Урок обучения грамоте в первом классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формировать представление о признаках предметов, согласования слов по смыслу;
  • упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами;
  • воспитывать чувство ответственности к учебному процессу.

Оборудование: учебник Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец “Азбука”; видеофильм “Цветик – семицветик”; магнитная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

1. Чтение текста у доски:

Мурка

Марина налила Мурке молоко в миску.
Мурка лакала молоко.
– Из чего состоит наша речь?
– Наша речь состоит из предложений.
– Расскажите все, что знаете о предложении.
– Ученики: предложение выражает законченную мысль.
– Предложение начинается с большой буквы, в конце ставится точка.
– Предложения делятся на слова, слова пишутся отдельно.

2. На доске написаны буквы:

а м с о к п у и

Учитель: Разделите буквы на группы.

Ученики:

м с к п – согласные буквы.
а о у и – гласные буквы.
и – указывает на мягкость согласного звука.
– Гласный звук образует слог.
– Сколько в слове гласных, столько и слогов.

III. Переход к новой теме

Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок, мы будем путешествовать. Отгадав кроссворд, мы узнаем, с кем будем путешествовать.

  1. Собачка, помогавшая деду, бабке, внучке в русской народной сказке.
  2. Эхо – загадка (учитель называет слово и спрашивает, какое спряталось в конце) [во-семь].
  3. Что за гость, что темноту ест? (День.)
  4. Посередь деревьев кузнец кует. (Дятел.)

Учитель: Правильно, сегодня мы будем путешествовать вместе с Женей из повести Валентина Катаева “Цветик – семицветик”

Фрагмент из видеофильма/

IV. Первый лепесток

Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.

1) Работа с учебником (стр.62).

Чтение слов в столбиках:

эс
тэ
ус
так
танк
танк
ист
сор
спор
спорт

Учитель: Что заметили? Какое слово лишнее в первом столбике?

Ученики:

эс, тэ – названия букв.
ус – слово.

– Во втором столбике два однокоренных слова. В третьем столбике добавляется одна буква, и получаются новые слова.

2) Чтение двустишия Е. Благининой.

Спит спокойно сытый сом,
Смотрит сладко сотый сон.

Дети читают сначала шепотом, затем с разным логическим ударением.

Учитель: Что значит сотый? Напишите цифрами. Теперь задание для очень внимательных.

– Прочитать текст, подчеркнуть букву “с”. Сколько раз она повторяется в тексте? (8 раз).

Учитель: Найдите и подчеркните слова, которые различаются одной буквой.

– Сытый, сотый.
– Сом, сон.

Учитель: Что вам напоминает это стихотворение?

– Скороговорки, потому что часто встречается одна и та же буква.
– Читаются быстро.
– Стихотворение шуточное.

V. Второй лепесток

Учитель: Сом спит и видит сказочный сон, с теми героями, которые нарисованы на рисунке (стр. 62).

– Назовите предмет и к нему как можно больше слов-признаков.

Ученики.

– Солнышко (какое?) яркое, веселое,…
– Аленушка (какая?) грустная, печальная,…
– Баба Яга (какая?) злая, страшная,…
– Облако (какое?) белое, теплое….
– Иванушка (какой?) непослушный,…
– Лисичка (какая?) хитрая, рыжая,…
– Колобок (какой?) круглый, румяный,…

Учитель: Слова, которые обозначают признаки предметов называются прилагательными. Они как– бы “прилагаются” к предметам и с ними согласуются.

– Какие вопросы мы задаем к признакам предметов?

Ученики: Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель: Значит, если мы опишем предмет, то может получится загадка.

VI. Третий лепесток

Учитель: Устно дополни предложения. (стр.62).

– Вы видали, как прыгал ________?

(серенький, беленький,
по лесочку прыг, прыг
по снежочку тык, тык). Заяц.

– Вы видали, как летал _______?

(черненкий, рогатенький
летит – воет, упадет – землю роет). Жук.

– Вы видали, как полз ____? (неядовитый, с желтыми пятнами на голове.) Уж.

Вывод.

– По признакам мы можем узнать предмет.
– Если мы его опишем, то узнаем, что это за предмет.

Физкультминутка (под музыку)

VII. Четвертый лепесток

Кто это говорит? (стр.63).

Учитель: Дополните предложения признаками предметов.

Ученики:

– Я вымыла чайные, разноцветные, любимые, … чашки.
– Я вынес мусорное, пустое,… ведро.
– Мы построили ледяную, снежную, каменную,… крепость.

Учитель: Для чего мы добавляем к предметам их признаки?

Вывод: прилагательные, которые обозначают признаки предметов, позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь точной и выразительной.

VIII. Пятый лепесток

Учитель: Рассмотрите рисунок (стр.63).

– Соедините стрелками слова и предметы, которые связаны между собой.
– Соедините стрелками противоположные по значению слова.

Ученики: Тонкие – толстые; узкие – широкие; длинные – короткие; высокие – низкие.

Вывод: слова с противоположным значением называются антонимами.

IX. Шестой лепесток

Работа по книге “Я читаю” (стр. 18).

Учитель: Договори рифму.

Ученики:

– Ли– ми– но– ры,
– Вылез ежик из норы
– Ни– ра– ма– ры,
– Покатился он с горы
– Обогнал лису и рысь
– Получил в награду приз.

X. Седьмой лепесток

Работа над многозначностью слов. (стр.18)

Ученики:

– Ракета – космическая.
– Быстроходный пароход – “Ракета”.
– Ракетка для настольного тенниса.
– Ракетка для большого тенниса.
– Ракетка для игры в бадминтон.

XI. Итог урока

Вывод: Сегодня на уроке мы познакомились со словами, обозначающими признаки предметов – прилагательными. Узнали, что они согласуются с предметами и отвечают на вопросы: “какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?”.

Учитель: Куда дела Женя свой последний лепесток?

Ответы учеников.

Учитель: А вы хотели бы такой цветик-семицветик? Что вы сделали бы, если у вас был хотя бы один лепесток?

Ответы учеников.