогают действовать очень уверенно, поэтому данный период, по моему мнению, является самым благоприятным для того, чтобы предложить детям всё многообразие  языка. Народное творчество, как нельзя лучше подходит для знакомства с языком. Кричалки, потешки, скороговорки, загадки, дразнилки, считалки – всё это очень близко по духу малышам, потому что заключает в себе  действие, игру, ритм, эмоции, несёт в себе знание, но в них нет нравоучения.

С помощью кричалок очень интересно придумывать рифму – подобие чистоговорок, объяснять приходиться совсем недолго, всё понятно на эмоциональном уровне. Сама природа кричалок  подсказывает, что их надо петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь переливам их бойкого, звонкого прихотливого ритма. Например:
Скок-скок-скок
Укатился …(колобок, коробок, петушок и др.)

Загадки – это знакомо, всегда интересно и в тоже время  ново. Отгадать народную загадку детям просто невозможно, да этого и не требуется. Нужно просто сообразить, что общего у загадки с отгадкой. Но мы не просто отгадываем загадки, мы составляем загадки сами с помощью рисунков-пиктограмм. Значимо и ещё и то, что на занятии эта работа не заканчивается, дети вспоминают, что нарисовали, и загадывают свои «пиктограммы» взрослым дома, братьям, сёстрам, друзьям. Словом, хвастаются.

«Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз». Так пишет знаток детского фольклора В.П.Аникин. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Нам на занятиях скороговорки позволяют отрабатывать навык чтения  (они очень ритмичны, игривы, познавательны), письма (дети обводят их по готовому напечатанному тексту), вырабатывать орфографическую зоркость (найти и выделить букву или  сочетание букв по заданию взрослого), и оттачивать фонематический слух. Даже совсем простенькая скороговорка: «Пошла Поля полоть в поле» – задаёт ребёнку сложную умственную задачу. Задолго до того, как учитель начнёт объяснять значение падежных окончаний, временных глагольных форм, нарицательных и собственных имён существительных, ребёнок в дошкольном возрасте в игре и через игру со словами усваивает сложнейшие оттенки языка, его структурные единицы.

Игры в слова и со словами – новая страница словесной игры, в которой само слово является предметом игры, а сама игра из игры-действия со словом превращается в игру ума, воображения и фантазии.

Как всякие игры, словесная игра начинается с простых манипуляций словом и постепенно переходит к его  смысловым тайнам и глубинным языковым связям. Ребусы, шифровки, звукоподражания, слова в словах  – доступные формы словесной игры для старших дошкольников. В этих играх дети чувствуют себя не только творцами, но и исследователями, экспериментаторами.

Очень интересно в знакомых словах открывать что-то новое, неизведанное. Вроде бы обычные слова: ужин, ужалила, уж, ужасно, а поставив их вместе, можно услышать жужжание пчелы.  В стихотворении В. Бирюкова с помощью звукоподражания мы слышим шуршание листьев под ногами:

…Нынче тихо
Не пройдёшь.
И под лапками
Мышат
Листья
Палые шуршат.

А разве это не открытие в одном слове носорог найти сразу три слова: нос, сор, рог. Такие игры, в дальнейшем, рождают желание баловаться с обычными бытовыми словами, ежедневно употребляемыми.

Когда ребёнок достаточно свободно научился манипулировать словом, но ещё опасается текста, я использую приём хорового чтения и эхо-чтения. Делаем мы с ребятами это так: достаточно известные стихотворения (А. Барто «Игрушки» и другие) или популярные детские песенки («Антошка», «Голубой вагон» и т.д.) распечатываю на больших листах и читаем или поём хором (когда все вместе и не страшно сразу столько много прочитать). Ребята приучаются следить по строчкам, целиком охватывать взглядом весь текст, да и знакомый текст прочитывается быстро и не вызывает никаких страхов.

Если посмотреть на предложенные здесь  формы и методы работы  можно сказать, что всё знакомо, не особенно ново. Конечно. Но можно просто провести с ребятишками звуковой анализ слов, а можно провести игру «Сыщики», а вместо скучного предложения: «У мамы Рома. Рома мал», взять скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Тогда и желание у детей появится к языку и пользы в обучении будет больше. Потому что, когда интересно, тогда правильно! Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти и подать его детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Возможно ли это? Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.

Литература:

    • Зайцев Н.А. Кубики Зайцева. Комплект для дома и малых групп. Учебное пособие. СПб., 2008 г.
    • Леонтьева Н.В. «Игры с буквами и словами». Методическое пособие для дошкольников: скороговорки, кроссворды, загадки. Новосибирск, 2010 г.
    • Леонтьева Н.В. «Читаю. Пишу. Считаю». Рабочая тетрадь для дошкольников. Новосибирск, 2010г.