Предварительно, перед началом работы, детей необходимо ознакомить с местом занятий, с осязательными ориентирами, сформировать у них представления о предметах, ярком и безопасном спортивном инвентаре, расположении окон и дверей, тренажеров и других ориентиров. Также нужно ознакомить со спецификой запахов в спортивном зале (различение запахов резинового, кожаного и пластмассового мяча, резинового коврика, деревянной гимнастической палки и др.) и по специфическому запаху обучить определять место расположения обонятельных ориентиров. Обоняние, так же как и слух, может дистанционно сигнализировать о наличии того или иного объекта. Важно обучить детей различению предметов по характеру поверхности (дерево, ткань, металл, кожа, резина, пластик, ребристая доска и т.п.); весу и объему; определению характеристик грунта ногами (деревянное покрытие, резиновая дорожка, ковровое покрытие, линолеум). На основании подошвенного ощущения (места соединения ковровых покрытий образуют ощутимую полоску) дети смогут построиться в шеренгу. Подобная предварительная работа способствует преодолению боязни пространства и чувства неуверенности в своих возможностях.
Важнейшую роль в формировании основных видов движений играют правильно подобранные средства и методы физического воспитания. Коррекционно-воспитательные мероприятия, увеличение двигательного режима способствуют преодолению отставания в формировании основных видов движений.
Коррекционные занятия необходимо проводить в спортивном зале с осуществлением влажной уборки и проветривания помещения два раза в неделю в первой и во второй половине дня. На каждом занятии нужно предусмотреть общеразвивающую часть, которая занимает около 20% времени и коррекционную часть – от 40 до 50% времени занятия.
В работе по формированию основных видов движений нужно опираться на мышечное чувство ребенка с нарушением зрения, учить использовать мышечное чувство при освоении движений, используя мышечный двигательный опыт ребенка. Необходимо стремиться к тому, чтобы движения детей были согласованными, точными, свободными, чтобы дети могли ими пользоваться в разнообразных условиях. Так как двигательные навыки детей с нарушением зрения неустойчивы, нужно вовремя поддержать интерес детей к движениям, которые они выполняют. Особое внимание важно уделять малоподвижным детям, которые чаще сидят. Прежде чем показать и объяснить детям то или иное движение, нужно предварительно сравнить его с теми упражнениями, которые дети уже умеют выполнять. Например: для подготовки хождения по гимнастической скамье детям можно предложить походить по веревке или канату, лежащему на полу, по узкой дорожке, выложенной из веревочек.
Одним из основных приемов обучения детей правильному выполнению движений является показ движения, сопровождаемый четким, ясным объяснением. Например: педагог становится в нужное исходное положение, с которого начинается упражнение и выполняет все движения, которые должны сделать дети, давая возможность детям «смотреть», т.е. ощупать каждое движение, при этом объясняя последовательность выполнения. Затем педагог, став сзади ребенка и направляя своими руками его руки, ноги и корпус, выполняет все необходимые движения. Этот метод применяется только в начале коррекционно-педагогической работы. В дальнейшем дети уже могут самостоятельно выполнять упражнения по словесным описаниям, и лишь отдельные трудные элементы (замах, бросок и др.) можно показывать на самом воспитаннике.
Показ всегда должен сопровождаться развернутым описанием движения. Например: при обучении прыжкам в длину педагог говорит: «Ноги на ширине стопы» – и одновременно ставит ноги ребенка в нужное исходное положение. «Корпус немного наклонить вперед, руки отвести назад» – и отводит руки ребенка назад для выполнения энергичного замаха. «Колени чуть согнуть» – и помогает ребенку принять правильное исходное положение для выполнения прыжка в длину с места. После такого показа упражнение выполняет вся группа.
На каждом занятии и во время утренней гимнастики коррекционно-педагогическая работа может вестись с 1-3 воспитанниками. На следующих занятиях индивидуальная работа осуществляется с другими детьми, и впоследствии дети начнут правильно выполнять движения после многократных показов, объяснений и большого количества повторений.
Во время занятий особое внимание необходимо уделять осанке детей, постоянно напоминать о том, что спину нужно держать прямо, не склонять голову к груди (что особенно характерно для детей с нарушением зрения).
Работая над улучшением качества бега нужно уделить внимание движениям ног в ходьбе. Детей нужно учить поднимать ноги при ходьбе, не шаркая ими по полу. Сначала дети могут слишком высоко поднимать ноги, но педагог, идя рядом с ребенком, касаясь ногой его ноги, должен показывать, как нужно выполнять это движение. В занятиях на воздухе можно включать интенсивный бег на малых отрезках дистанции (10-15 м) с достаточными паузами, используя различные игровые задания.
Многие из упражнений, необходимых для выполнения основных видов движений ног, можно предложить детям выполнить сначала сидя. Это способствует лучшему пониманию техники выполнения движения (прыжков, упражнений в равновесии, лазания), а затем и облегчению выполнения движения в положении стоя.
Для формирования умения выполнять бросок набивного мяча на дальность можно использовать жестяной лист, который постепенно отодвигается на большее расстояние, попадание в который вызывает звук, сигнализирующий о достаточной дальности произведенного броска. При выполнении бросания каждому ребенку нужно показать правильное и.п., замах двумя руками из-за головы и сильный толчок мяча от себя. Если ребенок затрудняется в выполнении данного движения, то педагог может помочь освоить его, взяв руки ребенка в свои и выполнив данное движение вместе с ребенком, постоянно подбадривая его и используя игровую мотивацию. Также можно использовать подводящие упражнения.
Первыми подготовительными упражнениями для выполнения прыжков в длину с места могут быть прыжки на месте, перепрыгивание через канат, шнур, выпрыгивания из обруча, а также подвижные игры, такие как «Волк во рву», «Перепрыгни ручеек», «Кто дальше», «Не замочи ноги» и др.
Двигательные задания нужно давать детям в форме конкретных заданий, например: «Наташа, бросай мяч!», «Отталкивайся одновременно двумя ногами, прыгай далеко, как кенгуру!». При этом использовать яркий зрительный ориентир, который ставится на пол, возле гимнастического мата. Игровая мотивация: «Допрыгни до зайки!». Конкретные короткие задания при обучении детей основным видам движений помогают им лучше осознавать поставленную задачу и действовать более целеустремленно.
Повторение, причем многократное, дает возможность более успешно овладеть движениями: дети постепенно начинают выполнять их без лишнего напряжения, осознанно. С каждым занятием дети усваивают правильное выполнение прыжков в длину, метания, челночного бега.
Кроме двух занятий в неделю в спортивном зале для прочного усвоения основных видов движений широко используются прогулки в первой и во второй половине дня, в течение которых изученные на занятиях движения закрепляются в подвижных играх. Например, устраиваются соревнования по бегу на скорость в виде различных эстафет, для совершения прыжков предлагаются такие игры, как «Удочка», «Огуречик» и др. При этом нужно следить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и оберегать нервную систему ребенка от сверхсильных раздражений.
Правильному выполнению движений в значительной степени способствует оценка педагога, которую нужно давать с учетом подготовленности ребенка. Поощряя, можно указать ребенку на его успехи и неудачи, никогда не сравнивая его с другими детьми. Например: «Молодец, Наташа, вчера ты еще боялась прыгать, а сегодня у тебя уже очень хорошо получается!».
В процессе обучения основным видам движений нужно учитывать и индивидуальные особенности характера и поведения детей, которые по-разному ведут себя на занятиях. Одни быстро и правильно отзываются на сигнал воспитателя, при чередовании сигналов не смешивают их, а другие плохо согласуют свои движения с требованиями педагога, продолжают беспорядочно бегать после сигнала педагога об остановке и построении в шеренгу, хотя и слышат этот сигнал. Обращаясь к таким детям, педагог может сказать: «Мы с Любой будем вместе бегать, а вы проследите, чтобы мы остановились четко по сигналу». Зная, что все следят за ее движениями, Люба постарается выполнить задание, чутко прислушиваясь в ожидании сигнала и согласуя свои движения с движением педагога.
После объяснения элементов разучиваемого упражнения, можно дать детям возможность с помощью осязания прочувствовать основные положения ног, рук, головы, степень наклона туловища. При обучении прыжкам в длину с места нужно обращать внимание на технику отталкивания, при разучивании приземления – на мягкость приземления и завершающие движения прыгуна.
Повышение уровня физических нагрузок всегда начинается с увеличения объема подводящих упражнений, совершенствующих технику движений.
На коррекционных физкультурных занятиях с детьми, имеющими нарушение зрения, особое внимание необходимо уделять страховке и помощи, что позволяет предупредить возможные ушибы и травмы. Страховка должна заключаться в готовности педагога оказать поддержку при неудачном выполнении движения. Внимательно наблюдая за выполнением упражнения, нужно своевременно замечать допущенные ошибки и принимать меры к оказанию помощи.
С целью развития подвижности суставов рекомендуется использовать упражнения специально направленного и комплексного характера, а также гимнастический материал и упражнения скоростно-силового характера. При этом нужно учитывать их педагогическую ценность и разностороннее воздействие на двигательные функции детей.
Примерное содержание таких упражнений:
- Наклон с касанием руками пола. 1-2 серии по 5-6 повторений.
- Палка внизу. Выкручивание, постепенно уменьшая ширину хвата. 5-6 повторений.
- Руки за голову. Разведение локтей с максимальным сближением лопаток и с отведением головы назад. 2 серии по 5 повторений.
- Руки с мешочками (250 гр) вперед. Выполнять пружинистые отведения рук назад до сведения лопаток. 2 серии по 5 повторений.
- Круговые движения туловища с максимальной амплитудой в правую и левую стороны. 4-5 раз в каждую сторону.
- И.П.: лежа на спине, выполнение – «велосипед».
- Бег на месте с интенсивностью 90% от максимальной. 10 сек. по 2 раза.
С целью коррекционного воздействия на развитие функции равновесия и скоростно-силовых качеств можно предложить детям выполнить следующие упражнения:
- Сед на набивном мяче, руки в стороны. Приподнять ноги и отклоняясь назад сохранить равновесие. 2 раза
- Стоя на одной ноге, другая согнута, руки за голову, туловище прямо.
- Переступание вправо-влево приставными шагами по гимнастической скамье с мешочком на голове.
- Перешагивание чередующимся шагом с куба на куб (высота 50см) прямо.
- Кружение по одному с закрытыми глазами, держась за опору.
- Стойка на одной ноге, другая согнута, руки на поясе – упражнять равновесие как можно дольше.
- Удерживание равновесия, стоя на коленях на набивном мяче. Туловище прямо (2-3 повторения).
- Удерживать равновесие, стоя на небольшой опоре (куб, набивной мяч).
- Балансирование гимнастической палкой, лежащей на ладони ребенка на месте и в движении.
- Имитация работы рук как при беге с максимальной скоростью 5-7 сек (2 повторения).
- Бег на месте с высоким подниманием колен, касаясь коленом веревки, а также с захлестом голени назад.
- Стоя лицом к стене и упираясь руками на уровне плечевого пояса выполнить бег на месте в максимальном темпе.
- Бег мелким и широким шагом по размеченным линиям.
Комплекс упражнений, предлагаемый детям для пропедевтики прыжков:
- Прыжки на двух ногах по размеченной дорожке (расстояние 2-3 метра).
- Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и с продвижением вперед.
- Прыжки через 5-6 предметов (высота 15-20 см) боком и прямо.
- Из виса на гимнастической стенке поднимание согнутых в коленях ног.
Комплекс упражнений, предлагаемый детям для пропедевтики бросания набивного мяча на дальность (проводится с резиновым мячом, диаметром 20-22см):
- Продвижение вперед с мячом по размеченному пути (3-4 м).
- Бросание мяча вверх с забрасыванием его в обруч.
- Прокатывание мяча по ограниченному пространству.
- Перебрасывание мяча в парах способом двумя руками из-за головы с расстояния 1,5-2,0 м.
- Бросание мяча в стену и ловля его после отскока об пол.
- В глубоком приседе лицом к стене прокатить мяч и до отскока мяча повернуться кругом и поймать его.
В процессе дифференцированного обучения дошкольников выполнению основных видов движений нужно соблюдать условия наиболее полного и вместе с тем щадящего остаточные зрительные функции использования имеющихся функциональных возможностей зрительной системы каждого воспитанника.
Весь коррекционно-педагогический процесс должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника, обусловленных изменениями различных систем организма, сочетающихся с патологией зрительной системы.