Бинарный урок по теме "Московский Кремль". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Обобщение знаний, полученных учащимися в процессе изучения истории Московского Кремля.
  2. Развитие познавательного интереса детей через использование нестандартных форм занятий (изготовление макета, использование инсценировки, интегрирование знаний по истории и математике).
  3. Развитие умения работать индивидуально и коллективно с одноклассниками, сотрудничая при решении учебных задач.

Подготовительная работа с учащимися:

  1. Изготовление макета Московского Кремля из бумаги.
  2. Подготовка небольшого рассказа об одной из башен Московского Кремля по плану:
    - Когда сооружена башня (назовите век)?
    - Между какими другими башнями оно находится?
    - Почему башня имеет такое название? Имела ли она другое название раньше?
    - Каковы внешние особенности данной башни?
    - Чем интересна её история?

Оборудование.

  1. Макет Московского Кремля (или изображение башен на презентации) [1].
  2. Иллюстрации картин А. Васнецова с изображением Московского Кремля в разные эпохи.
  3. Презентация по теме. (Приложение 1)
  4. Таблички с надписями башен для инсценировки.
  5. Карточки со схемой Московского Кремля.
  6. Карточки с таблицей «Башни Московского Кремля» и заданиями по математике.
  7. Карточки для голосования.
  8. Призы победителям.

Ход занятия.

Вступительное слово: У каждого государства и народов, проживающих в нем, есть святые места, памятные места, которые являются центрами зарождения городов и государств, визитными карточками этих стран, их истории и культуры. Для греков это Акрополь в Афинах, для итальянцев – Римский форум, для чехов – Градчаны в Праге. Для нас, живущих в России, это Московский Кремль.

Сегодня наше занятие будет посвящено Московскому Кремлю – уникальному архитектурному и историческому памятнику нашего народа. Вы долго готовились к этому дню. Сегодня вы сможете продемонстрировать свои достижения по нескольким предметам одновременно. Но прежде, чем мы приступим к работе, вам предстоит ответить на несколько вопросов.

Вопросы:

  • Что означает слово «Москва»?
  • Вспомните, когда в летописи впервые упоминается Москва?
  • Как звали князя, по приказу которого был выстроен деревянный кремль из дубовых бревен?
  • Почему Москву в конце XIV века стали называть белокаменной?
  • Чем прославился в истории московский князь, по приказу которого был построен каменный Кремль из подмосковного известняка?
  • Из какого материала был сделан новый кремль при Иване III?

Ведущий:

Строили Кремль русские мастера, а проектировали фрязины – приглашённые из Италии архитекторы, которые производили все расчёты, делились секретами мастерства.

Вот и вам сейчас будут предложены задания, которые потребуют от вас знаний по математике. Посмотрим, кого из вас возьмут на работу по строительству Кремля итальянские специалисты?

Вопросы по математике:

  1. Спасская башня Кремля была построена в 1491 году и стоит до наших дней.
    Сколько лет стоит Спасская башня_________________________________
  2. Кремлевские башни имеют высоту:
  • Тайницкая – 38м 40см = ___
  • Водовозная – 61м 25см = ___
  • Беклемишевская – 46м 10см = ___
  • 1-ая Безымянная – 34м 15см = ___
  • 2-ая Безымянная – 30м 26см = ___
  • Константино-Еленинская (Тимофеевскя) = 36м 80см___
  • Набатная – 38м = ___
  • Царская – 16м 70см =___
  • Спасская – 71м = ___
  • Сенатская – 34м 30см = ___
  • Никольская – 70м 40см = ___
  • Угловая Арсенальная – 60м 20см = ___
  • Средняя Арсенальная – 38м 90см = ___
  • Троицкая – 80м = ___
  • Кутафья – 13м 50см = ___
  • Комендантская – 41м 25см = ___
  • Боровицкая – 54м 5см = ___
  • Оружейная – 32м6 5см = ___

А) Выразите высоту всех башен Кремля в сантиметрах.

Б) Запишите название и высоты (в сантиметрах) самой высокой и самой маленькой из башен. На сколько высота одной из них больше другой?

  1. При раскопках на территории Кремля были обнаружены 3200 монет. 48/100 из них были золотые, 2/8- серебряные, а остальные – чугунные. Сколько золотых, сколько серебряных и сколько чугунных монет было найдено во время раскопок?

Решение:__________________________________________________________________________

(Учащиеся выполняют задания по математике, которые демонстрируются в презентации. По окончании вычислений производится взаимопроверка результатов работы. Определяется ученик, добившийся лучших результатов. Если несколько учащихся имеют одинаково высокий результат, то им предлагаются дополнительные задания из презентации.)

Ведущий: Все успешно прошли испытания и допущены к строительству Кремля. Давайте представим, как строился город, сыграв в небольшую музыкальную игру.

(Проводится физкультминутка с участием помощников.)

Помощники:

Строим город и играем,
Все движенья повторяем,
Мы копаем, мы копаем,
Надо покидать – кидаем.
Выбираем лес и рубим,
И лениться мы не будем.
А теперь раствор мешаем,
Смело гвозди забиваем.
Рубим-рубим, пилим-пилим,
Город строем, всё осилим! [7]

Ведущий: Вы все, ребята, готовясь к сегодняшнему занятию, участвовали в большом проекте. Вы мастерили из бумаги в масштабе макет современного Московского Кремля. Сегодня он перед нами и гостями нашего занятия – вашими родителями.

Каждая из башен, над которой вы работали, имеет неповторимый облик, свою историю. Вы не только склеили маленькую копию Московского Кремля, но и многое узнали о происхождении названий башен, их истории, особенностях. И сегодня каждый из вас сможет проявить себя ещё и в роли экскурсовода.

Но прежде, чем мы приступим к этой части проекта, приготовьте таблицы и схемы Московского Кремля. По ходу рассказа ребят отмечайте особенности башен в таблицах. Постарайтесь понять, как давали названия башням, почему одни из них круглые, а другие прямоугольные. Обратите внимание, с какой башни началось строительство нового Кремля, какой закончилось. Какая, на ваш взгляд, башня самая красивая.

Не прерывайте рассказы ребят, записывайте то, что успеваете. Можете использовать условные знаки, которые помогут сократить записи. Следите за рассказом товарищей по схеме.

Образец таблицы «Башни Московского Кремля»

Название башни Особенности башни
1. Боровицкая  
2.  

Ведущий: Будьте готовы выбрать среди ребят самого лучшего экскурсовода по Московскому Кремлю. После воображаемой экскурсии каждый из вас и присутствующих гостей выберет два самых лучших выступления. Победителя ждёт приз зрительских симпатий.

(Учащиеся проводят воображаемую экскурсию, рассказывая об одной из башен по плану. После окончания экскурсии учащиеся и родители определяют по два лучших выступления. Организуется подсчёт голосов. Определяется лучший экскурсовод.)

Ведущий: Макет удался на славу. Башни стоят как живые. Иногда даже кажется, что они, беззвучные днем, по ночам разговаривают и даже спорят. Послушаем, о чём они говорят.

Инсценировка «О чем башни говорят…»

1. Знаете что, сестрицы, а ведь самая знаменитая это я, Тайницкая башня. Меня мастера первой руки построили. В 1485 году. Правда, не обошлось потом без перестройки. Но я – самая древняя.

2. Нет, самая известная это я, Царская башня. Я самая молодая. Мне еще и трех сотен лет нет.

3. Ну, что вы говорите? Кто может со мной сравниться? Я, Троицкая башня, – башня - великан. Мой рост 80 метров. Я – самая большая.

4. А я – самая маленькая! Знаете поговорку: «Мал, да удал»? Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и 14 метров нет, зато я предмостная, сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.

5. Нет, сестрицы, мы все особенные. Нас всех двадцать сестер, и хоть есть между нами сходство, но у каждой есть и особенности, свое лицо.

6. И, правда! Вот нас, проездных башен, пять. Все мы тут: вот Спасская, Боровицкая, Троицкая, Константино-Еленинская и я, Никольская башня. Все дороги ведут в Москву. А в Москве все улицы к Кремлю сходятся. А в Кремль люди через наши ворота идут.

7. А моя слава в прошлом. Через меня, Константино-Еленинскую башню, теперь уже люди не ходят. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни уже не первое столетье. Много промелькнуло передо мной событий. Многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.

8. У меня тоже заслуги есть. И немалые. В былые времена Москва - река текла почти возле меня, Москворецкой башни. И возле меня река соединялась со рвом, заполняя его водой. Голубая лента опоясывала кремль, и все мы, башни, были словно на острове. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки. Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я, как враги убегают.

5. Да, много видела схваток ты, Москворецкая башня!

8. Но я еще не все сказала. Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и статной башни, как я, больше нет в Кремле.

9. Но с этим я, Набатная башня, могу поспорить. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая, как сверкают на мне белокаменные украшения. Ах, если б только вы слышали, каким громким и пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Под моим шатром весел колокол, отлитый из гулкой бронзы с примесью серебра. Как только с вышки подавали сигнал тревоги, мои лихие караульщики ударяли в колокол, и по всей Москве разносились звуки набата – тревоги. Любили меня все, холили и украшали. А потом случилось несчастье…

5. Что же случилось?

9. Приключился в Москве в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в колокол, и по гулкому звуку вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали, но зачинщиков, ударивших в набатный колокол, найти не удалось – убежали они за Дон в вольные казацкие степи. Тогда-то Екатерина II, рассердившись, и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса: стою нарядная, а петь не могу.

4. Совсем не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить! Разве нас строили для того, чтобы мы красовались? Мы, башни, - первейшие защитницы Кремля. Вот меня в старину люди прозвали «Кутафья». Теперь правда редко кто это слово понимает. Кутафьей в былое время шутливо называли нескладно одетую женщину. Даже была загадка: «Маленькая кутафьишка в тесном месте сидит.» Сообразительный человек сразу отвечал: «пуговица». Вот и я на пуговицу похожа. Но в нас, башнях, не красоту ценить надо, а силу и мощь.

10. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности. Вот у меня, угловой Арсенальной башни, стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. Посмотрите, какая я высокая. И в нынешние времена 60 метров – немалая высота, а в старину меня почитали как башню - великана, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моем подземелье бьет тайник - колодец. Сотни лет не иссекает струя, сотни лет даю я людям вкусную и чистую воду. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и непреступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.

1. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник - колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Поэтому меня и Тайницкой башней назвали. Только давным-давно это было…

5. Да, у каждого из нас своя история. Мы хоть и Безымянные башни, а тоже на своем веку многое повидали.

Ведущий:

Макет Кремля сумели склеить.
Хотите знания проверить,
Что по крупицам получали,
Когда статьи про Кремль читали?
Мы по Кремлю прогуляемся снова,
Для вас викторина у нас уж готова.
На каждый вопрос отыщите ответы,
Вам ведь по силам знания эти.
Вы догадались, ребята, наверно, -
Среди трех ответов один будет верный. [1]

Викторина «Московский Кремль». [1]

1. Какая из башен Кремля самая древняя?

  • Боровицкая башня
  • Безымянная башня
  • Тайницкая башня +

2. Какая из башен Кремля самая молодая?

  • Сенатская башня
  • Царская башня +
  • Оружейная башня

3. Какая из башен Кремля самая высокая?

  • Троицкая башня +
  • Набатная башня
  • Водовзводная башня

4. Какая из башен Кремля самая маленькая?

  • Никольская башня
  • Кутафья башня +
  • Константино-Еленинская

5. Сколько в Кремле всего башен?

  • 15
  • 18
  • 20 +

6. Сколько в Кремле проездных башен?

  • 3 (Спасская, Боровицкая, Троицкая)
  • 5 (Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константино -
  • Еленинская) +
  • 4 (Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская)

7. Какая из башен стоит впереди всех стен?

  • Кутафья башня +
  • Спасская башня
  • Петровская башня

8. У каких двух башен одинаковые названия?

  • Набатные башни
  • Безымянные башни +
  • Царские башни

9. Какая из кремлевских башен стоит ближе всего к Москве - реке?

  • Водовзводная башня
  • Москворецкая башня +
  • Благовещенская башня

10. Сколько кремлевских башен украшены звездами?

  • Звездами украшены все башни
  • Звезды имеют башни через одну
  • Звезды есть у пяти башен +

(Если победитель в ходе викторины сразу не выявлен, можно предложить следующие задания)

Ведущий: Московский Кремль для нас – это памятник истории и культуры, а для наших предков – это прежде всего оборонительное сооружение. Высота стен колеблется от 5 до 19 метров, а толщина от 3,5 до 6,5 метров. Он сложен из кирпичей весом 8 кг каждый. Протяженность стен 2235 метров. Они окружают площадь около 28 гектаров.

Задание 1. Сложите по кирпичику стену со словами русской пословицы о Москве – защитнице всех русских городов. [6]

(Ответ: «Москва – всем городам мать»).

Задание 2. Определите с помощью схемы, какая круглая башня изображена в центре картины А. Васнецова «Московский кремль при Иоанне III».

(Ответ: Москворецкая башня)

Задание для гостей занятия. Расшифруйте ребус.

(Подведение итогов занятия. Вручаются призы лучшему математику, лучшему экскурсоводу и знатоку Московского Кремля.)

Литература

  1. Журнал «Веселые уроки», №4 2001 - №12 2002.
  2. Осетров Е. Мое открытие Москвы. – Изд. «Детская литература», 1981.
  3. Броцкий Я. Москва. Спутник туриста: Путеводитель. – М.; изд. «Московский рабочий», 1987.
  4. Егоров Е., Тихомиров О. Стены древнего Кремля. – М., изд. «Малыш», 1985.
  5. Мельник Л. Москвоведение: учебное пособие для 3- 4 классов. – М.; изд. «Информпечать», 1998.
  6. Игнина Г., Горелова Н. Здравствуй, Москва! Рабочая тетрадь по москвоведению для 2-го класса – М; 1999.
  7. Журнал «Читаем, учимся, играем», №6, 2010, стр.15.