Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
В. А Сухомлинский
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается «взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата».
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором каждый занимает различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношения дошкольников к сверстникам меняются. Они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углубленным пониманием содержания нравственных качеств. Отношение ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с родителями, воспитателями детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Дети 5-6 года жизни уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушения – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Для формирования этих навыков идеально подходит театрально-игровая деятельность дошкольников.
Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалога и монолога, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театр, по словам С. В. Образцова, – «средство воспитания человеческих душ». Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра. Опора на преимущественно игровые моменты дает возможность ребенку не принудительно, а естественно, с удовольствием войти в мир театра, полюбить его, реализовать свои возможности.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. В результате наблюдения за детьми мы сделали вывод, что дети 5-го года жизни испытывают трудности в своих отношениях со сверстниками и взрослыми. В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения друг к другу. Я заметила, что наибольший интерес у моих воспитанников вызывает театрализованная игра, поэтому перед собой поставили цель: через театрально-игровую деятельность помочь детям сформировать навыки общения. Так, как театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, то для решения поставленной цели мной были намечены следующие задачи:
- создать для детей атмосферу, которая побуждала бы их к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;
- создать развивающую художественную среду, стимулирующую художественно-речевую и театрально-игровую деятельность;
- формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;
- развивать как вербальные (речь) так и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомима);
- активизировать словарь ребенка;
- воспитывать чувство эмпатии.
Мы предположили, что в ходе работы по решению намеченных задач, у наших воспитанников сформируются вербальные и невербальные навыки общения такие, как выразительность речи, исполнительские навыки, пластика движений, мимика, эмоциональная отзывчивость; дети станут активными, самостоятельными, способными к совместным коллективным театральным действиям. Главное – создать каждому ребенку условия для общения. Ведь в каждом маленьком человечке заложен росточек талантливости, творчества, из которого должен вырасти и раскрыться «неповторимый цветочек».
Литература:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
- Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999.
- Большой толковый психологический словарь. Т. 1 – 2; Пер. с англ. /Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Вече», 2001.
- Васильева Н.Н. Навоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1996.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982. Т.2
- Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
- Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. М., 1999.
- Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. М., 1997.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений. Мн., 2002.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1988.
- Петрова Т.И. Театральные игры в детском саду. М., 2000.
- Пожеленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
Презентация
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Авторская театральная инсценировка в стихах по сказке «Заюшкина избушка»
Авторская театральная инсценировка в стихах по сказке «Теремок»