Аспекты проектирования единого образовательного пространства в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждый детский сад стремится сделать так, чтобы день, прожитый ребенком в детском саду, не был однообразным, скучным, неинтересным. Все мы стараемся наполнить мир ребенка красками, звуками, впечатлениями. И совсем необязательно, чтобы это был ежедневный праздник. Это могут быть обыденные вещи, в которых откроется ребенку необычное. С этой целью в ДОУ был проведен мониторинг окружающего пространства детей. Он показал, что жизнь ребенка проходит на 75% в плотном окружении взрослых и детей, что приводит к невротизации и стрессам. Недостаточно развита социальная среда детей. Двигаться ребенок также может только в пределах своего группового помещения и на участке во время прогулки. Необходима оптимизация работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей.

Коллектив пришел к единому мнению о необходимости изменения, проектирования единого образовательного пространства, который коснется:

  • взаимоотношений между детьми и взрослыми, т.е. стиля педагогического общения, и предоставлении ребенку возможности широкого и разнообразного круга общения;
  • содержания образования;
  • организации педагогического процесса (гибкий режим пребывания ребенка в ДОУ, оптимальный график работы педагогов, обеспечение связи между ними);
  • предметно-развивающей среды.

Начинать было трудно, мало было программ, разработок. Необходимо было положить в основу работы дошкольного учреждения русскую традицию в ее всекультурном плане, так как приоритетное направление ДОУ – культурологическое. Конечно, разработка перспективной модели детского сада по данному направлению была бы для нас делом неподъёмным, если бы не творческий контакт с профессионалами своего дела. В культурном аспекте – ДК «Химик», работники музея - усадьба «Ясная Поляна» и музея «Тульские древности», в научно-методическом плане – «Городской Методический Центр» г.Щекино, ИРО г.Тулы. Стала меняться и образовательная стратегия ДОУ, вставшего на путь инноваций, не возвращаясь к былому единообразию. Цель единого образовательного пространства: объединить базисную и вариативные программы путем использования единой инновационной технологии, общих методов и приемов в интеграции образования, как условия для создания психологического, эмоционального благополучия, радостного и содержательного проживания каждого воспитанника от 1.5 до 7 лет.

Коллективом ДОУ был изучены система работы и развивающая среда по М. Монтессори, семьи Никитиных, опыт работы по данному направлению дошкольных учреждений № 225 г. Москвы, № 66 г.Волжский, психологов и педагогов под руководством С.Л.Новоселовой и В.А.Петровского, методическая литература, периодическая печать, телепрограммы «Школа ремонта», «Квартирный вопрос».

Творческой группой ДОУ и методической службой был проведен мониторинг различных моделей функционирования обучающих блоков и различных видов деятельности детей, представлены предложения о перспективности различных форм сотрудничества педагогов, узких специалистов и социума.

Результатом этой деятельности явилось создание программы развития ДОУ и образовательной программы на основе русской культурной традиции. Базовой составляющей программно- методической системы воспитания детей в нашем ДОУ является программа В.И.Логиновой «Детство», парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О.Л.

Нами была выработана стратегия проектирования единого предметно-развивающего пространства согласно разработанного проекта «Нескучный сад».

Цель: Адаптирование типового проекта здания ДОУ к современным требованиям организации детского пространства.

Задачи:

  1. Максимальное использование возможностей здания ДОУ для расширения образовательного пространства дошкольников
  2. Проектирование детского пространства с учетом генторных, возрастных, социально-психологических особенностей детей, требований СанПиНа ,пожнадзора.
  3. Организацию предметно-пространственной развивающей среды, способствующей физическому развитию, расширению функциональных возможностей, наполнение окружающего пространства соответствующим оборудованием, пособиями, предметами, игрушками и пр., обеспечивающими витальные и духовные потребности ребенка
  4. Обеспечение эмоционального комфорта; соблюдение педагогических условий, оберегающих нервную систему детей, способствующих развитию их активности и удовлетворяющих потребности самовыражения и внутренней свободы, базального доверия к окружающему миру;
  5. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
  6. Внедрение инновационных дизайнерских технологий.

Проектируемый результат:

  1. Целостная структура управления образовательным пространством. Мобильность решений.
  2. Высокий уровень профессионального мастерства педагогов.
  3. Модернизированное воспитательно-образовательное пространство в ДОУ. Система нормативно-методической базы педагогического процесса.
  1. Индивидуальная программа комплексного развития детей в ДОУ.
  1. Организация педагогического процесса в рамках проектного метода.
  2. Низкий уровень заболеваемости в ДОУ.
  3. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках образовательного пространства ДОУ.

Мероприятия по проекту

Сроки

Ответственные

Организационный блок

  1. Работа над проектно-сметной документацией в соответствии с требованиями пожнадзора, СанПиНа, современных тенденций организации предметно-развивающей среды.
  2. Составление проектов оформления групповых комнат, кабинетов специалистов, лестничных маршей, вестибюлей, спален, мини-музея, музыкальной гостиной
  3. Утверждение проектов

2009

Заведующая, зам.зав по ВМР, бухгалтер, завхоз

Работа с кадрами:

  1. Семинары, семинары-практикумы: «Какой он, ребенок?», «Детский сад - мой дом. Нам уютно в нем», «Познавательные центры. Содержание, работа в них.», «Русская культура и интерьер в группе», «Хочу быть здоровым, и я буду таким.», «Дидактические игры. Что нового?», «Сюжетно-ролевые игры. Какие они сегодня?», «Играем вместе» , «Игровое «поле»,какое оно?», «Моделируем образовательное пространство»
  2. Совет педагогов: «Зона, место, уголок, или… Какая она предметно-развивающая среда сегодня», «Вчера, сегодня, завтра.», «Патриотическое, духовное ,нравственное воспитание дошкольников. Пути реализации приоритетного направления ДОУ», «Единое образовательное пространство ДОУ – семья»
  3. Консультации по организации предметно-развивающей среды, работе с одаренными детьми, по персонализации воспитательно-образовательного процесса, работе с родителями
  4. Тренинги : «Узнай меня», « Какой я», «Будь моим другом», «Я самая обаятельная и привлекательная», «Свет мой зеркальце скажи», и т.д.
  5. Анкетирование: «Я хочу знать», «Хочу поделиться», «Лидер в группе…», «Детский коллектив. Какой он?», «Как быть здоровым»
  6. Составление видеокартотеки по оформлению помещений (по телепрограммам), обсуждение проектов и их адаптирование к ДОУ.
  7. Оформление слайд-презентаций «Организация развивающей среды», «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Адаптационный период. Проблемы и пути его решения», «Социализация дошкольников», «Русская культура и ДОУ», «Яснополянские мгновения»
  8. Организация посещения выставок по проблеме проектирования современного дизайна.
  9. Организация конкурсов в ДОУ по проектам образовательного пространства :«Педагогическая лаборатория в группе», «Умные книги», «Игрушки своими руками», «Познавательные острова», «По дорогам сказок»
  10.  Участие в конкурсах города, района.
  11. Представление опыта работы ДОУ по организации предметно-развивающей среды на профильных школах города, семинарах, конференциях

2009-2012

Заведующая, зам.зав по ВМР

Работа по внедрению проектов

  1. Приобретение материалов по утвержденным проектам
  2. Организация ремонтных , дизайнерских работ: кабинета психолога, музыкальной гостиной, прачечной, пищеблока, групп, спален.
  3. Оформление мини-музея «Истоки»
  4. Приобретение детской мебели
  5. Оформление «Сенсорной комнаты»
  6. Обновление групповых комнат, кабинетов техническим оборудованием.
  7. приобретение дидактических пособий, игрушек
  8. Реконструкция мини-стадиона, бассейна, детских площадок
  9. Реконструкция площадки по правилам дорожного движения, оформление макета к занятиям из цикла «Безопасность», «Яснополянские мгновения»

2009-2012

Заведующая, зам.зав по ВМР, бухгалтер, завхоз

Коллективом ДОУ были выработаны основные принципы организации предметно-развивающей среды:

1. Охрана и обеспечения здорового образа жизни и физического развития.

Оборудование группы должно способствовать повышению двигательной активности, развитию двигательных навыков, профилактике заболеваний ;обеспечению надежности и безопасности их использования.

2. Принцип соответствия дизайн – идеи.

Дидактические пособия должны быть подобраны соответственно теме группы и возрастному составу детей, пришедших на занятие по данному направлению. Соответствие по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели с общим дизайном группы.

3. Принцип не статичности, мобильности.

Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. Способность изменять пространственные характеристики, расстановку мебели, пособий, т.е. их подъем, перемещение, использование выдвижных площадей, при этом быть рационально расположенными, не вызывающими переутомление детей и психологический дискомфорт.

В настоящее время мы уже видим очевидный результат:

  1. Приведена в систему нормативно-методическая база педагогического процесса, разработаны перспективные планы работы, созданы пакеты методических разработок и конспектов занятий по познавательному развитию, по физическому, культурологическому воспитанию детей, программы занятий кружков «Лапоток», «Яснополянские мгновения» (региональный компонент), оформлены картотеки дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по возрастным группам.
  2. Предметно-развивающая среда ДОУ структурно-функциональная, адекватная программам и творческому характеру деятельности ребенка, составляющими которой являются предметное окружение, пространство и время. Группы детского сада оформлены по темам: «Русская изба», « По страницам сказок», «Котя - коток.»(по фольклору), «Музыкальная гостиная», «А у нас во дворе», «Экзотический страны». Группы ДОУ являются частью методического центра по определенному направлению, связанного с темой группы( имеется подбор методической литературы, дидактических игр и пособий, разработок, конспектов занятий для разных возрастных групп). Данный методический материал позволяет проводить занятия, мероприятия связанные с тематикой группы с детьми разного возраста( например в группе «Русская изба»- занятия связанные с приобщением детей к русской народной культуре, в группе «Экзотические страны»- занятия связанные с изучением животного и растительного мира южных стран, жителями населяющие данные страны и т.д.). На наш взгляд сегодня в окружении ребенка находится стимулирующий его развитие материал: во-первых, материал, использовавшийся в процессе специально организованного обучения.; во-вторых, материал «свободный» , т.е. материал, позволяющий ребенку применять усвоенные знания вне занятий. Подбор д/игр, пособий, материалов способствует позитивному эмоциональному развитию детей.

Каждая группа оснащена игровыми модулями, строительными модулями спортивным оборудованием современного образца включая различные пособия: мячи-гиганты разнообразных цветов для занятий оздоровительной и лечебной гимнастикой; кольца, обручи, нестандартное физкультурное оборудование (указанные виды оборудования используют избирательно, т.е. вносятся на время, чтобы не загромождать игровое пространство группы), бра Чижевского, аромолампы и пр.. Природные уголки оформлены фитомодулями, в каждой возрастной группе составлены картотека сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, наблюдений в природе, познавательные опыты согласно возрастной группе по программе «Детство» В.И. Логиновой.

Для наполнения жизни дошколят яркими, интересными впечатлениями, в группах оформляются сменные мини экспозиции, краеведческие центры и выставки («Русская игрушка», «Народный костюм», «Посуда вчера и сегодня», «Лоскутная мозаика», «Знакомьтесь, Я - Глина!», «О чем рассказывает глобус», «По дорогам профессий», «Витамины на столе» и т.д.).

Деятельность детей может проходить как в группе, так и в спальне, где хранится часть игрушек. Это позволяет рассредоточить играющих детей в помещении с учетом их интересов, симпатий и таким образом избежать конфликтов, которые могут возникать.

В групповых помещениях поддерживается и определенная аудиосфера (в щадящем режиме), наполняющая их деятельность настоящими звуками природы, музыкальным эталоном. Аудиозаписи используют как педагоги на занятиях, так и дети для прослушивания музыкальных, литературных произведений, организации детских концертов в сюжетно-ролевой игре, «дискотек», закреплений движений и элементов танца, разученных на занятиях «Мир музыки»

  1. Мониторинг готовности к школьному обучению, проводимый специалистами ГМЦ показал, что 89%воспитанников имеют высокие реальные и потенциальные результаты по гуманитарным и интеллектуальным способностям.
  2. В процессе работы консилиума врачей был проведён анализ оздоровительной работы в ДОУ, который выявил положительные результаты и снижение заболеваемости в среднем на 10 %.
  3. Изучение групповой динамики и психологического климата детских объединений в группах показал высокий уровень сплоченности и быстрое образование внутригрупповых связей, что свидетельствует о профессионализме и умениях педагогов сплачивать детские коллективы, создавать доброжелательный микроклимат в группах. Так, воспитатели всех групп предоставляют детям возможность широкого и разнообразного общения, которое исключило традиционное требование групповой изоляции. Дети разных групп могут в определенные часы прийти в группу оформленной по определенной теме ( на занятие, досуг, совместные игры, мероприятия, брату или сестре, друзьям).
  4. Мониторинг психологического климата коллектива выявило достаточно высокую (93%) включаемость и интеграцию педагогов друг с другом
  5. Родители охотно включаются в различные организационные формы совместной деятельности. Педагогами были разработаны совместные мероприятия с родителями: посиделки, родительские гостиные, конференции («Такие разные дети», «Познавательные игрушки», «Семейные традиции», «Щи да каша пища наша», «Тут русский дух, тут Русью пахнет», «Какой он мой малыш?», «Детский сад – наш дом, в нем мы радостно живем», «В здоровом теле здоровый дух» и т.д.; конкурсы «Герб семьи», «Обереги для дома», «Кукла бабушки», «Мама, папа, я – дружная семья»и т.д. ). Для родителей оформляются стенды, ширмы, папки-передвижки информационные корзины с детскими работами и информацией о том, чем занимаются их дочери и сыновья в течение дня. Эти формы работы нашли наибольший отзыв среди семей.

Опыт работы ДОУ был обобщен и представлен на районных конкурсах, работе городской профильной школы, ИРО г.Тулы (2009 г.) - на областных научно-практических рождественских чтениях.

Таким образом, разработанная стратегия проектирования единого образовательного пространства в ДОУ обеспечивает высокий качественный уровень содержательной работы с детьми и способствует успешному развитию их во всех сферах деятельности.