Цель курса
- Иметь научное представление о социологическом подходе к личности, о природе возникновения социальных общностей и групп.
- Учиться видеть мир не только своими глазами, но и глазами других людей.
Задачи курса
- знать формы социальных взаимодействий;
- владеть основами социологического анализа;
- развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся;
- воспитывать гражданскую позицию у учащихся, толерантность.
Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 8-10 часов лекций и практических занятий в том числе.
Модуль 1. Что такое социология? 2 ч.
Модуль 2. «Я среди людей» 2 ч. (3).
Модуль 3. «Я – социолог» 2 ч. (3)
Итоговое занятие, 2 ч.
Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов; относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, философии, т. е. дается возможность учащимся окунуться в мир тех предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. И главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, обращаясь непосредственно к их «Я» и опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира».
Модули программы курса включают, например, такие упражнения:
Упражнение № 1.
Мир разделен для нас на …
- бедных и богатых
- …
Упражнение «Стереотипы»
– В какой среде больше преступников?
– Полезны ли молочные продукты?
Практикум: составьте социальную автобиографию.
Немаловажным является и то, что курс выстроен как межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, через опыт и сотрудничество учитель-ученик, а также учитывая индивидуальные особенности и потребности обучающихся.
Упражнение
– Образуйте слова, обозначающие мобильность, от корня «бег (ж)», от корня «вол», от корня «слуг».
Упражнение «Цветной словарь».
Многие слова в нашем лексиконе отражают те или иные социальные явления, связаны с социальным статусом, социальной ролью. Например: белые, красные…
Попробуйте продолжить «цветной словарь».
… чулок
… воротнички
… кровь
Курс выстраивается как система интерактивных форм деятельности (деловые и ролевые игры, тренинги, метод проектов и исследования и др.), стимулирующие познавательную активность обучающихся и позволяющую им работать самостоятельно с различными источниками информации.
Упражнение, направленное на формирование умений интерпретировать социальную информацию по определенной теме из оригинальных текстов, например, отрывок из романа А. Дюма, «Двадцать лет спустя».
Упражнение, направленное на формирование умений анализировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, например, через аудиовизуальный ряд.
Упражнение, направленное на формирование умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: например, определить, какие вопросы составлены правильно, а какие имеют ошибки. Исправить вопрос с допущенной ошибкой.
- Является ли современная Англия по форме правления монархией или республикой?
- Какой оценки заслуживает ученик, выполнивший все требования учителя, - «удовлетворительно» или «хорошо»?
Упражнение, направленное на формирование умений осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике: например «Проблемы, волнующие старшеклассников».
Научившись настоящему социологическому мышлению, повзрослевший ученик сможет лучше жить, меньше конфликтовать с обществом, удачней строить свою карьеру, продуктивней отдыхать.