"Романса трепетные звуки". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: усвоить знания о понятии романс и его разновидности.

Задачи:

  • Развивать способность рассуждать и делать выводы;
  • Воспитать любовь к музыке;
  • Познакомить с понятием романс и его разновидности.

Репертуар: “Ночь печальна” С.Рахманинов, “Жаворонок” М.Глинка

Оборудование: проектор, магнитофон, компьютер, видео-презентация, CD-запись музыки, карточки эмоциональных характеристик.

Беседа:

  • Путешествие в Большой театр;
  • Тема урока;
  • Цель и задачи урока (Сегодня, мы с вами познакомимся с понятием романс, узнаем историю его появления, и какие виды романсов бывают);
  • Понятие романса;
  • История появления романса;
  • С.Рахманинов;
  • И.Бунин;
  • Романс “Ночь печальна” (работа с карточками);
  • Антракт: игра “День – ночь”;
  • М.Глинка;
  • Н.Кукольник;
  • Романс “Жаворонок” (работа с карточками);
  • Распевка;
  • Исполнение песни “Гардемарины”;
  • Подведение итогов.

Ход урока

Организационный момент

(1 слайд, см. Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Учитель: Сегодня, мы совершим путешествие в Большой театр. (2 слайд) Побываем за кулисами, узнаем, как артисты готовятся к выходу на сцену. А самое главное то, что мы познакомимся с понятием романс, узнаем историю его появления, и какие виды романсов бывают.

Итак, мы отправляемся за кулисы. (3 слайд)

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс.

Скажите, пожалуйста, в чём проявилась необычность романса? Чем он отличается от песни? Что такое песня? (Ответы детей.)

Посмотрите внимательно на доску и прочитайте что же такое романс? (4 слайд)

Романс – вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

История нам рассказала именно об этом.

(5 слайд) А зародился романс, как ни странно, в Испании в 15 веке. Ну а распространение получил в 19 веке и дойдя до России покорил её и радует нас до сих пор.

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс и авторский романс.

Городской романс – это всё равно, что народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни.

Ну а с авторским романсом всё понятно у него были конкретные авторы. С одним из таких авторов мы познакомимся прямо сейчас. (6 слайд) Это Сергей Рахманинов. С.Рахманинов – выдающийся композитор своего времени. И не только композитор, но и виртуоз-исполнитель. Его любимым инструментом был рояль. (7 слайд) На его концерты приходило огромное количество людей, зал всегда был полон. Сергей Васильевич Рахманинов жил на рубеже 19 и 20 веков. Жизнь была трудной, в том плане, что на его жизненном пути была революция и Великая Отечественная война. В 1917 году, когда в России произошла революция, Сергею Васильевичу пришлось уехать из страны, чтобы обезопасить свою семью. Он долго ездил по разным странам и в итоге обосновался в США, где и прожил жизнь. Но при этом Рахманинов всегда помнил о России, и свои произведения посвящал именно ей. В трудные минуты жизни музыка помогала Рахманинову, поэтому он старался писать вдохновенную, впечатляющую музыку. В создании романсов ему помогали стихи различных поэтов. (8 слайд) В их числе и Иван Алексеевич Бунин. Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октябрь 1870, Воронеж – 8 нояборя 1953, Париж) – русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Прочитав стихи И.А.Бунина С.В.Рахманинов решил написать романс. С ним мы сейчас и познакомимся.

(9 слайд) Первый номер концертной программы “Ночь печальна” ваша задача – послушать музыку, рассказать, о чём поётся в романсе и с помощью карточек-словариков определить характер музыки.

Слушание “Ночь печальна” С.Рахманинов, И.Бунин.

Работа по характеристике и содержанию романса.

(10 слайд) Вы отлично поработали. А сейчас, как в любом театре “Антракт”. А что такое антракт? (Ответы детей.)

Действительно Антракт – это время отдыха, артистам от выступления, а зрителям от концерта. Я предлагаю вам игру “День и ночь”. (Игра проводится несколько минут).

А мы вновь возвращаемся за кулисы, чтобы познакомиться ещё с одним великим русским композитором основателем русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой. (11 слайд)

Михаил Иванович Глинка выдающийся композитор, который был знаком с великими поэтами того времени Александром Сергеевичем Пушкиным и Жуковским. На их стихи было написано огромное количество романсов, но для романса, с которым мы познакомимся. М.И.Глинка выбрал стихи мало известного поэта Нестора Васильевича Кукольника. (12 слайд)

Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт-Петербург – 8 (20) декабря 1868, Таганрог) – русский писатель первой половины ХIX века.

Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В.Г. Кукольникова, русина из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашённого в Россию.

Итак, мы вновь отправляемся в зрительный зал, чтобы услышать великое произведение – романс “Жаворонок” М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.
Ваша задача рассказать, о чём поётся в романсе и с помощью карточек-словариков определить характер музыки. (13 слайд)

Слушание “Жаворонок” М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.
Работа по характеристике и содержанию романса.

Ну а теперь пришло время самим побывать в роли артистов. Но чтобы номер получился нужна распевка. (14 слайд)
А исполним мы песню из известного кинофильма “Гардемарины”, во времена гардемаринов очень популярны были романсы и песни о любви.

Итак, на сцене Большого театра хор 5 “А” класса с концертным номером “Песня гардемаринов”, встречайте. (15 слайд)

Бурные аплодисменты. Замечательное выступление.
А теперь подводим итоги. (16 слайд)
Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами. (17 слайд)

Вопросы для закрепления:

  1. Что такое романс?
  2. Где зародился романс?
  3. Какие романсы вы слышали сегодня?
  4. Как фамилии композиторов сочинивших их?
  5. Какие разновидности романсов вы знаете?

На этом наше путешествие в Большой театр закончилось. Надеюсь, вам понравилась закулисная и концертная жизнь театра. (18 слайд) До новых встреч!