Цель:
- формировать представление о признаках предметов, согласования слов по смыслу;
- упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами;
- воспитывать чувство ответственности к учебному процессу.
Оборудование: учебник Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец “Азбука”; видеофильм “Цветик – семицветик”; магнитная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
1. Чтение текста у доски:
Мурка
Марина налила Мурке молоко в миску.
Мурка лакала молоко.
– Из чего состоит наша речь?
– Наша речь состоит из предложений.
– Расскажите все, что знаете о предложении.
– Ученики: предложение выражает законченную
мысль.
– Предложение начинается с большой буквы, в
конце ставится точка.
– Предложения делятся на слова, слова пишутся
отдельно.
2. На доске написаны буквы:
а м с о к п у и
Учитель: Разделите буквы на группы.
Ученики:
– м с к п – согласные
буквы.
– а о у и – гласные
буквы.
– и – указывает на
мягкость согласного звука.
– Гласный звук образует слог.
– Сколько в слове гласных, столько и слогов.
III. Переход к новой теме
Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок, мы будем путешествовать. Отгадав кроссворд, мы узнаем, с кем будем путешествовать.
|
Учитель: Правильно, сегодня мы будем путешествовать вместе с Женей из повести Валентина Катаева “Цветик – семицветик”
Фрагмент из видеофильма/
IV. Первый лепесток
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
1) Работа с учебником (стр.62).
Чтение слов в столбиках:
эс
тэ
устак
танк
танкистсор
спор
спорт
Учитель: Что заметили? Какое слово лишнее в первом столбике?
Ученики:
– эс, тэ –
названия букв.
– ус – слово.
– Во втором столбике два однокоренных слова. В третьем столбике добавляется одна буква, и получаются новые слова.
2) Чтение двустишия Е. Благининой.
Спит спокойно сытый сом,
Смотрит сладко сотый сон.
Дети читают сначала шепотом, затем с разным логическим ударением.
Учитель: Что значит сотый? Напишите цифрами. Теперь задание для очень внимательных.
– Прочитать текст, подчеркнуть букву “с”. Сколько раз она повторяется в тексте? (8 раз).
Учитель: Найдите и подчеркните слова, которые различаются одной буквой.
– Сытый, сотый.
– Сом, сон.
Учитель: Что вам напоминает это стихотворение?
– Скороговорки, потому что часто встречается
одна и та же буква.
– Читаются быстро.
– Стихотворение шуточное.
V. Второй лепесток
Учитель: Сом спит и видит сказочный сон, с теми героями, которые нарисованы на рисунке (стр. 62).
– Назовите предмет и к нему как можно больше слов-признаков.
Ученики.
– Солнышко (какое?) яркое, веселое,…
– Аленушка (какая?) грустная, печальная,…
– Баба Яга (какая?) злая, страшная,…
– Облако (какое?) белое, теплое….
– Иванушка (какой?) непослушный,…
– Лисичка (какая?) хитрая, рыжая,…
– Колобок (какой?) круглый, румяный,…
Учитель: Слова, которые обозначают признаки предметов называются прилагательными. Они как– бы “прилагаются” к предметам и с ними согласуются.
– Какие вопросы мы задаем к признакам предметов?
Ученики: Какой? Какая? Какое? Какие?
Учитель: Значит, если мы опишем предмет, то может получится загадка.
VI. Третий лепесток
Учитель: Устно дополни предложения. (стр.62).
– Вы видали, как прыгал ________?
(серенький, беленький,
по лесочку прыг, прыг
по снежочку тык, тык). Заяц.
– Вы видали, как летал _______?
(черненкий, рогатенький
летит – воет, упадет – землю роет). Жук.
– Вы видали, как полз ____? (неядовитый, с желтыми пятнами на голове.) Уж.
Вывод.
– По признакам мы можем узнать предмет.
– Если мы его опишем, то узнаем, что это за
предмет.
Физкультминутка (под музыку)
VII. Четвертый лепесток
Кто это говорит? (стр.63).
Учитель: Дополните предложения признаками предметов.
Ученики:
– Я вымыла чайные, разноцветные, любимые, …
чашки.
– Я вынес мусорное, пустое,… ведро.
– Мы построили ледяную, снежную, каменную,…
крепость.
Учитель: Для чего мы добавляем к предметам их признаки?
Вывод: прилагательные, которые обозначают признаки предметов, позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь точной и выразительной.
VIII. Пятый лепесток
Учитель: Рассмотрите рисунок (стр.63).
– Соедините стрелками слова и предметы,
которые связаны между собой.
– Соедините стрелками противоположные по
значению слова.
Ученики: Тонкие – толстые; узкие – широкие; длинные – короткие; высокие – низкие.
Вывод: слова с противоположным значением называются антонимами.
IX. Шестой лепесток
Работа по книге “Я читаю” (стр. 18).
Учитель: Договори рифму.
Ученики:
– Ли– ми– но– ры,
– Вылез ежик из норы
– Ни– ра– ма– ры,
– Покатился он с горы
– Обогнал лису и рысь
– Получил в награду приз.
X. Седьмой лепесток
Работа над многозначностью слов. (стр.18)
Ученики:
– Ракета – космическая.
– Быстроходный пароход – “Ракета”.
– Ракетка для настольного тенниса.
– Ракетка для большого тенниса.
– Ракетка для игры в бадминтон.
XI. Итог урока
Вывод: Сегодня на уроке мы познакомились со словами, обозначающими признаки предметов – прилагательными. Узнали, что они согласуются с предметами и отвечают на вопросы: “какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?”.
Учитель: Куда дела Женя свой последний лепесток?
Ответы учеников.
Учитель: А вы хотели бы такой цветик-семицветик? Что вы сделали бы, если у вас был хотя бы один лепесток?
Ответы учеников.