Использование технологии "Обучение в сотрудничестве" на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В наше время, когда количество информации на иностранных языках растет, чтение на иностранном языке играет все большую роль. Чтение информации на иностранном языке является источником знаний для учащихся. В процессе обучения чтению учащиеся обогащают свой лексический потенциал, овладевают грамматическими навыками. Чтение иноязычного текста является основой для развития устной речи. Именно благодаря чтению человек удовлетворяет свои личные познавательные потребности.

В настоящее время осуществляется поиск эффективных путей обучения чтению. Технология «Обучение в сотрудничестве» представляет в данном случае особый интерес. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Эффективность урока иностранного языка обуславливается,  прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Урок иностранного языка  для организации межличностного общения учеников друг с другом имеет преимущество перед другими предметами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и значительно эффективней. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода. Подробнее изложила эти принципы в своей работе Е.С. Полат:

  • группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости учащихся. В каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученики; девочки и мальчики;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
  • учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание.
  • Для учителя иностранного языка обучение в сотрудничестве дает:
  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  • многомерное освоение учебного материала;
  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

В качестве материала для чтения можно рекомендовать отрывки художественных произведений,  публицистические тексты, газетные статьи, но при этом учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, личный опыт. У учащихся средних и старших классов пробуждается потребность в самообразовательной деятельности, необходимой в будущем. Сопровождающие текстовый материал помогают осуществлять дифференцированный подход к учащимся, проводить различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную.

Учебная пара (диада) чаще используется при закреплении усваемого   материала и строится на  базе:

  • пересказа друг другу определенной части учебного материала;
  • взаимопроверки;
  • работы в режиме интервью.

Предтекстовые упражнения стимулируют мыслительную активность учащихся, снимают определенную трудность в понимании текста. Послетекстовые упражнения помогают полнее и глубже понять содержание предложенных материалов, обратить внимание на важнейшие события, высказать свою точку зрения.

Работа в парах может быть представлена в следующих заданиях:

  • выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.;
  • соединить пары слов по смыслу;
  • найти, выписать и перевести предложения с определенными словами;
  • сделать частичный перевод предложения;
  • перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.

По какому принципу можно определять учащихся в пары? Некоторые педагоги считают необходимым включать в учебную диаду сильного и слабого учащихся. Но Т.А.Цукрман полагает, что «слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямому полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно. Самых развитых детей «не стоит прикреплять к «слабым», им нужен партнер равной силы».

Учителя-практики в учебной работе практически не используют возможности триады. Так, И.А.Зимняя среди преимуществ учебной деятельности в триаде называет:

  • большую аргументированность (за счет большого числа возникающих идей);
  • большую контактность.

Действительно, появление третьего лица в учебной группе способно снизить накал страстей, а противоположные стороны начинают не просто спорить друг с другом, но переходят к стадии убеждения, поиска и поддержки у третьего лица. Особенно важна организация малых учебных групп для застенчивых учащихся. Иногда бывает целесообразно организовать однородную группу (сильных или, наоборот, слабых учеников). В этом случае полезно, чтобы со слабыми учениками учитель поработал сам, уделив им максимум внимания. 

Групповая форма работы эффективно используется при обучении чтению. Целесообразно использовать три, четыре постоянные группы, которые модно менять время от времени. Включение в каждую группу ребят с хорошими знаниями позволяет слабому ученику получить помощь, которая понадобиться ему при выполнении поставленной задачи. Групповую форму работы можно использовать при проверки прочитанного текста. Ребята распределяют задания между всеми членами группы: делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. План записывается, прочитывается вслух и обсуждается. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком. Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, так как общение осуществляется более непринужденно. Групповую форму работы эффективно применять при выполнении в учебнике упражнений типа Read and Act.

Контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения, или после него.

Контрольная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста:

  • озаглавить гласные смысловые части текста;
  • найти предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;
  • прочитать те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;
  • согласиться или не согласиться с высказыванием в соответствии с содержанием;
  • пересказать текст, сокращая его и выбирая главное;
  • инсценировать поведение тех или иных героев.

В качестве итоговой работы над текстом учащимся можно давать речевые клише, которые помогут им выразить свои впечатления о тексте, его героях и оценить текст. Систематическое домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи учащихся. Для того, чтобы чтение было интересным, оно должно быть посильным.

При любом подходе к организации домашнего чтения, последнее должно быть не только постоянным и обильным, легким, но и беспереводным, содержащим интересную информацию и оказывающим воспитательное воздействие.

Чтение открывает учащемуся возможность обогащать себя знаниями и получать удовлетворение от самой деятельности на изучаемом языке при условии, что:

  • обучающийся владеет техникой чтения;
  • тексты привлекательны либо своей познавательной информацией, либо занимательностью;
  • предполагаемые коммуникативные задания интересны, заставляют учащегося думать, проявлять себя как личность, использовать свой жизненный опыт;
  • учащиеся овладевают определенной культурой чтения: знают, как начать работу над текстом, что с ним делать дальше, в зависимости от стоящих коммуникативных заданий.

Экспериментальная работа доказывает, что использование технологии «Обучение в сотрудничестве» при обучении иностранному языку в средней школе положительно сказывается на развитии учащихся. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность.

Список литературы:

  1. Базарная А.А. Обучение умению работать над иноязычным текстом /Н.А. Базарная/ ИЯШ, 1981, № 2, с. 26.
  2. Беспальчикова Е.В. Обучение анализу текста /Е. В. Беспальчикова/ ИЯШ, 1982, №4, с. 11.
  3. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка /Н. Д. Гальскова/ ИЯШ, 1991, с. 17.
  4. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. - М., 1991, с. 8.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 200, с. 24.
  6. Прусаков Н.Н. Обучение чтению и четом специфики данного речевого умения /Н. Н. Прусаков/ ИЯШ, 1976, №2, с. 42.