Цели:
- повышение компетентности классных руководителей;
- повышение мотивации классных руководителей.
1 часть. “Цветок”. Театр начинается с вешалки, с чего же должна начинаться школа? Безусловно, с воспитания. “Дети - цветы земли”, - слышим мы часто. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное “я”, выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс.
Профессионализм педагога, классного руководителя - величина, складывающаяся из многих параметров.
2-й слайд. Вопрос: какие параметры, составляющие профессионализма, педагогического мастерства классного руководителя помогают нашим “цветам жизни” расти, расцветать и развиваться?
Инструкция: На лепестках цветка нужно написать ответы кратко, емко, метко, первая мысль – самая правильная. Время на работу – 2-3 минуты. Объединитесь в группы по 6 человек. Затем, представитель от каждой группы, выходит и представляет свой лепесток – свое видение того, что помогает нашим цветам развиваться. Время: 10 минут. (Рисунок 1, Рисунок 2).
Использование этих компонентов составляют слагаемые наших компетентностей в работе с детьми.
Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.
Мы хотим обратить ваше внимание на один пункт, который был вами выделен, и играет важную роль в работе учителя, классного руководителя – профессиональный имидж учителя, классного руководителя.
2 часть. Профессиональный имидж учителя, классного руководителя.
3-й слайд. Имидж классного руководителя.
4-й слайд. Что такое имидж?
С каждым годом внимание к теме имиджа растет.
Это понятие в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Сегодня трактовка понятия “имидж” связана с понятиями образа человека,
впечатления или представления о нем, с тем, как он представляет себя окружающим. Имидж человека есть то, что ориентировано на восприятие другими людьми в его непосредственном
окружении, и адресовано им как сообщение о своем статусе, профессиональной роли, уникальных чертах.
5-й слайд. Имидж образовательного учреждения
Понятие “имидж” пришло в педагогику из областей менеджмента, политологии, рекламы и т.п.
М.С. Пискунов в своей работе “Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования” (1999) дает следующее определение имиджа школы: “это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума”.
6-й слайд. Ведущие компоненты имиджа образовательного учреждения
По данным исследований, ведущими
компонентами имиджа образовательного
учреждения являются:
7-й слайд. Имидж педагога важная составляющая имиджа общеобразовательного учреждения.
Учитель часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Имидж педагога находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения. Создание привлекательного имиджа учителя является существенным фактором для построения позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.
8-й слайд. Значение имиджа
Актуальность темы, посвященной профессиональному имиджу педагога, обусловлена явной зависимостью успешности учебного процесса от качества взаимоотношений, складывающихся в системе учитель – ученик. Имидж учителя, классного руководителя, может быть средством улучшения этих взаимоотношений. Он позволяет учителю предъявлять себя ученику в качестве профессионала, в то же время не нивелируя его человеческую индивидуальность.
По данным исследований, проведенных в последние годы, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя, имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему.
Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Для современного учителя, классного руководителя, это актуальная проблема. Престиж учительской профессии невысок, в том числе и в понимании школьников. Задачей становится предъявление им себя в качестве серьезного профессионала и интересного своей уникальностью человека, непохожего на других учителей.
Имидж оказывается средством сообщить ученику распределение ролей в классе: “я – учитель, а не случайно вошедший в класс, взрослый человек; ты – ученик, а не просто ребенок”. Появляется возможность продемонстрировать не только профессиональную роль, но и свою ценность, даже незаменимость именно в качестве исполнителя этой роли.
В исследованиях, посвященных проблеме профессионального имиджа педагога, подчеркивается позитивный характер имиджа учителя как обязательное условие привлекательности учителя в глазах учеников и, следовательно, привлекательности соответствующего предмета.
9-й слайд. Основные составляющие имиджа классного руководителя.
По мнению исследователей, в имидже должны, гармонично сочетаясь, выражаться лучшие личностные и профессиональные качества учителя, классного руководителя.
В совокупность этих качеств включаются оформление внешности и особенности поведения, демонстрирующие как профессионализм, так и желание взаимодействовать с учеником, доброжелательность и обаяние – качества, вызывающие доверие и желание учиться у этого учителя, общаться с ним.
При создании имиджа учитель должен учесть, как минимум, два серьезных обстоятельства.
Во-первых, имидж создается и функционирует в ситуации взаимодействия с учениками, которым главным образом адресован.
Во-вторых, имидж призван демонстрировать не только профессиональные качества и статус учителя, но и его человеческую индивидуальность, придающую и профессиональным характеристикам неповторимый колорит.
Индивидуальность учителя накладывает отпечаток на все аспекты его существования в профессии, окрашивает для ученика тот предмет, который выпало изучать с этим учителем.
Не случайно в памяти учеников остаются не только приемы работы и какие-либо особенности, характерные для учителей школы, но и индивидуальные черты отдельных учителей – привычки, особенности речи, жесты, стиль одежды, те высказывания, в которых проявилось личное отношение к чему-то.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
1. Визуальный образ: совокупность одежды, прически, макияжа, маникюра, аксессуаров.
2. Невербальный образ: манера поведения, жесты, мимика, пластика.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
3. Вербальный образ: речь, тембр, высота голоса, словарный запас; манера общаться.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
4. Внутренняя составляющая – духовное и интеллектуальное развитие, интересы, ценности.
Современный образ учителя, классного руководителя, определяется, не только набором черт, качеств идеальной модели педагога в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.
Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания.
На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках.
Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова).
Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, благоприятное первое впечатление будет гарантированным.
10-й слайд. Цветовые предпочтения (рассматриваем фигуры, обозначенные определенным цветом).
Остановимся подробнее на внешней составляющей имиджа, на такой его составляющей как цвет одежды.
Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей.
По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас.
- красный цвет поднимает настроение, улучшает работоспособность, увеличивает энергетику; это доминирующий энергичный цвет, который подавляет вас и ваше окружение, поэтому он считается неподходящим для работы с аудиторией; как полагает большинство людей, красный цвет вызывает агрессию;
- коричневый – символизирует силу, энергию, внушает доверие, уверенность, успокаивает;
- голубой – цвет отдыха, комфортный для человека, успокаивает и утешает, иногда может восприниматься как скучный, меланхоличный и холодный;
- желтый – цвет радости и веселья, поднимает настроение, вызывает желание действовать, прилагать усилия, данный цвет способен уменьшить влияние на человека негативных факторов, улучшить общий тонус и настроение, помогает принимать новые идеи и точки зрения, но если много, то утомляет;
- оранжевый – “горячий”, вибрирующий, сверкающий – тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожи; не рекомендуется использовать данный цвет в больших количествах и хорошем настроении, т.к. влияние данного цвета может привести к чувству самодовольства и лени;
- кремовые и бежевые тона – самые безопасные и умиротворяющие;
- черный – элегантность, изысканность, сексуальность; черный цвет одаривает человека чувством собственной власти и своего достоинства, черный является слишком контрастным, он угнетающе действует на психику, лучше всего его дополнять другими цветами;
- серый цвет – нейтральный, спокойный
цвет, он совершенно не привлекает
к себе внимания и выгодно оттеняет вашу внешность, больше подходит для фона; - предпочтителен в деловой одежде, однако иногда он навевает скуку; этот цвет помогает расслабиться, почувствовать себя спокойно;
- белый – цвет целомудрия и чистоты помыслов, положительный цвет, который олицетворяет духовность, заряжает энергией и очищает, белый цвет также рекомендуется использовать с различными цветами;
- зеленый – является спокойным цветом, создающим приятное настроение, вызывающим богатые ассоциации имеет разнообразные оттенки: когда в нем больше желтого, он возбуждает, синего – успокаивает;
- синий цвет относится к категории устойчивых цветов, он способствует концентрации внимания, при этом успокаивает нервную систему и повышает работоспособность; подчеркивает дистанцию;
- темно-синий цвет – считается деловым, авторитетным, успокаивающим и надежным;
- фиолетовый – считается противоречивым цветом, так как в равной мере и привлекает, и отталкивает, в некоторых случаях вызывает грусть, объединяет энергию красного и элегантность синего;
- розовый – мягкий, нежный, женственно-романтический, чувственный.
11-й слайд. Предпочтения цветов.
1 графа – старшеклассники предпочитают видеть такие цвета на педагогах.
2 графа – такие цвета предпочитают педагоги.
Предпочтения цветов | |||
Старшеклассники | Педагоги | ||
синий | 83% | синий | 57% |
серый | 57% | серый | 43% |
бежевый | 67% | белый | 69% |
голубой | 47% | черный | 79% |
зеленый | 43% |
12-й, 13 слайд. Его к делу не пришьешь, но все же...
Приведение имиджа учителя в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом, важный момент в формировании авторитета учителя.
Мы надеемся, что в результате осмысления полученного материала, классный руководитель, учитель, сможет утвердить свое уникальное Я, понять свое неповторимое предназначение.
Пусть ваш имидж станет дополнительной яркой частью вашей компетентности и мастерства.
Хочется закончить словами Гете: “Учатся у тех, кого любят”. Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.