Цели урока.
Обучающие:
- познакомить с компьютерной графикой как изображением, созданным при помощи компьютера;
- систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и умения при работе с графическими примитивами;
- расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики;
- акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.
Воспитывающие:
- воспитать в ребёнке творческое восприятие мира;
- воспитать выраженное индивидуальное восприятие мира через средства искусства;
- повышать мотивацию к занятиям с использованием компьютерных технологий.
Развивающие:
- сформировать навыки работы учащихся с различными инструментами в редакторе Paint;
- развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление;
- развить художественный вкус и творческое воображение;
- развить навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях.
Задачи: овладеть методами создания и редактирования изображений в графическом редакторе, научиться применять теоретические знания на практике.
Оборудование и пособия:
ПК, программа Графический редактор Paint, листы с заданием, мультимедиа проектор; экран, презентация урока, рабочая тетрадь для 5 класса (автор: Л.Л. Босова – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009).
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Основные понятия:
- компьютерная графика;
- графический редактор.
Знания и навыки учащихся: иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке. Знать виды инструментов рисования. Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
Место урока в учебном плане: первый урок по теме “Графический редактор Paint”.
Общедидактические принципы, используемые на уроке:
- Принцип сознательности и активности учащихся:
понимание учащимися целей предстоящей работы, плана действий и методики работы. - Принцип наглядности обучения:
демонстрация учителем всех действий, выполняемых учеником. - Принцип систематичности и последовательности:
опора на полученные ранее знания учащихся и их умения. - Принцип доступности:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. - Принцип связи с практикой:
показаны возможности использования информационных технологий на других школьных предметах.
Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:
- Методы организации и осуществления
учебно-воспитательной деятельности учащихся:
методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы):
*) элементы рассказа-вступления;
*) элементы фронтальной беседы;
методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы):
*) метод демонстраций;
методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические методы):
*) творческая работа. - Методы стимулирования и мотивации учащихся:
эмоциональные методы;
познавательные методы.
Этапы урока:
- постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
- воспроизведение и коррекция опорных знаний;
- обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы;
- практическая работа;
- подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Приветствие
- Проверка отсутствующих
- Проверка домашнего задания. Учитель выясняет, какие задания вызывали затруднения, какие вопросы возникли у учеников.
2. Актуализация деятельности учащихся.
- Объявление темы и цели урока: (слайд №1, презентация к уроку).
- Объявление плана урока: введение новых понятий, первичное закрепление, практическая работа, подведение итогов, задание на дом.
- Постановка проблемы: необходимость компьютерной графики и знания основных возможностей графического редактора.
3. Введение новых понятий:
Учитель:
Компьютерная графика – рисунок, созданный при помощи компьютера.
(Cлайд №2, презентация к уроку).
Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий: (слайд №3, презентация к уроку).
Ребята, как вы думаете, в чем преимущество работы с компьютерной графикой от работы с обычным рисунком? (Ответы учащихся)
Важно, что при использовании программ компьютерной графики не нужно брать новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать всё сначала. Неправильный фрагмент просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается дальше.
Итак, что же такое графический редактор? (Cлайд №4, презентация к уроку).
Графический редактор – это программа, предназначенная для создания картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений.
В группе программ Стандартные находится графический редактор Paint.
Он запускается командой Пуск —> Все программы —> Стандартные м Paint.
После запуска графического редактора Paint на экране компьютера открывается его окно, основные элементы которого вы видите на рисунке. (слайд №5, презентация к уроку).
Основную часть окна составляет рабочая область. Слева от рабочей области – Панель инструментов, под ней – окно свойств каждого инструмента, ниже рабочей области – палитра цветов, наверху – меню.
4. Актуализация проблемы:
Учитель: Любой объект можно составить из отдельных элементов геометрической формы – прямоугольника, овала, треугольника… Для рисования прямоугольников в редакторе Paint есть подходящий инструмент. Он так и называется Прямоугольник. А, давайте обсудим, как лучше
нарисовать солнце. Для рисования солнечного диска удобно использовать инструмент Овал. А для лучей подойдет инструмент Линия.
А если хочешь нарисовать человечка, то какие инструменты необходимо использовать?
Ответы детей: (Овал, линия, точка…)
Учитель: Компьютер помогает нам составлять компьютерные рисунки. Каким устройством компьютера мы пользуемся, когда рисуем?
Ответы детей: (Мышкой)
Учитель: В графическом редакторе PAINT возможно работать с типовым набором элементов. Все они собраны в панели инструментов (на экране демонстрируется слайд №6 панель инструментов). Откройте рабочие тетради стр.85 задание №53 и подпишите кнопки панели инструментов.
Работая в среде графического редактора, можно научиться создавать настоящие “шедевры” компьютерной графики.
Давайте посмотрим, какие можно создавать изображения компьютерной графики. (Слайд № 7-11, презентация к уроку)
5. Постановка задачи
Учитель: А сейчас каждый из вас попробует сам на компьютере нарисовать рисунок. (слайд № 12). Каждый учащийся получает лист с заданием №1 (приложение №2).
6. Практическая работа на компьютере.
Учащиеся переходят к компьютерам и самостоятельно выполняют задание №1.
После его выполнения учитель проводит физкультминутку.
Учитель: Ребята, ваши глазки и ручки не устали? Давайте проведем физкультминутку. Повторяйте за мной: (учитель проговаривает четверостишье, показывая при этом пальчиковые упражнения, а учащиеся повторяют за учителем).
Учитель:
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку глядит —
Кошка не бежит?
На первую строчку — “шагать” двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения; на вторую — соединить пальцы (“цепочки”); на третью — сделать колечко и посмотреть в него; на четвёртую — поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под неё.
Учитель: Теперь вы можете продолжить выполнение практического задания.
После выполнения свободного рисования учитель предлагает учащимся составить рисунок с помощью геометрических фигур.
Учитель: Ну а теперь вы займетесь творчеством и попробуете сами составить рисунок. (Cлайд № 13, презентация к уроку)
Рисунок должен состоять из геометрических фигур, как в мозаике. Для этого необходимо использовать соответствующие инструменты графического редактора: прямоугольник, овал, прямую линию. Чтобы выбрать нужный инструмент, надо щёлкнуть в панели по значку инструмента, и тогда он включается, или становится активным, он выделяется подсветкой. В каждый текущий момент активным может быть только один инструмент: включая какой-нибудь инструмент, ты, тем самым, выключаешь остальные. Какой инструмент выбрать каждый должен решить сам. (Для учащихся, которые затрудняются сами сконструировать объект, предлагаются карточки с образцами рисунков. Приложение № 3).
В процессе выполнения, педагог оказывает при необходимости помощь затрудняющимся учащимся. Важно, чтобы к концу занятия у каждого ученика был выполнен рисунок, который в конце урока презентуется всем присутствующим. Каждая работа должна быть отмечена. Особенно удавшиеся работы можно в конце занятия распечатать на принтере.
7. Подведение итогов урока.
Итак, скажите, чему же вы научились на сегодняшнем уроке?
Для чего нам нужен Paint ?
Назовите основные инструменты Paint .
Где можно использовать знания, полученные на уроке? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя).
Выставление оценок учащимся.
Оценка работы каждого учащегося со стороны учителя с учетом самооценки ученика, взаимной оценки, коллективной оценки.
- Анализ работы ученика.
- Выход из редактора Paint.
8. Задание на дом. (Слайд №14, презентация к уроку)
§ 2.10 (стр.95-96), РТ №51-52 стр.84.
– Итак, урок окончен, до свидания!
Используемая методическая литература.
- Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
Учебное пособие.
- Информатика: Учебник для 5 класса /Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.