Эпиграф: «Воздействие музыки на нашу психику гораздо мощнее воздействия слов».
Актуальность: наука и искусство – две ветви познания и отражения реального мира. Уникальный объект познания – природа. Только биология как наука отражается в сознании человека – разумом, а искусство – эмоциями.
Цели и задачи:
- пробудить познавательный интерес учащихся, расширить и углубить знания об анализаторах, их взаимодействии;
- раскрыть роль ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира;
- знакомство с творчеством великих композиторов;
- расширить знания обучающихся о влиянии музыки на здоровье человека;
- формирование навыков интеллектуальной деятельности;
- формирование нравственных качеств;
- развитие коммуникативных навыков – умение работать в группе;
- формирование и понимание не только научных истин, но и художественно – эстетического вкуса;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Условные обозначения:
УБ – учитель биологии
УМ – учитель музыки
У – учащиеся
ХОД УРОКА
УБ – На столах находятся коробочки, в
которых помещены предметы. Откройте их и
составьте характеристику этого предмета.
Расскажите о своих наблюдениях. Каким путем вы
получили эту информацию о предмете?
У – С помощью органов чувств
УБ – В своих тетрадях напишите все, что
вы знаете об органах чувств
У – Ответы обучающихся.
УБ – Долгое время не было известно, как
именно события внешнего мира и внутренние
изменения преобразуются в ощущения. Объяснения
нашел российский физиолог И.П. Павлов. Он создал
учение об анализаторах.
УБ – Запишите общие свойства
анализаторов, объясняющие их четкую работу.
Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом (Карточка №1).
При выполнении самостоятельной работы класс делится на четыре группы:
- первая группа выполняет работу в наушниках без музыки;
- вторая группа выполняет работу в наушниках, где звучит громкая музыка.
- третья группа работает в наушниках, где музыка звучит тихо, создавая фон.
- четвертая группа работает в обычном учебном режиме
Карточка №1
1. Каждый анализатор обладает своей модальностью, т.е. воспринимает только определенный вид энергии, различает только специфические для него раздражения и в процессе эволюции приобрел к ним высокую чувствительность. Зрительный анализатор воспринимает свет, слуховой – звук и т.д.
2. Анализаторные функции можно тренировать. В труде они достигают у человека поразительного совершенства. Например: ткачиха определяет на слух момент, когда заканчивается нитка в челноке, мукомол на ощупь определяет сорт муки и т. д.
3. Любой анализатор способен приспосабливаться к разной силе раздражителей. Если выйти из темной комнаты (после продолжительного пребывания в ней), в ярко освещенную, то вначале наступает слепота.
4. Рецепторы различных анализаторов способны не реагировать на раздражитель, если и сила его воздействия не меняется в течение длительного времени. Наступает адаптация. Так, мы не ощущаем вес собственной одежды, хотя он может составлять 2-3кг.
5. Возбудимость одного из анализаторов повышается, если одновременно оказывается воздействие и на другие анализаторы. Давно замечено, что при ярком освещении обостряется слух.
6. Анализаторы проявляют повышенную возбудимость под влиянием резко различающихся, контрастных раздражителей. После черного ярче воспринимается белое.
7. Анализаторы могут сохранять следы возбуждения после того, как раздражение, вызвавшее его, прекратило свое действие. На пленке зафиксированы лишь отдельные кадры, но кино воспринимается нами как непрерывный процесс.
8. Анализаторы способны к взаимовыручке по принципу «за себя и за того парня». Если, по какой-тот причине человек лишился одного из чувств, остальные начинают работать усиленно и могут достигнуть очень высокой чувствительности.
9. Анализаторы действуют согласованно и контролируют друг друга.
После выполнения самостоятельной работы:
УБ – Поделитесь своими ощущениями, насколько звучащая музыка помогала или мешала работе.
1 группа:
У – Работалось спокойно. Но работу
закончили немного позже других групп.
УБ – Работа в тишине менее продуктивна,
чем под звучание определенных музыкальных
произведений. Чем и руководствуются крупнейшие
компании для повышения производительности труда
своих сотрудников.
2 группа:
У – Внимание рассеивается. Слишком
громкая музыка.
УМ – Крик с уровнем звукового давления
в 60 ДБ приводит к дискомфорту, а по настоящему
опасны для слуха звуки силой 90 ДБ.
3 группа:
У – Работали спокойно, музыку почти не
замечали. Работу выполнили быстрее всех.
УМ – Спокойная – (классическая, или
современная эстрадная музыка) стимулирует
умственные способности. Помогает быть собранным,
повышает трудоспособность.
Вывод: Музыка оказывает влияние на работоспособность человека.
УБ – Воздействие музыки на нашу
психику гораздо важнее слов. Она активно
способствует нормализации всех физиологических
функций.
УМ – Существует огромное количество
свидетельств целительной силы музыки: звуками
лечат язву желудка, нервные заболевания,
бессонницу, определенные музыкальные
сопровождения применяются на производстве для
снятия усталости, повышения ритмичности
движений. Не случайно у древних арабов около
лечебниц собирали музыкантов. В Канаде
произведения Моцарта исполняют на оживленных
площадях, что приводит к уменьшению числа
автомобильных аварий.
УМ – Что вы знаете из истории о связи
музыки и медицины? (Творческое задание –
самостоятельный поиск информации).
У – Богиня древних Римлян Минерва, как
известно, с одинаковой благосклонностью
покровительствовала и музыкантам, и врачам.
У – Тесную связь музыки и медицины у
древних греков символизировали Аполлон –
покровитель искусств и его сын Асклепий –
покровитель врачевания.
У – Тайну гармонических звучаний знали
и древние египтяне. Музыка использовалась для
лечения нервных расстройств и звучала при
храмах.
У – Пифагор учился музыке в Египте и
сделал ее предметом науки.
У – Великий врачеватель Авиценна
называл мелодию нелекарственным способом
лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
У – В III в. до н. э. в Парфянском царстве
был выстроен специальный музыкально –
медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски
и душевных переживаний.
УБ – Вся жизнь человека протекает в
мире звуков.
– А каким анализатором человек
воспринимает звук?
У – Ухом.
УБ – «Бабушка, зачем тебе
такие большие уши?
– Это чтоб лучше тебя слышать, дитя мое?» (Шарль
Перро «Красная шапочка»)
Каждому с детства знаком этот диалог из старой
сказки. А зачем все-таки нам уши? Точнее не уши, а
ушные раковины, которые и подразумевала в своем
вопросе любопытная Красная Шапочка.
1. В чем-то Волк близок к истине, ответив, «чтобы лучше тебя слышать!». Действительно, благодаря своей воронкообразной форме ушные раковины способны улавливать и концентрировать звуковые волны. Вспомните, как старые люди с пониженным слухом прислушиваются к чему-либо. Они приставляют ладонь к уху, как бы увеличивая его. Но это далеко не единственная функция ушных раковин.
– Какие еще функции ушных раковин вы можете отметить?
2. В ходе филогенетического развития все более и более высокоорганизованный звуковоспринимающий аппарат прячется в толще височной кости, удлиняется слуховой проход и как буфер от непредвиденных повреждений появляется ушная раковина, которая обладает защитной функцией.
3. Существует и косметическая функция наружного уха. Во все времена и у всех народов старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет важную роль в создании внешнего облика.
4. Ушную раковину человека долгое время считали рудиментом. От травм она особо не защищает, рупорная функция слабая. Двигать ушами, как многие животные, человек почти не может. Значит, естественный отбор способен на излишества и абсурды? Но природа лишнюю клетку не потерпит в организме, если та утратила свои функции.
Ухо не ограничивается только передачей звуковых раздражений. Ученые считают, что оно служит пространственной ориентации. Если исключить ушную раковину из системы звуковоспроизведения, вставив в слуховой проход трубочку, выступающую за пределы уха, человек полностью лишится способности различать источники звука в вертикальной плоскости.
5. На маленькой площади ушной раковины представлена вся чувствительность тела и внутренних органов. Поэтому можно использовать ушную раковину для получения биологически важной информации о состоянии любого органа. На одном ухе выявлено свыше ста биологически активных точек; на мочке находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Ушная раковина имеет мощные нервные связки через систему блуждающего, тройничного, лицевого нервов и симпатических нервных шейных узлов с определенными центрами головного мозга.
К наружному уху относится и слуховой проход, который усиливает звуковые волны, из-за чего интенсивность звука у барабанной перепонки повышается. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего и преобразует, звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.
Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость в которой расположены три слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремя. Все эти косточки связаны между собой прочными сочленениями и поддерживаются на весу двумя мышцами. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо. Внутреннее ухо помещается в пирамиде височной кости. Оно сообщается со средним ухом через овальное и круглое окна. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха – улитку и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые автоматически взаимосвязаны друг с другом. Улитка похожа на речную улитку-прудовика, представляет собой спирально закрученный костный канал, образующий два с половиной завитка. В канале улитки расположена основная мембрана, на которой находится рецептор звука – кортиев орган. Он состоит из большого количества волокон, напоминающих струны, и является рецептором звуковых колебаний. К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва. Слуховой нерв собирает импульсы и передает их через подкорковые узлы в центральный отдел слухового анализатора – слуховую зону полушарий большого мозга.
СТРОЕНИЕ УХА
Громкая музыка по определению не может быть полезной. Особенно негативно она действует, когда вы слушаете ее в наушниках. Весь шум при этом доставляется прямо к барабанным перепонкам. Страдает и среднее, и внутреннее ухо. От сильного звука слуховой нерв постепенно разрушается, и острота слуха снижается. Больше всего страдает слух, когда человек болен. Заболевания органов дыхания и респираторные инфекции – грипп, ангина и, конечно отит – с музыкой из наушников просто несовместимы. Кроме того, не надо надевать наушники в общественном транспорте, ведь транспортные шумы и вибрации наслаиваются на децибелы плеера. Не стоит слушать музыку в наушниках и во время еды и с жевательной резинкой во рту. При жевательных движениях то открывается, то закрывается просвет слуховых – евстахиевых – труб. От этого происходят резкие скачки давления в среднем ухе.
Повальное увлечение плеерами вызывает у медиков все большую тревогу. Американские врачи диагностируют у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам. В ряде случаев это снижение становится необратимым и ведет к полной глухоте. Многие специалисты напрямую связывают эту тенденцию с постоянным использованием наушников, воспроизводящих музыку с опасной для здоровья громкостью.
УМ – А мы вернемся немого в прошлое, когда не существовало еще плееров, наушников. Назовите композитора, который в свои не полные сорок лет стал глухим, но при этом не перестал творить величайшие произведения.
У – Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор.
УМ – Как называется его произведение,
где главная тема названа самим композитором
«удар судьбы»
У – Симфонии №5
УМ – Как же он писал музыку, если не
слышал, даже когда к нему обращались?
У – Л.В. Бетховен подставлял к роялю
свою трость, таким образом, он слушал музыку.
УМ – прослушаем фрагмент 1 части Симфонии №5
Л.В.Бетховена
УБ – Почему слепые и глухие люди любят
ходить на концерты симфонической музыки?
У – они воспринимают музыку кожными
рецепторами
Назовите, какие свойства анализаторов вы
наблюдали на данных примерах?
УМ – Могут ли музыкальные инструменты
оказывать лечебное влияние на организм? Вам даны
карточки, где дан ответ на этот вопрос.
Карточка №2
1. Арфа связана с работой сердца. Прослушивание записей игры на арфе снимает сердечные боли, избавляет от аритмии, нормализует артериальное давление.
2. Виолончель благотворно влияет на мочеполовую систему, заболевание почек. Прослушивание виолончельной музыки помогает избавиться от внутренних и внешних отеков, способствует выведению из организма излишней жидкости.
3. Орган – регулятор энергетики. В органе сочетаются звуки многих инструментов, поэтому он оказывает исключительно положительное влияние на человеческий организм.
4. Флейта положительно воздействует на головной мозг и нервную систему, помогает преодолеть апатию, депрессию.
5. Скрипка воздействует подобно флейте, но в несколько раз сильнее.
6. Симфонический оркестр гармонично сочетает в себе большое количество инструментов и воздействует на весь организм в целом.
7. Колокол – вибрации колокольного звона упорядочивают все внутренние структуры человека «промывают» энергетические каналы.
УМ – Я дополню вашу информацию под рубрикой «Знаете ли вы, что... ?»
– В качестве фона для работы или учебы хорошо подходит медленная музыка в стиле барокко: И.Бах, Г.Гендель, А. Вивальди. (Звучит фрагмент музыки А. Вивальди «Времена года»).
– Скрипичные произведения Й. Гайдна, В.А.
Моцарта повышают концентрацию внимания,
улучшают память.
– Специалисты считают музыку Моцарта феноменом
в области воздействия на живые организмы. Его
произведения особенно рекомендуется слушать
будущим мамам. (Звучит фрагмент музыки В.А.
Моцарта «Маленькая ночная серенада»).
– Музыка композиторов импрессионистов Дебюсси, Равеля – генерируют творческие импульсы. (Звучит фрагмент музыки К.Дебюсси «Лунный свет»).
– Джаз, Блюз – обостряет чувство юмора, стимулирует общение. (Звучит фрагмент джазовой композиции исполняет Луи Армстронг «Hello Dolli»).
– Самый мощный инструмент музыкотерапии КОЛОКОЛ.
Внешний вид колокола
Группа исследователей под руководством кандидата биологических наук Ф. Шипунова изучала воздействие колокольных звонов на живые организмы. Она установила, что колокола работают и как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне; их излучения разрушают болезнетворные среды. В частности, колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи; его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов (звучит колокольный звон).
Лечение и оздоровление звуками предполагает использовать не только звучание музыкальных произведения, но и музыку природы. Сегодня без труда можно приобрести кассеты с записью шума дождя, пения птиц.
Если вы чувствуете сильную усталость –
слушайте звуки леса, поля, стрекотание
кузнечиков шипение ужа, жужжание пчелы, шелест
листвы (звучит фрагмент звуков леса).
Рефлексия:
1. Существительное (название стихотворения,
тема).
2 прилагательных (описание темы).
3 глагола (действие, относящиеся к теме).
Фраза из 4-х слов (чувства, выражающих отношение
автора к теме).
Синоним 1 слову (повторение существительного или
наречие, синоним первой строки).