I блок.
Обоснование актуальности основных идей опыта.
Гоголь и Бунин не могли учиться в гимназиях. Для родителей учеба мальчиков была проблемой... Прошло время – дети стали талантливыми и состоявшимися прозаиками! Блок – блестяще учился в школе и был талантливым и одаренным человеком во многих областях. Если Пушкина бы заставили сдавать ЕГЭ по математике – он остался бы без аттестата?..
На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Д. Медведев подчеркивает, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей. Интерес к проблеме развития детской одаренности и со стороны исследователей и практиков довольно высокий. Этим вопросом задаются и зарубежные ученые-исследователи, и наши соотечественники (Вергеймер М., Брушлинский А.В., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Рензулли Дж., Шадриков В.Д., Шумакова Н.Б., и др.). Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. В 90-х годах наиболее популярные концепции одаренности, созданные в рамках подхода, согласно которому одаренность рассматривается как интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности, принадлежат: Дж. Рензулли и российским ученым, разработавшим «Рабочую концепцию одаренности».
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но по мере взросления мысли о творчестве возникают все реже, многие не могут полностью реализовать свой творческий потенциал, так как им никто и никогда не объяснял, как пользоваться естественными творческими навыками и как развить их.
Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно, но существующие тесты интеллекта и креативности могут быть использованы для описания индивидуальности конкретного одаренного ребенка и отслеживания динамики конкретных показателей его психического развития.
Сравнительный анализ результатов диагностики учащихся по выраженности признаков одаренности 2006-2007 и 2008-2009 г.г.
Была исследована группа детей (класс) на определение признаков интеллектуальной, академической, психомоторной, творческой, лидерской и художественно-исполнительской одаренности, и их родители. Кроме этого был проведен анализ самоопределения предпочтительных видов деятельности детей. Предложенный учащимся тест состоял из 90 утверждений, из которых они должны были выбрать те, которые справедливы по отношению к каждому. Данная диагностика позволила определить наличие целеустремленности, потребности в творческом общении, умении управлять собой, оригинальность и богатство фантазии, умение быть настойчивым и доказательным, наличие интереса к культурным ценностям, наличие логических и аналитических навыков, стремление к техническому изобретательству, наличие стремления к простым исследованиям. Анализ результатов диагностики учащихся показал, что высокий уровень одаренности у 19%, средний – у 54% и низкий у 27% учащихся. При этом из признаков интеллектуальной одаренности слабо выражены навыки планирования, способность ставить и решать проблему, аналитический ум, из признаков академической одаренности – способность классифицировать материал, способность конструктивного овладения терминологией. Предмет математика позволяет развивать выявленные слабовыраженные признаки в полной мере.
II блок.
Определение основных приемов работы.
Только в интеграции урочной и внеурочной деятельности возможно формирование интеллектуальной одаренности школьников при обучении математике, так как появляется возможность создать особую интеллектуальную, развивающую среду.
Работа на уроке: задачи-минутки, задачи с лишними или недостающими данными, нестандартные задачи, олимпиадные задания, связанные с темой урока, устные олимпиады, мини-олимпиады, решение задач разными способами, прикладные задачи и задачи практического содержания и т.д.
Внеклассная работа: математические КВН, интеллектуальные игры, кружок, научно-практическая конференция, проектная деятельность и.т.п.
Внешкольная работа: участие в любых других мероприятиях, выходящих за пределы школы.
III блок.
Урок – основная форма работы с одаренными детьми.
На уроке интеллектуальную одаренность можно развивать, решая нестандартные задачи, олимпиадные задания, связанные с темой урока, задачи практического содержания, показывая школьникам неожиданные применения математических знаний в практической жизни, предлагая им решить одну и ту же задачу разными способами. Применяю мозговой штурм, дискуссию при обсуждении выбора способа решения задачи, широко применяю метод проекта, что позволяет ученику учиться классифицировать и отбирать необходимый материал, умение планировать, ставить и решать проблему. Школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи на незнакомую фабулу, с непривычным для них математическим содержанием.
Практическая работа занимательного характера.
Ученикам выдаются два треугольника, вырезанные из плотной бумаги, у которых основания равны и высоты равны. Требуется доказать, что треугольники равновеликие, используя линейку без делений
Игры.
Задумай число.
- Я задумала два числа. Задайте только один вопрос и, выслушав ответ, скажите, одинакового ли они знака.
- Задумайте натуральное число, умножьте его на 2, отнимите 1, умножьте на 3, прибавьте 3, разделите на 6. Получается задуманное число!
Игры с объектами и идеями…
Степа Смекалкин записал в тетради двузначное число. Потом, переставив в нем цифры местами, получил еще одно двузначное число. Затем он нашел разность полученных чисел. В ответе получился нуль. Не могли бы и вы найти число обладающее тем же свойством?
Решение олимпиадных задач.
Муха сидит в точке графика функции y = 3x – 4. Потом она перелетела в другую точку. При этом её абсцисса увеличилась на 5, а ордината увеличилась в 2 раза. Чему была равна ордината первоначальной точки
Задание с продолжением.
Запишите степень с основанием с, которую можно представить:
- в виде квадрата;
- и в виде куба;
- и в виде четвертой степени;
- и в виде пятой степени.
IV блок.
Внеклассная деятельность.
Многим детям нравится заниматься математикой в математическом кружке. По сравнению с уроком внеклассные занятия обладают рядом преимуществ. Не стесненные государственным стандартом, свободные от неизбежной официальности урока. Занятия проходят в атмосфере чистого интереса. Внеклассная работа это все, что происходит в школе вне урока. Формы ее могут быть самые разнообразные: научно-практическая конференция, заседание математического кружка, разработка и защита проекта, математический вечер, математические турниры, выпуск стенгазеты и многое другое. Тематика занятий математического кружка представлена вашему вниманию. Каждое занятие кружка тщательно продумываю, подбираю материал. Включаю в план занятия отдельные фрагменты беседы, выступления учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересные решения задач, математические фокусы, загадки-шутки, геометрические иллюзии, игры и развлечения, конкурсы, сообщения о самостоятельных «исследованиях», выпуск математической газеты и т.д. Кроме традиционных занятий были предусмотрены соревнования (математический аукцион, математическая карусель, математические бои) и решение задач на разные темы («разнобой»).
Научно-исследовательская деятельность учащихся, школьные научные общества, предметные кружки – все это позволяет найти ребенку единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Основные правила которых мы стараемся придерживаться на занятиях мат.кружка это:
- Плохих идей не бывает.
- Мыслите творчески.
- Рискуйте.
- Не критикуйте.
Внешкольная работа: участие детей в заочных предметных олимпиадах «Авангард», «Интеллект», «Кенгуру», Интернет-олимпиадах, математических каруселях, участие в любых других мероприятиях, выходящих за пределы школы; Занятия в учреждения дополнительного образования
V блок.
Имитационная игра.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю модель занятия кружка по теме «Нестандартные задачи».
Под нестандартной задачей понимается задача, у которой нет специального алгоритма решения. Например: «Пешеход вышел в 8 ч утра из пункта А в пункт В. Когда он придет в пункт В?»
Необычность задачи заключается в том, что в её формулировке ничего не говорится ни о скорости пешехода, ни о расстоянии между пунктами А и В. Необычным будет и ответ задачи.
А теперь попробуйте решить следующую задачу.
№ 1. Ученик вышел из дома в школу в 8 ч утра. В какое время он придет в школу, если до нее 1км ?
По сути, она является продолжением предыдущей (задание с продолжением).
Решение. Так как скорость ученика не может превышать 10 км/ч, то время на дорогу будет не менее 1/10 ч, то есть не менее 6 минут. Поэтому ответ может быть таким: ученик придет в школу не раньше 8 часов 6 минут.
Возможны и другие варианты ответа. Например: ученик придет в школу между 8 часов 6 минут и 8 часов 20 мининут.
Далее мы с вами решим следующие задачи:
№ 2. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
№ 3. Ученик первого класса живет на 10-м этаже, но доезжает до 7-го, а потом идет пешком. Почему?
№ 4. Вини-Пух привязал ослика к веревке длиной 10 метров, но ослик прошел триста метров по прямой. Как ему это удалось?
№ 5. Как получить прямую линию на бумаге, имея в наличии только саму бумагу и карандаш?
№ 6. Перед вами лежит модель треугольника. Всем хорошо известна теорема: сумма углов треугольника 1800.
Докажите (покажите) ее справедливость.
Можно ли математические ребусы отнести к нестандартным задачам по математике. Придумайте свои нестандартные задачи.
По традиции в конце каждого занятия кружка мы составляем «Синквейн» – это стихотворение, состоящее их 5 строк.
В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными.
Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами.
Четвертая строчка – фраза их 4-х слов, показывающая отношение к теме.
Пятая – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Давайте мы тоже с вами выполним такое задание.
(Составляем синквейн к выступлению.)
VI блок.
Результативность.
Работа по развитию интеллектуальной и академической одаренности учащихся изменила мое личное отношение к самой проблеме, помогла по другому посмотреть на детей, организацию их деятельности на уроке и во внеурочных занятиях. Потребовала глубокого изучения специальной литературы, психологии.
Любознательность моих учеников пока не угасает, они участвуют в заочных предметных олимпиадах «Авангард» (есть победители и призеры), «Интеллект», «Кенгуру», «Инфознайке», «Эрудиты планеты», олимпиада Сократ, математические интернет-карусели, им нравится ТЮФ, интеллектуальные марафоны, стали уже традицией межшкольные математические бои с учащимися МОУ СОШ № 42.
Естественно, пытаясь вырастить математиков, не забываю, что таланты детей могут проявляться и в других областях: литературе, музыке, прикладном творчестве, танцах, спорте и тому есть подтверждение (лауреаты конкурсов «Театральный звездопад», конкурс чтецов, победители танцевальных конкурсов…).
Рефлексия.
Таким образом, работу со школьниками по развитию интеллектуальной одаренности можно построить по следующему алгоритму:
- Первичная диагностика, определение проблем.
- Создание развивающей образовательной среды.
- Диагностика продвижения каждого ребенка.
- Отслеживание результатов, формирование портфолио.
Уважаемые коллеги мне было бы очень важно ваше мнение по поводу представленного опыта работы. - Что вам понравилось?
- Что бы вы мне посоветовали еще для работы по этой проблеме?
- Можно ли представленный опыт считать системой работы учителя с одаренными детьми?
И в завершение мне хочется всем пожелать:
Рождайте новые идеи, используйте игры и упражнения, чтобы «разбудить» творческую мысль, при отсутствии свежих идей переключитесь на другое упражнение, работа небольшими группами может повысить эффективность, используйте компьютер для записи всех замечаний и замыслов.