Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
- понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.
- уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- называть, из чего состоит экосистема;
- развивать умение работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей;
- развивать грамотную речь, коммуникативные способности.
- Оборудование: ПК, проектор, экран, иллюстрации различных экосистем.
ХОД УРОКА
I этап. Создание эмоционального настроя
– Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.(Земля).
– Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.
II этап. Актуализация знаний
– На предыдущих уроках мы с вами изучали
оболочку планеты Земля, охваченную жизнью.
– Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Приложение. Слайд 2)
На доске – картинка. При пояснении детей
прикрепляются названия оболочек.
– Что такое атмосфера? Гидросфера? Литосфера?
– А в какой оболочке живут живые организмы Земли?
(В биосфере).
– Где находится биосфера? (На границе
всех трех оболочек). (Приложение.
Слайд 3)
– Почему живые организмы не могут обходиться
друг без друга?
– Все организмы играют какую-то роль или имеют
«профессию». (Приложение.
Слайд 4)
Какие профессии живых организмов необходимы для
того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (Производители,
потребители, разрушители).
– Как еще называют производителей? («Кормильцы»).
– Что к ним относится? (Растения).
– Почему их так называют? (Производят
органические вещества).
– Как еще называют потребителей? («Едоки»). Кто
к ним относится? (Животные).
– Почему их так называют?
– А разрушителей называют как? («Мусорщиками»).
– Почему?
– Кого мы относим к мусорщикам? (Бактерии,
микроорганизмы, грибы).
III этап. Постановка проблемы
– Мы с вами уже познакомились с большим
круговоротом веществ. Он проходит и через наши
дома, и через каждую экосистему на Земле.
– Ребята, где живёт большинство живых организмов
– в экосистеме или в биосфере? (Большинство
живых организмов живут на пересечении трех
оболочек: воздушной, наземной и водной, в
биосфере).
– А вот на иллюстрациях (на доске) представлены
разные экосистемы. Что вы можете сказать о
многообразии жизни? (Жизнь тоже многообразна).
– Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки
живут растения и животные – в экосистеме или в
биосфере?) (Приложение.
Слайд 5)
Вопрос фиксируется на доске.
– Какие знания понадобятся нам сегодня на уроке?
IV. Поиск решения проблемы
– Давайте прочитаем диалог Лены и Миши. Может,
они разрешат наши сомнения?
Чтение диалога (с. 40 учебника).
– Какое же из двух утверждений верно: (Приложение.
Слайд 6)
– биосфера – часть экосистемы
– экосистема – часть биосферы.
(Экосистемы связаны большим круговоротом
веществ в биосферу).
– Из каких частей состоит экосистема? Назовите
экосистемы изображённые на доске. (Лес, сад,
огород, поле, водоём)
Ответить на этот вопрос вам поможет работа в
парах. (рис. 1 с. 40).
– Рассмотрите рисунок. Вы видите пустые
прямоугольники, в которые вам надо вписать части
экосистемы.
– Подумайте, без чего не могут жить все
перечисленные живые организмы? Что еще нужно
дописать? (Воздух, почва, горные породы, вода)
На Слайде 7:
– Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)
Над группами на слайде появляются заголовки:
Физкультминутка
А теперь мы — ручейки
А теперь мы — ручейки,
Побежали вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
С рыбками поплаваем
С белками попрыгаем,
С бобрами поиграем
Вернёмся к папе с мамой –
Став учениками.
(Ученики выполняют движения в соответствии с текстом
– Какой у вас возникает вопрос? (Можно ли
организмы в экосистеме делить на полезные и
вредные?)
– В экосистеме нет ничего лишнего, всё
производится и всё полностью используется её
обитателями. И благодаря этому экосистемы
существуют без посторонней помощи сколько
угодно долго. Как вы думаете, почему? (Все
обитатели приспособились жить совместно).
– Давайте посмотрим на рисунок № 2 на с. 41. Что
интересного вы заметили?
– Расскажите, как стрелки соединяют картинки?
– Какого цвета эти стрелки? (Зеленые). Что
они показывают? (Кто кем питается).
– Ещё какие стрелки есть? (Коричневые). Что
они соединяют? (Растения и микробы).
– Что показывает эта стрелка? (Растения
впитывают из почвы минеральные вещества).
– Вспомните, как называются цепочки, где одни
живые организмы поедают других? (Цепи питания).
Работа по учебнику с. 42.
– Пройдите цепочку по стрелкам. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ и он замкнут). (Приложение. Слайд 8)
Фиксация выводов:
– Давайте сделаем вывод: Что же такое
экосистема? (Это единство живой и
неживой природы, где происходит круговорот
веществ).
– А кто поддерживает круговорот веществ в
экосистеме? (Её обитатели).
– Проверьте себя, дайте правильное определение,
что такое экосистема.
На доске слайд: после ответа детей:
Живые организмы образуют в природе сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким образом в природе поддерживается порядок.
V. Самостоятельное применение знаний
– Работа в парах:
1) подпиши представителей «профессий» (1
вариант)
2) подпиши название «профессий» (2 вариант)
3) составить цепи питания (3)
4) составить цепи питания по картинкам (4,5)
В конце урока составляется схема:
VI. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что помогло вам сегодня узнать новое?
– Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы?
– Какие пожелания можете сказать себе?
Лист самооценки учащегося (Приложение. Слайд 9)
Оценка ученика | Оценка учителя | |
Давал правильное объяснение словам | ||
В паре помог правильно составить цепь питания. | ||
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания. | ||
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы. | ||
Итого |
Своей работой на уроке я доволен –
Не совсем доволен –
– Я недоволен, потому что...
VII. Домашнее задание (Приложение. Слайд 10)
- составить свой кроссворд по теме «экосистема»;
- прочитать материал в учебнике с. 40-43, выполнить задания № 5, 6 на с. 43.
- тетрадь с. 20 задание № 4,5.