Цель: усвоить знания о понятии романс и его разновидности.
Задачи:
- Развивать способность рассуждать и делать выводы;
- Воспитать любовь к музыке;
- Познакомить с понятием романс и его разновидности.
Репертуар: “Ночь печальна” С.Рахманинов, “Жаворонок” М.Глинка
Оборудование: проектор, магнитофон, компьютер, видео-презентация, CD-запись музыки, карточки эмоциональных характеристик.
Беседа:
- Путешествие в Большой театр;
- Тема урока;
- Цель и задачи урока (Сегодня, мы с вами познакомимся с понятием романс, узнаем историю его появления, и какие виды романсов бывают);
- Понятие романса;
- История появления романса;
- С.Рахманинов;
- И.Бунин;
- Романс “Ночь печальна” (работа с карточками);
- Антракт: игра “День – ночь”;
- М.Глинка;
- Н.Кукольник;
- Романс “Жаворонок” (работа с карточками);
- Распевка;
- Исполнение песни “Гардемарины”;
- Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент
(1 слайд, см. Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Учитель: Сегодня, мы совершим путешествие в Большой театр. (2 слайд) Побываем за кулисами, узнаем, как артисты готовятся к выходу на сцену. А самое главное то, что мы познакомимся с понятием романс, узнаем историю его появления, и какие виды романсов бывают.
Итак, мы отправляемся за кулисы. (3 слайд)
Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс.
Скажите, пожалуйста, в чём проявилась необычность романса? Чем он отличается от песни? Что такое песня? (Ответы детей.)
Посмотрите внимательно на доску и прочитайте что же такое романс? (4 слайд)
Романс – вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.
История нам рассказала именно об этом.
(5 слайд) А зародился романс, как ни странно, в Испании в 15 веке. Ну а распространение получил в 19 веке и дойдя до России покорил её и радует нас до сих пор.
В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс и авторский романс.
Городской романс – это всё равно, что народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни.
Ну а с авторским романсом всё понятно у него были конкретные авторы. С одним из таких авторов мы познакомимся прямо сейчас. (6 слайд) Это Сергей Рахманинов. С.Рахманинов – выдающийся композитор своего времени. И не только композитор, но и виртуоз-исполнитель. Его любимым инструментом был рояль. (7 слайд) На его концерты приходило огромное количество людей, зал всегда был полон. Сергей Васильевич Рахманинов жил на рубеже 19 и 20 веков. Жизнь была трудной, в том плане, что на его жизненном пути была революция и Великая Отечественная война. В 1917 году, когда в России произошла революция, Сергею Васильевичу пришлось уехать из страны, чтобы обезопасить свою семью. Он долго ездил по разным странам и в итоге обосновался в США, где и прожил жизнь. Но при этом Рахманинов всегда помнил о России, и свои произведения посвящал именно ей. В трудные минуты жизни музыка помогала Рахманинову, поэтому он старался писать вдохновенную, впечатляющую музыку. В создании романсов ему помогали стихи различных поэтов. (8 слайд) В их числе и Иван Алексеевич Бунин. Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октябрь 1870, Воронеж – 8 нояборя 1953, Париж) – русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года. Прочитав стихи И.А.Бунина С.В.Рахманинов решил написать романс. С ним мы сейчас и познакомимся.
(9 слайд) Первый номер концертной программы “Ночь печальна” ваша задача – послушать музыку, рассказать, о чём поётся в романсе и с помощью карточек-словариков определить характер музыки.
Слушание “Ночь печальна” С.Рахманинов, И.Бунин.
Работа по характеристике и содержанию романса.
(10 слайд) Вы отлично поработали. А сейчас, как в любом театре “Антракт”. А что такое антракт? (Ответы детей.)
Действительно Антракт – это время отдыха, артистам от выступления, а зрителям от концерта. Я предлагаю вам игру “День и ночь”. (Игра проводится несколько минут).
А мы вновь возвращаемся за кулисы, чтобы познакомиться ещё с одним великим русским композитором основателем русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой. (11 слайд)
Михаил Иванович Глинка выдающийся композитор, который был знаком с великими поэтами того времени Александром Сергеевичем Пушкиным и Жуковским. На их стихи было написано огромное количество романсов, но для романса, с которым мы познакомимся. М.И.Глинка выбрал стихи мало известного поэта Нестора Васильевича Кукольника. (12 слайд)
Нестор Васильевич Кукольник (8 (20) сентября 1809, Санкт-Петербург – 8 (20) декабря 1868, Таганрог) – русский писатель первой половины ХIX века.
Родился в Петербурге в семье учёного и педагога В.Г. Кукольникова, русина из Подкарпатской Руси по происхождению, приглашённого в Россию.
Итак, мы вновь отправляемся в зрительный зал,
чтобы услышать великое произведение – романс
“Жаворонок” М.И.Глинки и Н.В.Кукольника.
Ваша задача рассказать, о чём поётся в романсе и с
помощью карточек-словариков определить характер
музыки. (13 слайд)
Слушание “Жаворонок” М.И.Глинки и
Н.В.Кукольника.
Работа по характеристике и содержанию романса.
Ну а теперь пришло время самим побывать в роли
артистов. Но чтобы номер получился нужна
распевка. (14 слайд)
А исполним мы песню из известного кинофильма
“Гардемарины”, во времена гардемаринов очень
популярны были романсы и песни о любви.
Итак, на сцене Большого театра хор 5 “А” класса с концертным номером “Песня гардемаринов”, встречайте. (15 слайд)
Бурные аплодисменты. Замечательное
выступление.
А теперь подводим итоги. (16 слайд)
Как настоящие знатоки романса вы легко
справитесь с вопросами. (17 слайд)
Вопросы для закрепления:
- Что такое романс?
- Где зародился романс?
- Какие романсы вы слышали сегодня?
- Как фамилии композиторов сочинивших их?
- Какие разновидности романсов вы знаете?
На этом наше путешествие в Большой театр закончилось. Надеюсь, вам понравилась закулисная и концертная жизнь театра. (18 слайд) До новых встреч!