Задачи:
- Актуализировать словарь по теме «Посуда».
- Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
- Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
- Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
- Развивать физиологическое дыхание.
Оборудование:
- игра «Чего нет?»;
- предметные картинки с изображением посуды;
- телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
- мнемодорожки для составления предложений;
- мнемотаблица на слово «чашка»;
- игра «Собери разбитую посуду»;
- опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.
II. Введение в тему занятия.
1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.
2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:
- У меня нет чашки.
- У меня нет чайника. И т.д.
Картинки помещаются на фланелеграф.
Рисунок 1
3. Сообщение темы и задач занятия.
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.
III. Упражнение на пространственное ориентирование.
- Назовите предмет, который находится справа от чашки.
- Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.
Названные предметы убираются. Остается чашка.
IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».
1. Рассматривание таблицы.
Рисунок 2
5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.
2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.
V. Упражнение «Подуем на чай».
Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.
- Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
VI. Составление предложений по мнемодорожкам.
Рисунок 3
- От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.
- От Федоры убежала голубая чашка.
- От Федоры убежал красный чайник. И т.д.
VII. Игра «Склей разбитую посуду».
Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.
- Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.
- Я склеила голубую чашку.
- Я склеил зеленую кастрюлю.
VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».
Рисунок 4
- Рассматривание картинок.
- Рассказывание стихотворения ребенком.
- Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.
В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.
IX. Отгадывание мнемозагадок.
Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.
Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.
Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.
Рисунок 5
Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.
Рисунок 6
Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.
Рисунок 7
X. Физкультурная минутка.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик». Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.Присели, одна рука на поясе. Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.Кружатся, рисуя руками круг. Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.Руки сомкнуть над головой. Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.Ложатся на ковер, вытянулись.
XI. Составление рассказа-описания чайника.
1. Отгадывание загадки.
Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.
3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.
- О чем мы скажем сначала?
- Это чайник. Чайник – это посуда.
Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.
Рисунок 8 |
4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.
- О чем мы скажем потом?
- О цвете.
- Какого цвета наш чайник?
- Чайник красный.
5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур
- О чем нужно сказать теперь?
- О форме.
- Какой формы чайник?
- Чайник круглый.
Аналогично разбираются следующие пункты плана:
6. Величина.
7. Материал.
8. Из чего состоит.
9. Для чего служит.
10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой.
Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка,
стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.
11. Составление рассказов-описаний детьми
XII. Подведение итогов занятия.
- Что научились делать на занятии?
- Что понравилось больше всего?
Федора приносит угощение для детей.