Тема: Виды обработки текстовой информации.
Форма: конкурс эрудитов.
Цели:
- Образовательные: применение знаний и умений по переработке текста в незнакомой ситуации, осуществление межпредметных связей (русский язык – математика, русский язык – информатика).
- Развивающие: отработка навыков работы с текстовым редактором Microsoft Word .
- Воспитывающие: восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.
Оборудование: компьютеры, мультимедиапроектор.
Порядок проведения мероприятия.
Состав:
- Участники: 2 команды по 7 человек из 10 и из 11 классов.
- Ведущий: учитель информатики.
- Жюри в количестве 3 человек, в состав которого входят по одному ученику из каждого класса и учитель русского языка.
Содержание :
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1 конкурс «Грамотей».
2 конкурс «Правильно ли мы говорим?».
3 конкурс «Знаешь ли ты алфавит?».
4 конкурс «Поговорим о старине».
5 конкурс «Опознай пословицу».
6 конкурс «Недаром слово молвится».
III.Подведение итогов жюри. Награждение победителей.
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент (разъяснение целей учебной деятельности учащихся и правил игры)
II. Основная часть.
Язык... Как вы думаете, для чего он нужен людям?
Когда возник? Каким он был раньше, тысячи лет
назад? Поняли бы мы речь людей, живших
несколькими столетиями раньше?
Язык – это основное средство общения людей. При
помощи языка люди общаются друг с другом,
передают свои мысли, чувства, желания. Язык
возник в глубокой древности в процессе
совместного труда людей. Он помогал понимать
друг друга, сообща трудиться, обмениваться
накопленным опытом и знаниями. Язык тесно
связан с мышлением, сознанием людей. Знания об
окружающем мире, которые они приобретали в
процессе труда, закреплялись в языке – в словах,
словосочетаниях и предложениях. Развивался
человек, развивалось и продолжает
совершенствоваться общество людей, изменяется
и язык. Все изменения в общественной жизни
находят отражение в языке. Меняется, обогащается
словарный состав языка, закрепляются новые формы
произношения слов, появляются новые
синтаксические конструкции.
Сегодня мы с вами с помощью информационных
технологий прикоснёмся лишь к некоторым
страницам русского языка.
Грамотей. Правописание математических терминов.
Удали слова, написанные неправильно (сколькими способами это возможно сделать?):
Задания 1 команде
Триугольник – треугольник,
Отрезок – атресок,
Расстояние – растояние,
Пириметор – периметр,
Милион – миллион,
Перпендикуляр – перпиндикуляр,
Децыметр – дециметр.
Задания 2 команде
Длинна – длина,
Мидиана – медиана,
Цифра – цыфра,
Бисектриса – биссектриса,
Паралелограм – параллелограмм,
Площадь – площать,
Акружность – окружность.
2. Правильно ли мы говорим? Склонение имён числительных
Заполни пробелы.
Задания 1 команде
И. сто; Р. ст …; Д. ст …; В. ст …; Т. ст …; П. о ст …; |
И.шестьсот; Р.шест…сот; Д.шест…ст…; В.шест…сот; Т.шест…стам…; П.о шест…ста…; |
И. триста; Р. трё…сот; Д. тр…ста…; В. трист…; Т. трем…стам…; П.о трё…ста… . |
Задания 2 команде
И. сорок; Р. сорок …; Д. сорок …; В. сорок …; Т. сорок …; П. о сорок …; |
И.восемьсот; Р. вось…сот; Д. вось…ст…; В. вос…сот; Т. вос…стам…; П.о вось…ста…; |
И. двести; Р. дву…сот; Д. дву…ста…; В. двест…; Т. двум…стам…; П.о дву…ста… . |
Ответы: Приложение 1
3. Знаешь ли ты алфавит?
Задания 1 команде
Перед началом работы необходимо подготовить файл AZBUKA 1 в следующем виде:
Ученик учил уроки – У него в чернилах щёки. Цапля
важная, носатая, Флот плывёт к родной земле. Школьник, школьник, ты – силач: Таракан живёт за печкой, – Ходит по лесу хорёк, Звезды видели мы днем Юнга – будущий матрос – Лодки по морю плывут, Ослик был сегодня зол – Панцирь носит черепаха, Воробей влетел в окно Мёд в лесу медведь нашёл, – Спит спокойно старый слон – |
Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. Жук
упал и встать не может, Бегемот разинул рот: Гриб растет среди дорожки – Аист с нами прожил лето, Кот ловил мышей и крыс, Ель на ежика похожа: Иней лег на ветви ели, Дятел жил в дупле пустом, Ягод нет кислее клюквы. Часовщик, прищурив глаз, Эта кнопка и шнурок – Щёткой чищу я щенка, Роет землю серый крот – С.Я. Маршак |
- Загрузить в текстовом редакторе Word текст из файла AZBUKA 1.
- С помощью перемещения и удаления фрагментов, используя знание алфавита, привести текст к нормальному виду.
- Сохранить полученный текст под новым именем АЗБУКА 1.
- Правильный ответ Приложение 2.
Задания 2 команде
Перед началом работы необходимо подготовить файл AZBUKA 2 в следующем виде:
– Эму сказал: – Закрыл он свет!
– Юрок и дрозд сказали: – Нет. – Цыпленок бросился бежать! – Гиппопотам, пыхтя, вошел. – Индюк спросил: – Который час? – Як промычал, пройдя вперед: – Хорек за хвост цыпленка – хвать! – Автобус дальше не пойдет. – Жираф как дернет за звонок. – Удав кольцом сдавил свинью. – Баран успел в автобус влезть. – Медведь сказал: – Я всех вас съем! – Шмель прожжужал ему: – Спешим! – Козел сказал: – Не слышу вас. |
– Щегол уселся на окно. – Автобус номер двадцать шесть. – Сова заспорила с ежом. – Выпь говорит, что ей темно. – Верблюд вошел, и волк, и вол, – Петух пропел: – Какой герой! – Орел сказал: – А ты не трусь! – Червяк подумал, что за ним. – Фазан забился под скамью. – Навозный жук жужжит: – Боюсь! – Лиса сказала: – Скоро семь – Тюлень поссорился с моржом. – Рысь проворчала: – Рот закрой! – Змею он принял за шнурок. С. Я. Маршак |
2. Загрузить в текстовом редакторе Word текст из
файла AZBUKA 2.
3. С помощью перемещения и удаления фрагментов,
используя знание алфавита, привести текст к
нормальному виду.
4. Сохранить полученный текст под новым именем
АЗБУКА 2.
5. Правильный ответ Приложение 2.
4. Поговорим о старине. Старинные русские слова
Приведенные ниже задания связаны со старинными русскими словами. К определённому компьютерному термину(понятию) из 3 вариантов ответа предлагается подобрать подходящее по смыслу старинное русское слово. Дать объяснение своему выбору. Правильный ответ выделить курсивом.
Задания для 1 команды под нечётными номерами, для 2 команды под чётными.
1. К какому из трех приведенных ниже старинных русских слов ближе всего компьютерный термин "транслятор":
а) толмач;
б) глашатай;
в) скоморох?
2. К какому из трех приведенных ниже старинных русских слов ближе всего компьютерное понятие "системная шина":
а) сусек;
б) тройка;
в) тракт?
3. Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации называется кибернетика. От какого из трех приведенных ниже старинных русских слов происходит это название:
а) зодчий;
б) кормчий;
в) толмач?
4. К какому из трех приведенных ниже старинных русских слов ближе всего понятие "архитектура ЭВМ":
а) ваятель;
б) зодчий;
в) организатор?
5. К какому из трех приведенных ниже старинных русских слов ближе всего понятие "компьютерный вирус":
а) скоморох;
б) толмач;
в) шкодник?
6. К какому из трех приведенных ниже старинных русских слов ближе всего понятие "исполнители алгоритмов":
а) ратники;
б) челядь;
в) отроки?
Правильные ответы Приложение 3.
5. Опознай пословицу.
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале и замените на исходные.
Задания 1 команде
- Компьютер – лучший друг. (Книга – лучший друг.)
- На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая.)
- Без винчестера – пол сироты, а без материнской платы – и вся сирота. (Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.)
- Компьютер без программы – что фонарь без свечи. (Голова без ума – что фонарь без свечи.)
- Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру. (Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)
- Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар. (Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)
- Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
- Компьютер на столе не для одних только игр. (Голова на плечах не для одной только шапки.)
- По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одежке встречают, по уму провожают.)
- Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дареному коню в зубы не смотрят.)
- Кто БЭСМ помянет, тому глаз вон. (Кто старое помянет, тому глаз вон.)
- Не Inteloм единым жив процессорный мир. (Не хлебом единым жив человек.)
- Не все WINDOWS, что висит. (Не все золото, что блестит.)
- Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет. (Плоха та мышка, которая одну норку имеет.)
- Бит байт бережет. (Копейка рубль бережет.)
- Отформатировать винчестер – секунда, а восстановить – годы. (Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.)
- Удаляй по файлику, наберешь Корзину. (Собирай по ягодке, наберешь кузовок.)
- Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало.)
- Винчестер – зеркало души пользователя. (Глаза – зеркало души.)
- Наводить тень на шрифт. (Наводить тень на плетень.)
- Плохой программист всегда Windows хает. (Плохой танцор всегда музыканта хает.)
Задания 2 команде
- Все отладится – программа будет. (Все перемелется – мука будет.)
- Не суди о программе по коробке, а о компьютере по корпусу. (Не суди об арбузе по корке, а о человеке по платью.)
- Куда программист, туда и ноутбук. (Куда иголка, туда и нитка.)
- Был бы алгоритм, а программа напишется. (Были бы косточки, а мясо нарастет.)
- От худого алгоритма не жди хорошей программы. (От худого семени не жди хорошего племени.)
- Вирус не грянет – пользователь не перекрестится. (Гром не грянет – мужик не перекрестится.)
- С больной дискеты на здоровый винчестер. (С больной головы на здоровую.)
- Запись к записи составит базу данных. (Зернышко к зернышку составит мешок.)
- У каждой ячейки свой адрес. (У каждой собаки своя кличка.)
- Есть еще свободные кластеры на винчестере! (Есть еще порох в пороховницах.)
- Хороша ОС, да винчестер мал. (Хороша кашка, да мала чашка.)
- Плох тот программист, который не мечтает стать Биллом Гейтсом. (Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.)
- Золото добывают из земли, а знания из Интернета. (Золото добывают из земли, а знания из книги.)
- Сколько стран, столько доменов. (Сколько стран, столько обычаев.)
- Чем дальше в гипертекст, тем больше ссылок. (Чем дальше в лес, тем больше дров.)
- Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. (Всяк кулик свое болото хвалит.)
- Не стыдно не взломать, стыдно не пытаться. (Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)
- Что нам стоит сайт построить. (Что нам стоит дом построить.)
- На то и хакеры в Интернете, чтоб Microsoft не дремал. (На то и щука в озере, чтоб карась не дремал.)
- Худой пароль от взлома не защита. (Худая крыша от дождя не защита.)
- Вирусов бояться – в Интернет не ходить. (Волков бояться–в лес не ходить.)
6. «Недаром слово молвится»
Ниже записаны в случайном порядке половинки пословиц. Каждая половинка заканчивается многоточием. Восстановите правильные тексты пословиц (не набирая ни одной буквы!), заменив многоточия на нужные знаки препинания. Каждая пословица должна быть записана в отдельной строке.
Землю красит солнце, … Труд кормит, ... Возьми книгу в руки, ... Где хотенье, да терпенье, ... В детстве не научишься, ... Грамоте учиться, ... Повторенье – ... Нет друга – ищи, ... Хочешь есть калачи – Слово – серебро, ... Не будь тороплив, ... Не спеши языком, ... Ученье – свет, ... Красна птица перьем, ... Мал золотник, … Чего в другом не любишь, ... Любишь кататься, ... В чужом глазу сучок видим, ... Семь раз примерь, ... л Поспешишь – ... Старый друг... Не рой другому яму, ... Тише едешь, ... Куда иголка, ... Красна птица пером, а... |
и не будет скуки. всю жизнь намучишься. мать ученья. а найдешь – береги. не сиди на печи. молчанье – золото. а будь терпелив. торопись делом. а неученье – тьма. а человек ученьем. да дорог. а лень портит. а человека – труд. там и уменье. всегда пригодится. люби и саночки возить. а в своем и бревна не замечаем. того и сам не делай. людей насмешишь. один раз отрежь. человек умом. лучше новых двух. туда и нитка. сам в нее попадешь. дальше будешь. |
Правильные ответы: Приложение 4.
III. Подведение итогов жюри. Награждение победителей.
Русский язык – это национальный язык русского
народа, один из самых богатых языков мира. Это
язык науки, техники, культуры. Он имеет большой
лексический запас, располагает развитыми
выразительными средствами для обозначения всех
необходимых понятий в любой сфере человеческой
деятельности.
Богатство и выразительность русского языка
отмечали многие писатели и деятели культуры.
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это
гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное,
поэтическое и трудовое орудие своей социальной
жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд,
своего гнева, самого великого будущего.
А.Н.Толстой
Так давайте будем дружить с русским языком!
Литература:
- Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Сборник заданий с решениями. (2001 – 2004г.)
- Подшивка газет «Информатика в школе».
- Маршак С.Я. Стихотворения. – М. «Детская литература»,1986г.
- Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». – Я. «Академия развития».
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». – М.,2002г.