Жизнь экосистемы. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.
  • уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • называть, из чего состоит экосистема;
  • развивать умение работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей;
  • развивать грамотную речь, коммуникативные способности.
  • Оборудование:  ПК, проектор, экран, иллюстрации различных экосистем.

ХОД УРОКА

I этап. Создание эмоционального настроя

– Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

(Земля).

– Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.

II этап. Актуализация знаний

– На предыдущих уроках мы с вами изучали оболочку планеты Земля, охваченную жизнью.
– Какие оболочки нашей планеты вы знаете? (Приложение. Слайд 2)
На доске – картинка. При пояснении детей прикрепляются названия оболочек.
– Что такое атмосфера? Гидросфера? Литосфера?
– А в какой оболочке живут живые организмы Земли? (В биосфере).
– Где находится биосфера? (На границе всех трех оболочек). (Приложение. Слайд 3)
– Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга?
– Все организмы играют какую-то роль или имеют «профессию». (Приложение. Слайд 4)
Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (Производители, потребители, разрушители).
– Как еще называют производителей? («Кормильцы»).
– Что к ним относится? (Растения).
– Почему их так называют? (Производят органические вещества).
– Как еще называют потребителей? («Едоки»). Кто к ним относится? (Животные).
– Почему их так называют?
– А разрушителей называют как? («Мусорщиками»). – Почему?
– Кого мы относим к мусорщикам? (Бактерии, микроорганизмы, грибы).

III этап. Постановка проблемы

– Мы с вами уже познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит и через наши дома, и через каждую экосистему на Земле.
– Ребята, где живёт большинство живых организмов – в экосистеме или в биосфере? (Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере).
– А вот на иллюстрациях (на доске) представлены разные экосистемы. Что вы можете сказать о многообразии жизни? (Жизнь тоже многообразна).
– Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки живут растения и животные – в экосистеме или в биосфере?) (Приложение. Слайд 5)
Вопрос фиксируется на доске.
– Какие знания понадобятся нам сегодня на уроке?

IV. Поиск решения проблемы

– Давайте прочитаем диалог Лены и Миши. Может, они разрешат наши сомнения?
Чтение диалога (с. 40 учебника).
– Какое же из двух утверждений верно: (Приложение. Слайд 6)
– биосфера – часть экосистемы
– экосистема – часть биосферы.
(Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосферу).
– Из каких частей состоит экосистема? Назовите экосистемы изображённые на доске. (Лес, сад, огород, поле, водоём)
Ответить на этот вопрос вам поможет работа в парах. (рис. 1 с. 40).
– Рассмотрите рисунок. Вы видите пустые прямоугольники, в которые вам надо вписать части экосистемы.
– Подумайте, без чего не могут жить все перечисленные живые организмы? Что еще нужно дописать? (Воздух, почва, горные породы, вода)

На Слайде 7:

 

– Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)

Над группами на слайде появляются заголовки:

 

Физкультминутка

А теперь мы — ручейки
А теперь мы — ручейки,
Побежали вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
С рыбками поплаваем
С  белками попрыгаем,
С бобрами поиграем
Вернёмся к папе с мамой –
Став учениками.

(Ученики выполняют движения в соответствии с текстом

– Какой у вас возникает вопрос? (Можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?)
– В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (Все обитатели приспособились жить совместно).
– Давайте посмотрим на рисунок № 2 на с. 41. Что интересного вы заметили?
– Расскажите, как стрелки соединяют картинки?
– Какого цвета эти стрелки? (Зеленые). Что они показывают? (Кто кем питается).
– Ещё какие стрелки есть? (Коричневые). Что они соединяют? (Растения и микробы).
– Что показывает эта стрелка? (Растения впитывают из почвы минеральные вещества).
– Вспомните, как называются цепочки, где одни живые организмы поедают других? (Цепи питания).

Работа по учебнику с. 42.

– Пройдите цепочку по стрелкам. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ и он замкнут). (Приложение. Слайд 8)

Фиксация выводов:

– Давайте сделаем вывод: Что же такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, где происходит круговорот веществ).
– А кто поддерживает круговорот веществ в экосистеме? (Её обитатели).
– Проверьте себя, дайте правильное определение, что такое экосистема.

На доске слайд: после ответа детей:

Живые организмы образуют в природе сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким образом в природе поддерживается порядок.

V. Самостоятельное применение знаний

– Работа в парах:

1) подпиши представителей «профессий» (1 вариант)
2) подпиши название «профессий» (2 вариант)
3) составить цепи питания (3)
4) составить цепи питания по картинкам (4,5)
В конце урока составляется схема:

VI. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?
– Что помогло вам сегодня узнать новое?
– Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы?
– Какие пожелания можете сказать себе?

Лист самооценки учащегося (Приложение. Слайд 9)

  Оценка ученика Оценка учителя
Давал правильное объяснение словам    
В паре помог правильно составить цепь питания.    
Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания.    
Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы.    
Итого    

Своей работой на уроке я доволен –

Не совсем доволен –

Я недоволен, потому что...

VII. Домашнее задание (Приложение. Слайд 10)

  • составить свой кроссворд по теме «экосистема»;
  • прочитать материал в учебнике с. 40-43, выполнить задания № 5, 6 на с. 43.
  • тетрадь с. 20 задание № 4,5.