Цель:
- рассмотреть условия для проявления познавательной деятельности и формы организации деятельности учащихся на уроке;
- использование различных форм и методов проведения урока для повышения активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Подготовительный этап.
- проведение учителями открытых уроков и фрагментов уроков по намеченному графику, на которых должны показать различные формы активизации школьников на уроках с 1-го по 11-й классы. Ведь учебный процесс – это планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организации работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности.
- подготовка заместителем директора по УВР и учителями-предметниками выступлений по теме педсовета из опыта работы. Заместитель директора по УВР создаёт инициативную группу учителей МО естественных наук по подготовке и проведению педсовета.
Ход педсовета
I. Вступительное слово директора школы Куприной М.А.
Основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:
- совершенствовать системы усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;
- развивать мотивацию к учению, познавательных интересов учащихся, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
- Применять компьютерные технологи в учебном процессе;
- Проводить развивающие учебные игры и др.
- Как эффективнее организовать учебно- познавательную деятельность учащихся на уроках?
- Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке?
II. Выступление заместителя директора школы по УВР Труновой М.П.
“… не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает” К.Д. Ушинский |
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики коллективных дел.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
- привлечение учащихся к целям и задачам урока;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение учащихся в интересную для них форму работы.
“ Учение, лишённое всякого
интереса и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к учению, а учение,
основанное только на интересе, не даёт
возможности окрепнуть самообладанию и воле
ученика, так как всё в учении интересно и
необходимо брать силою воли” К.Д. Ушинский |
Условия, для проявления познавательной деятельности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Кредо учителя:
- Создать из повседневного - удивительное.
- О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
- Учить всему кратко, понятно, основательно.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;
- заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Методы обучения:
- самостоятельный поиск необходимой информации;
- метод проектов;
- тестирование;
- овладение разными учащимися разного материала;
- творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.
- эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;
- метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
- метод эмпатии (метод личной аналогии);
- проблемное обучение.
На подготовительном этапе учителями нашей школы были показаны уроки и фрагменты уроков, на которых были продемонстрированы те или иные методы и формы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. (см. Приложение 2)
Формы организации деятельности учащихся
- Коллективные
- Индивидуальные
- Коллективные
Формы и методы урока:
- деловая игра;
- пресс-конференция;
- семинар и диспут;
- урок-аукцион;
- игра;
- путешествие;
- смотр знаний и др.;
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- самостоятельная работа;
Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Созданное в нашей школе НОУ “МАНУскрипт” позволяет решать три главные задачи образовательного процесса:
- социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;
- формирования определенного уровня компетенции ученика;
- подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.
Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.
При организации работы с учебником учитель формирует умения:
- делать выписки, составлять конспекты;
- ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;
- обобщать, сравнивать, оценивать;
- выделять непонятные места в тексте;
- разбираться в причинах их непонимания;
- пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных мест;
- определять тип текста;
- определять основную мысль текста;
- разбивать текст на микротемы (блок информации);
- составлять план текста;
- составлять структурно-логическую схему;
- составлять тезисы.
Для этого учитель использует следующие компоненты учебника:
- текстовые;
- внетекстовые;
- вопросы-задания;
- упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.
Формы работы с учебником:
- репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы, конспекта по тексту
- сравнительно-аналитическая: составление таблиц, схем, рисунков
- творческая : тесты, кроссворды, тексты с ошибками.
Книга – важнейшее средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:
- важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;
- важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.
Информационные технологии:
Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).
Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Выступления учителей-предметников позволит нам представить, как на практике реализуются эти результаты.
III. Выступления учителей-предметников
(см. Приложение 3)
1.ЛялинаН.В.-учитель биологии.
Тема: “Использование возможностей
интерактивной доски на уроках природоведения и
биологии”.
Форма выступления: демонстрация методов
работы с интерактивной доской.
1. Волошинова В.В. – учитель химии, Лялина Н.В. –
учитель биологии.
Тема: “Активизация познавательной
деятельности учащихся на уроках биологии и химии
при проведении лабораторных и практических
работ, их практическая направленность и связь с
жизнью”.
Формы выступления: проведение лабораторных и
практических работ.
1. Кулаковская М.В. – учитель географии.
Тема: “Использование учебного программного
обеспечения для самостоятельной и
индивидуальной работы с учащимися на уроках
географии”
Форма выступления: демонстрация форм работы
с мультимедийной учебной программой.
1. Тихонова Т.А – учитель литературы и русского
языка.
Тема: “Использование тематических учебных
презентаций, выполненных учащимися к урокам
литературы в старших классах”
Форма выступления: демонстрация презентаций
учащихся.
1. Николаева Т.М. – учитель начальных классов.
Тема: “Использование “МИМИО” в начальной
школе”.
Форма выступления: сообщение
2. Игнатова Н.Г. – учитель истории и
обществознания.
Тема: 1. “Активизация познавательной
деятельности учащихся на уроках истории с
использованием учебных фильмов”.
Форма выступления: демонстрация учебного
фильма подготовленного учителем для урока.
2. “Исследовательская и проектная деятельность учащихся в рамках НОУ “МАНУскрипт”.
Форма выступления: сообщение.
- Белова Е.В. – учитель истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК.
- Трунова М.П. – заместитель директора по УВР.
Тема: “Использование созданных учащимися видеороликов и презентаций на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК”.
Форма выступления: демонстрация видеоролика “Памятники г. Колпино”
Заключительно слово.
Результативность:
- активизируется познавательная деятельность;
- возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
- формируется творческое мышление;
- развиваются коммуникативные способности;
- выполняются задания исследовательского характера;
- применяются полученные знания в жизни.
Проект решения педагогического совета:
- на заседании методических объединений по предметам обсудить возможности использования на уроках и во внеурочной деятельности методы проектов, тестирования, эвристической деятельности, проблемное обучение и др.;
- включить в план работы на 2010-2011 учебный год предложенные методы, учителям-предметникам выбрать тему, над которой они будут работать в следующем учебном году;
- создать рабочую творческую группу учителей разных предметов для организации совместной самостоятельной исследовательской и проектной деятельности и участия в олимпиадах, смотрах, научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.