Актуальность темы
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Наш проект создан на основе программы обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Проект направлен на формирование у старших дошкольников навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
В концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются:
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- развитие инициативности, способности к творчеству, произвольности;
- формирование знаний об окружающем мире;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе.
Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта приобретает особую значимость.
Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
К сожалению, пока не существует единого свода правил поведения и мер безопасности, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. А в современных условиях педагоги дошкольных учреждений должны иметь возможность широкого выбора практических методических пособий по работе с детьми. Это позволит более результативно решать воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей.
В нашем проекте мы постарались привести в систему занятия по основам безопасности жизнедеятельности. Проект может быть использован педагогами для занятий в условиях детского сада. Он предназначен для активной деятельности самих детей.
Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта:
- Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
- Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
- Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
- Обучить уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа:
- Начальный: рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;
- Основной: тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов;
- Итоговый: КВН, продуктивная деятельность, участие в районных конкурсах.
В рамках проекта мы предлагаем, выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Игры использованы в воспитательно-образовательном процессе, как в настоящем виде, так и в качестве основы для разработки новых дидактических игр с более широким и глубоким содержанием.
Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. На усвоение определенного материала отводится примерно два месяца, в течение которого «доминируют» конкретные воспитательно-образовательные цели.
Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения. Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях.
Продуктами проектной деятельности являются:
- создание книжки-малышки «Азбука безопасности»,
- выставки детских рисунков,
- фотографии занятий,
- макет «Наша улица»,
- конспекты занятий и тематических дней,
- сборник «Копилка загадок»,
- мультимедийная презентация.
Критериями измерения результатов является самостоятельное создание детьми книжки «Азбука безопасности» по пройденным темам.
Реализация проекта «Берегись бед, пока их нет» поможет:
- Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе и в быту;
- Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;
- Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
План-график работ
Наименование этапов работ | Мероприятия | Результат |
Начальный | Анкетирование родителей, детей | Разработка методических материалов, обогащение предметно-развивающей среды |
Основной | Тематическое занятие «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем» | Расширение представлений детей о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем, выставка рисунков |
Основной | Физическое развлечение «Отважные пожарные» | Выработка умения работать в команде, тренировка быстроты в смене действий по ситуации |
Основной | Тематический день «День красного петуха» | Презентация копилки загадок |
Итоговый | КВН «От маленькой искры большой пожар бывает» | Обобщение знаний детей по правилам пожарной безопасности |
Основной | Тематическое занятие «В гостях у Светофорчика» | Закрепление представления детей о предназначении «зебры», светофора и некоторых дорожных знаков, выставка рисунков |
Основной | Встреча с работником ГИБДД | Знакомство детей с работой ГИБДД, пополнение копилки загадок |
Основной | Создание макета «Едут машинки по улице города» | Макет |
Итоговый | Музыкальное представление «Правила дорожные – правила надежные» | Участие в районном конкурсе «Мой друг Светофорик» |
Основной | Тематический день «В гостях у доктора Айболита» | Активизация интереса к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья, пополнение копилки загадок |
Основной | Экскурсия в детскую поликлинику | Расширение знаний о профессии врача, знакомство с навыками оказания элементарной помощи, выставка рисунков |
Основной | Постановка музыкальной сказки «Путешествие в организм человека» | Показ сказки детям детского сада и родителям |
Итоговый | Тематический день «Путешествие в страну спорта и здоровья» | Активизация знаний детей о том, как укрепить и сохранить здоровье |
Основной | Викторина «Не всякий встречный друг сердечный» | Закрепление знаний об опасных последствиях контактов с незнакомыми людьми |
Итоговый | Составление книжки-малышки для детей детского сада «Азбука безопасности» | Презентация книжки |
Итоговый | Игра «Поле чудес» | Закрепление знаний детей |