Цели:
- Систематизировать и обобщить материал по правописанию и употреблению причастий в речи.
- Развивать умение находить причастия, правильно писать их и употреблять в речи.
Задачи:
- Закрепить навыки правильного написания причастий.
- Сформировать навык выделения запятыми причастных оборотов.
- Сформировать навык правильного употребления причастий в речи.
Методы обучения: групповые занятия, самостоятельная работа, тестирование.
Оборудование: учебник, карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Информирование учащихся о задачах урока
Чтение задач, записанных на доске.
- Знать: орфограммы в причастиях, условия их выбора, правило о выделении запятыми причастного оборота.
- Уметь: находить причастия в тексте, писать орфограммы в соответствии с условиями выбора, расставлять необходимые знаки препинания, употреблять причастия в речи.
3. Актуализация полученных ранее знаний и умений
«Причастие как часть речи»
1) Работа с текстом
Отобрать среди лежащих на столе карточек те, на которых указаны морфологические признаки причастия, сделать морфологический разбор слова возвращавшихся (2-е предложение текста)
Карточки: род, действительное. падеж, страдательное,вид, собственное, склонение,относительное.наклонение.степень сравнения,число,время,спряжение,лицо,качественное.
Задание классу.
Прочитать выразительно текст, определить
стиль, тип речи, тему, основную мысль (задание для
сильной группы учащихся).
Выписать из текста словосочетания «сущ. + прич.»
(задание для слабой группы).
(Текст дети заранее получают в качестве домашнего задания)
Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был
удивлен необычайным и еще не виданным мною
чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей,
возвращавшихся с далекого юга, стала кружить над
разливом. Я видел распахнутые крылья, длинные
вытянутые шеи, слышал их голоса…
Еще никогда не видел я такой чудесной, почти
сказочной картины…Разумеется, я забыл о ружье и
любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне
дивные пушкинские сказки
(И. Соколов-Микитов)
2) Проверка самостоятельно выполненных заданий.
Учитель: Дайте определение причастия. Как отличить причастие от прилагательного?
3) Какое из данных слов является причастием?
а) белый
б) белеющий
в) колючее
г) крикливый
4) РР Докажите письменно, что выбранное вами слово из предыдущего задания является причастием. Составьте текст-рассуждение.
5) Проверка 1-2 примеров.
6) Проверка морфологического разбора причастия.
«Правописание причастий»
1) Игра «Мы идем искать!»
Кто быстрее найдет в тексте предложения, соответствующие схемам:
а) / прич. оборот/ сущ
б) сущ., /прич. оборот/
Предложения записываются, причастные обороты обозначаются. Формулируется правило об обособлении причастных оборотов.
Задание: Выделить интонационно причастные обороты.
2) Работа над орфограммами в причастиях (самостоятельно).
«Определи пару»
Вид орфограммы Условия выбора
1. Гласные и
согласные
а) спряжение
глагола
в окончаниях
причастий. б)
зависимое слово
2. Гласные в
суффиксах в)
наличие приставки причастий.
3. Слитное и
раздельное
г)
вопросительное слово
написание не с причастиями.
д)
противопоставление с союзом а
4. Н-НН в суффиксах
причастий е)
форма причастия(краткая-полная)
ж)
вид глагола
3) Проверка.
Ключ записан на доске: 1г; 2а; 3бде; 4бвж
4) Какие из озвученных орфограмм есть в тексте? Запишите и обозначьте их.
«Употребление причастий в речи»
Блиц-опрос
1. В какой речи – устной или письменной – чаще
употребляются причастия?
2. Какую роль выполняют причастия в речи?
3. В каком стиле чаще всего употребляется вместо
причастия сочетание глагола со словом «
который» ?
Ответы:
1) в письменной;
2) придают выразительность;
3) в разговорном.
Учитель: Можно ли ошибиться в употреблении причастий в речи?
Задание: Найди ошибку!
1. Пастух увидел наш костер, заночевавший в
горах.
2. Люди пользуются водой из колодца, вытекающего
из земных недр.
3. Наступает осень, которая приносит дожди,
которые льют с утра до вечера.
Учитель: Всегда ли можно заменить причастным оборотом сочетание который +глагол? Когда замена невозможна?
Задание классу: В каком предложении нельзя произвести замену? (Предложения записаны на карточках)
1) В Киевской Руси зародилось особое
красноречие, которое преследовало цели
морального наставления и воспитания.
2) Символы, которые использует художник
К.Васильев в картине «Нашествие», можно
трактовать по-разному.
3) Свобода, о которой говорит герой А.И.
Солженицына Бобынин, отнюдь не внешняя, а
внутренняя, доступная далеко не всем людям.
4. Обобщение
5. Выставление оценок
6. Домашнее задание: составить связный рассказ о причастии