Цель:
- Раскрыть причины движения декабристов, показать его объективую закономерность, обусловленность ходом исторического развития России.
- Рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России.
- Продолжить развития умения самостоятельно работать с текстом учебника и с документами как с источниками новых знаний, выделять главное, сравнивать, оценивать исторические явления, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи.
План урока:
- Исторические условия возникновения революционного движения в России в начале 19 века.
- Формирование революционных взглядов декабристов (роль объективного и субъективного фактора).
- Создание и деятельность «Южного» и «Северного» обществ.
- Сравнение «Конституции Муравьева и «Русской правды» Пестеля».
- Обобщение (вывод).
Ход урока
Эпиграф:
«…Товарищ, верь, взойдет она
Звезда пленительного счастья
Россия вспрянет ото сна…»
(А.С.Пушкин)
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о декабристах. Мы будем с вами говорить о том, почему эти люди, презрев дворянские привелегии и преимущества своего класса, поняв, что эти привелегии стали злом и мешают развитию России, поднялись с оружием в руках за свободу своей Родины.
Вопросы классу:
- Ребята, как вы думаете, что может повлиять на формирование взглядов человека?
- А что же повлияло а формирование взглядов декабристов? Каковы были те исторические условия, в которых возникло и развилось революционное движение в России в 19 веке?
Обратимся к России к 18-19 века, к реальной действительности тех времен
Итак, вспомним:
- Каков был общественный строй России в начале 19 века? Какой основной процесс происходил в экономике страны?
- Каков был политический строй России в начале 19 века?
- Какие противоречия существовали в экономической и политической жизни России? Как они проявлялись в классовой борьбе?
- Как вы думаете, каковы были пути ликвидации этих противоречий?
Итак, мы с вами выяснили, что одними из главных условий, в которых формировались взгляды декабристов, были:
- Разложение феодально-крепостных отношений и зарождение капиталистических отношений в России, обострение этих и политических противоречий в стране;
- Обострение классовой борьбы в стране (рост массового крестьянского движения, волнения в армии).
- Тяжелое положение народных масс, жестокая эксплуатация крепостных крестьян.
Ребята, как вы думаете, какие события повлияли на формирование революционных взглядов декабристов?
Зачитать отрывки:
- Письма декабриста Бестужева к Николаю 2.
- Отрывки из других писем декабристов.
- Документы после параграфа №8 учебника по истории России, 8 класс.
Как вы думаете, под влиянием чьих идей в России могли формироваться взгляды декабристов? Кто первый в России выступил против самодержавия и крепостного права? Кого Екатерина 2 считала «бунтовщиком хуже Пугачева?».
Во время заграничных походов дворяне-офицеры могли познакомиться с идеями великих французских просветителей. Назовите их имена. Против чего они выступали?
И не будем забывать о самодержавии. После войны 1812 года в России наступила полоса мрачной правительственной реакции. Она связана с одним именем- Аракчеев. Кто это был?
Мы с вами видим, что декабристы росли и мужали в тяжелых условиях господства самодержавия, политической реакции и произвола властей.
Но! Почему одна и та же эпоха рождала Аракчеевых и Пестелей? (Зачитать биографию Пестеля.)
Итак, мы с вами выяснили исторические корни движения декабристов, те условия, под влиянием которых складывалось их мировоззрение, под влиянием которых декабристы пришли к необходимости уничтожения крепостного права и самодержавия, без чего невозможно было прогрессивное развитие России. То есть Россия нуждалась в буржуазной революции, складывалась революционная ситуация, но она еще не созрела до конца. В России еще не сложился революционный класс.
Уже в ранних организациях для декабристов было характерно главное – подготовительное выступление, цель которого – свержение самодержавия и уничтожение крепостного права, установление порядков, способствующих свободному развитию России.
А сейчас мы подробнее познакомимся с программами «Южного и Северного» обществ.
Вопрос классу: как вы думаете, какие основные вопросы декабристы должны были рассмотреть в своих программах?
Задание классу:
Давайте выясним, что общего и различного в этих двух программах? (Ребята оформляют в тетради таблицу «Программные документы декабристов» на основе работы с документами – «Конституцией» Муравьева и «Русской Правдой» Пестеля.)
Вопросы для сравнения:
- Отношение к крепостному праву.
- Земельный вопрос.
- Изменения в политическом устройстве России.
- Национально-государственное устройство.
- Формы правления.
- Органы власти и управления.
- Демократические свободы.
Беседа с классом по таблице:
- Какая программа, на ваш взгляд, прогрессивнее, революционнее? Почему?
- Докажите, что обе программы, несмотря на их различие, были направлены против феодальных порядков, были революционными доказательствами того времени?
- Какой общественный строй должен был установиться в России в результате преобразований, предусмотренных программами?
- Как с связи с этим мы можем определить характер движения декабристов?
- Какова была тактика декабристов?
Это были сторонники военного переворота, только силами армии, без участия народа!
Почему? Они боялись народной борьбы, не верили в революционные силы крестьян, в возможность демократического подъема в крепостной России.
Но восстание декабристов отличалось от дворцовых переворотов. Чем?
Цель их: лишь смена правления при сохранении существенных порядков.
Обобщение.
Несмотря на все свои ошибки, декабристы, выдвигая сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, стремились воплотить их на практике и активно готовились к открытому восстанию против царизма. Декабристское движение выросло на русской почве и отражало самые насущные потребности исторического развития России. Это движение оставило глубокий след в истории, способствовало формированию новых поколений революционеров. Декабристы оказали большое влияние на творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Некрасова и других писателей. Яркий пример этому – послание А.С.Пушкина в Сибирь (чтение стихотворения). И ответ Одоевского: «Наш скорбный труд не пропадет: из искры возгорится пламя…».