Цели и задачи:
- формирование представлений о вреде шума и громкой музыки для здоровья человека;
- формирование представлений о положительном влиянии мелодичной музыки на рост растений и здоровье человека и животных;
- знакомство с музыкой и музыкальными инструментами разных народов;
- развитие речи обучающихся и расширение их кругозора;
- воспитание музыкальной культуры обучающихся и толерантного отношения к музыке разных народов мира.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация «В мире звука», запись музыки Грузии, Шотландии, Ирландии, Украины, балалайка, гитара, аккордеон, курай, гармонь, учебник «Окружающий мир» для 2 класса (Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов), рабочая тетрадь к учебнику, таблички: «композитор» и «исполнитель», раздаточный материал для рефлексии «Солнышко».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
(Дети отвечают:)
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым.
(Дети продолжают:)
Доброе утро длится до вечера.
- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем всё о различных звуках: какие звуки бывают, приносят ли они пользу или вред человеку. (Слайд 1)
- А узнаем мы об этом не сидя за партами, а отправимся в кругосветное путешествие. Мы побываем в разных уголках нашей Земли и узнаем какие звуки нам встретятся. Отправимся мы пешком, чтобы можно было расслышать звуки. С собой возьмём только учебники, тетради и ручки, чтобы можно было делать записи по пути и уточнять данные по учебнику.
- Ребята, а какие учёные – путешественники уже до нас совершали кругосветное путешествие? (Фернандо Маггелан, Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Руал Амундсен, Америго Веспучи).
2. Актуализация пройденных знаний.
- Прежде чем отправиться в кругосветное путешествие, вспомните как появляются звуки?
- Какие бывают звуки?
Итак, мы отправляемся! Счастливого вам пути, ребята!
(Слайд 2)
- На пути у нас город. А какой это город, узнали? (Кумертау).
- Какие звуки слышны на улицах нашего города днём, вечером, летом, зимой, осенью?
- Кто может изобразить звук тормозящего автомобиля?
- Шагаем дальше. (Слайд3)
- На пути нам встретилась деревня. Какие звуки мы услышали в сельской местности?
- Отличаются ли эти звуки от звуков города? Чем?
- Давайте присядем на полянке около деревни. Откройте свои тетради на странице 12 задание № 18. Надо распределить словосочетания, обозначающие названия звуков в два столбика по силе звука: тихие звуки и громкие звуки. (Шелест сухих листьев, завывание ветра, весенняя капель, раскаты грома, тиканье часов, рёв самолёта, лай собаки)
- Проверка задания.
- А теперь давайте поиграем в игру «Кто как голос подаёт?». Я вам буду называть животных, а вы хором отвечайте как они голос подают.
- Курица – (кудахчет!)
- Воробей – (чирикает!)
- Сорока – (стрекочет!)
- Лев – (рычит!)
- Кошка – (мяукает!)
- Собака – (лает!)
- Волк – (воет!)
- Жук – (жужжит!)
- Ворона – (каркает!)
- Петух – (кукарекает!)
- Лошадь – (ржёт!)
- Корова – (мычит!)
- Утка – (крякает!)
- Лягушка – (квакает!)
- Кукушка – (кукует!)
- Рыба – (молчит!)
- Отправляемся дальше и на пути у нас большой город. (Слайд 4)
- Какой это город? (Уфа).
- Кто был в этом городе? Какие звуки вы слышали во время просмотра слайда?
- Чем отличаются звуки города Уфы от звуков в нашем городе?
- Идём дальше и дорога идёт через лес. (Слайд 5).
- Давайте остановимся и послушаем, какие звуки бывают в лесу. Назовите их.
- Что можно сказать о звуках леса?
3. Осмысление нового материала о вреде шума.
- Шагаем вперёд и на пути у нас большой красивый город.(Слайд 6).
- Вы узнали его? (Москва). Кто был в Москве? Какие звуки слышны на улицах этого большого города?
- В большом городе звуков очень много. Если много звуков звучат одновременно, получается шум. В больших городах много шума.
- Идём дальше и нам предстоит переплыть через море. (Слайд 7).
- Какие звуки вы услышали при просмотре слайда?
- Сделаем привал на берегу моря. Как вы думаете, вредит ли шум здоровью человека или нет? Какой вред наносит шум людям и животным? Что можно сделать, чтобы вокруг нас было меньше шума?
- Давайте прочитаем в учебнике на странице 94 о том, как шум вредит здоровью человека.
- Итак, переплыв через море и океан, мы попали на другой континент в Америку.
- А кто открыл Америку? В чём была ошибка Колумба? В честь кого названа Америка?
-Посмотрите на фотографии. (Слайд 8).
- Это большой город США Нью – Йорк. Он один из самых крупных и самых шумных городов мира.
- Шагаем вперёд и перед нами встают горы, нам надо их преодолеть. (Слайд 9).
- А какие горы самые высокие в мире? (Гималаи).
- Какие горы проходят по территории нашей республики? (Уральские горы).
- Какие звуки можно услышать в горах? (Эхо).
- Как надо вести себя в горах и почему?
4. Физкультминутка.
- Поиграем в игру «Эхо».
5. Осмысление нового материала по музыке.
- Шагаем дальше вперёд. Встретилось нам волшебное царство – государство под названием Музыка. Живут в этом государстве музыкальные звуки, музыкальные инструменты, а также люди, которые сочиняют музыку – композиторы и люди, которые исполняют музыку – исполнители. И тех, и других можно назвать музыкантами. (На доске карточки: «композитор», «исполнитель»).
- Раньше, много – много лет назад музыки не было. Люди сами придумали музыкальные звуки, а из них стали сочинять различные мелодии. Музыка считается одним из самых древнейших видов искусства.
- В волшебном государстве Музыки есть много городов, в которых живут люди разных национальностей, и у каждого народа есть своя любимая музыка и любимые музыкальные инструменты.
- Давайте посмотрим на музыкальные инструменты из некоторых городов волшебного царства Музыки и попробуем отгадать их названия.
(Слайды 10 – 21 с изображениями рояля, флейты, скрипки, арфы, барабана, трубы и записями их названий).
- Посмотрите, ребята, а какие это инструменты? (Настоящая гитара и гармошка).
- Издавна любимыми инструментами русского народа были гармошка и балалайка.
- Ребята, послушайте песню «Эх, дороги…» в исполнении на балалайке. (Играет ученик 7 класса).
- Какая была музыка по характеру? Какие чувства она у вас вызвала?
- У башкирского народа любимым национальным инструментом является курай. Послушайте произведение, исполненное на курае. (Играет ученик 10 класса).
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- Вы слышали о таком народе, как грузины? Давайте послушаем их музыку. (Звучит «Лезгинка» в записи).
- Какая была музыка по характеру?
- Живёт в волшебном государстве такой народ, как шотландцы. Послушаем их музыку. (Звучит шотландская народная песня в записи).
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- А теперь послушаем ирландскую музыку. (Звучит ирландский народный танец в записи).
- Какая по характеру ирландская музыка?
- Ещё мне хочется, чтобы мы послушали музыку украинского народа. (Звучит украинская народная песня в записи).
- Как вы думаете, о чём поётся в этой песне?
- Музыка может вызывать различные чувства: тревожные, весёлые, радостные, прекрасные, торжественные, воинственные.
- Как вы думаете, какое влияние оказывает музыка на человека?
- В мире много разных народов, и все они говорят на разных языках. Мы не знаем всех иностранных языков, но зато мы можем послушать их музыку и понять о чём она. Язык музыки понятен каждому человеку. Люди слушают различную музыку в разных ситуациях. Например, на праздниках – одну, на торжественном митинге – другую, перед сном – третью и т. д. В волшебном царстве Музыки все люди живут очень дружно и разговаривают на языке музыки. Поэтому между музыкой разных народов нет непереходимых границ.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, как влияет шум на человека?
- Какое влияние оказывает музыка на человека?
(Слайд 22 с выводами по уроку).
- Нам надо стремиться так жить, чтобы между людьми разных национальностей никогда не было никаких ссор и обид, не было непреодолимых преград для общения.
- Давайте исполним песню «Улыбка», от которой у каждого человека на лицах появляется улыбка, независимо от его национальности. (Исполнение песни под аккордеон).
- Оценивание.
- Ребята, кому работа на уроке понравилась, поднимите «солнышки с улыбкой», а кому работа показалась неинтересной – поднимите «грустные мордашки».
- Всем спасибо за урок.