Занятия по конструированию из бумаги в подготовительной к школе группе "Незнайка и коротышки из Цветочного города"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие 1 - «Коротышки»

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей со способами бумажной скульптуры.
  • Продолжать учить анализировать образец и самостоятельно подбирать необходимый материал для изготовления поделки.
  • Закрепить умение закручивать круг в конус, прямоугольник в цилиндр.
  • Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления поделки, сочетать плоскостные и объемные элементы.
  • Развивать внимание, воображение детей, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать усидчивость и аккуратность

Подготовка к занятию:

Чтение сказки Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Заранее приготовить из цилиндра от туалетной бумаги фигурку Незнайки (из цветной бумаги) и корзиночку способом «переплетение», которую привязывают к воздушному шарику. В корзиночку сажают Незнайку.

Приготовить цилиндрики от туалетной бумаги, разные по высоте и диаметру (примерно по 2шт. на каждого ребёнка).

Нарисовать фигурки коротышек в объёме и в цвете.

Приготовить полоски цветной бумаги ( по размеру рулончика) для каждого образца нарисованного коротышки и несколько дополнительных полосок разного цвета (для костюмчиков). Для каждого ребёнка полоски белого цвета по размеру рулончика ( для головы). Полоски и кружочки разного цвета по размеру рулончика (для волос). Кружочки разного цвета d-8,9,10см. (для юбочек, шапочек). Готовые выкройки «рубашечек» разного цвета. Готовые плоскостные ручки розового цвета (по2шт. на человека) и шаблоны ножки ( на каждого ребёнка).

Обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей. Ножницы, простой карандаш, фломастеры, клей, салфетка.

У воспитателя - набор цветной бумаги, полоски цв.бумаги (по размеру рулончика-цилиндра), кружочки d-10 см., шаблоны кружочков и «рубашечек», ножницы, клей.

Ход занятия

Вос.: Ребята, к нам сегодня в гости прилетел….

(Достаёт фигурку Незнайки)

Вы узнали гостя? Правильно, это Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я путешествую на воздушном шаре и сегодня ветер принёс меня к вам в гости. Я узнал, что вы читаете книжку про меня и моих друзей. Вам понравились мои друзья- коротышки? Кто помнит, как их зовут? А вы бы хотели с ними поиграть? Но я не знаю, как это сделать……

Вос.: Зато я знаю. Мы с ребятами многому научились и можем сами смастерить человечков и поиграть с ними, только мы не знаем как выглядят коротышки.

Незнайка: Ну это просто! Ведь Тюбик нарисовал портреты всех коротышек и некоторые я взял с собой.

Вос.: Это совсем другое дело! Давайте рассмотрим их.

(Все портреты вывешиваются, и дети их рассматривают)

Ребята, я предлагаю наших коротышек сделать из бумаги.

Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похожи все человечки? (Дети: на цилиндр)

Значит из чего их можно сделать? (Из бумажных цилиндров)

Мы уже однажды с вами делали таких человечков. А у меня как раз скопилось много цилиндриков от туалетной бумаги. Давайте мы их и используем.

Вос.: Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним, как сделать голову человечку? ( Дети: обклеить половину цилиндра белой бумагой).

А костюмчик? ( Дети: обклеить две трети цилиндра цветной бумагой).

А как можно сделать юбочку для девочек? (Дети: Из кружочка с вырезанной серединкой).

А ручки с ножками? ( Готовую ручку обклеить с двух сторон рукавчиком, а ножки вырезать по трафарету и приклеить во внутрь цилиндра)

Можно заранее приготовить несколько вариантов ручек и ножек, а дети сами выберут то, что им подходит.

А как можно сделать шапочки? ( Дети: из цилиндра, из конуса закрученного из кружочка).

Все ответы детей сопровождаются показом действия воспитателем на пустом цилиндре.

А сейчас я вам покажу, как сделать причёски мальчикам и девочкам. Их можно сделать из кружочка или полосочки бумаги. Я надрезаю заготовку на тоненькие полосочки, приклеиваю к краю цилиндра, а потом ножницами подравниваю причёску как мне хочется. (Воспитатель показывает и одновременно объясняет свои действия)

Незнайка:Я вижу, вы и правда много знаете, а теперь хочу посмотреть как вы умеете работать. Выбирайте себе коротышек.

(дети выбирают себе портреты коротышек по желанию)

Вос: Ребята, рассмотрите своирисунки и подумайте, как можно сделать вашего человечка, что вам для этого надо, подойдите к столу и возьмите всё необходимое для изготовления вашего человечка.

Дети приступают к работе. Воспитатель подсказывает и помогает детям по мере необходимости. Дети по желанию могут изменить цвет костюмчика, волос, причёску, внести свои дополнения.

По окончании работы воспитатель помогает ребятам нарисовать лица коротышкам, и все фигурки выстраиваются на столе.

Вос.:Незнайка, посмотри, похожи ли наши человечки на твоих друзей?

Незнайка: Ой, братцы, как похожи! Как настоящие!

( затем Незнайка хвалит каждого ребёнка за умение передать образ его коротышки. Например: Саша, какой ты молодец и Пончик у тебя получился такой толстенький, румяненький, а причёска, ну точь в точь как у нашего Пончика. Ребята по желанию рассказывают про своих героев)

Вос.: Ребята, сегодня наше занятие закончено. Вы молодцы, постарались. Но это ещё не конец. Незнайка, ты никуда не улетай, погости у нас. Завтра мы тебе покажем, что мы ещё умеем делать.

Занятие 2 - "Дома коротышек"

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей со способами бумажной скульптуры.
  • Учить детей применять свои знания и умения для создания поделки по заданным условиям.
  • Закрепить умение скручивать цилиндр, высокий и низкий конусы, обклеивать коробочки цветной бумагой, соединять детали между собой.
  • Развивать умение самостоятельно "включать" способ конструирования.
  • Развивать внимание, воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать эстетический вкус.

Подготовка к занятию: Подготовить на каждого ребёнка простые карандаши (положить в коробку), ластик, ножницы, линейку, клей, салфетку, фломастеры, листы белой бумаги.

Приготовить цветной картон, наборы цв.бумаги.

Из цв.картона приготовить круги, полукруги, а также шаблоны для изготовления кругов разного диаметра: от 10 до 20см.

Приготовить пустые коробочки разного размера (небольшие - от лекарств, кремов).

Расставить на столе изготовленные на предыдущем занятии фигурки коротышек.

Предварительно поиграть с детьми: построить необычные дома используя строительный материал - кубики, кирпичики, цилиндры, конусы, пластины. Рассмотреть несколько вариантов домов.

Ход занятия.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я очень ждал новой встречи с вами. (Обращает внимание на коробку с карандашами) А что это у вас в коробке?

Вос.: А здесь лежит загадка.

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья!
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход.

Дети: Это карандаши.

Незнайка:А разве можно одним карандашом построить башню или дом?

Вос.: Незнайка, разве ты не знаешь, что прежде чем построить дом, его надо сначала нарисовать. Эскиз дома – необходим чтобы знать какой материал необходимо приготовить, с чего и как начать строительство.

Незнайка: Теперь понятно. А вы сегодня будете строить дом?

Какой дом? Для кого дом?

Вос.: Не дом, а дома. Дома для наших коротышек

Незнайка: Как вы их нарисуете, если вы их ни разу не видели?

Вос.: Вот в этом то и интерес! Мы не видели, как выглядят дома коротышек, но мы можем их сами придумать, нарисовать и построить.

Незнайка: Вот здорово! Я тоже хочу новый дом и такой, чтобы все сразу видели, что это домик Незнайки.

Вос.: Ну что ж тогда начнём.

Раз основу нашего Незнайки составляет цилиндр, то и до будет цилиндрической формы (рисует на доске).

А крыша дома будет походить на Незнайкину шляпу с полями и кисточкой. (рисует на доске).

Нарисуем окна и дверь - вот эскиз дома готов.

А теперь и вы ребята берите простые карандаши, фигурку своего коротышки и садитесь за стол. Придумайте и нарисуйте такой домик, чтобы было видно, кто живёт в этом домике.

(дети рисуют эскизы домов для коротышек. Воспитатель помогает детям найти индивидуальность дома, где то подскажет, где то натолкнёт на мысль, но не придумывает и не рисует за детей).

Незнайка: Ну вот нарисовали. А дальше то что?

Вос: А дальше самое интересное. Мы берём картон, цветную бумагу, ножницы и клей. Дети, вы готовы? (Да)

Но у меня есть четыре условия: основа дома – цилиндр, крыша - конус, домик должен походить на своего хозяина и соответствовать по размеру.

А теперь подойдите к столу и выберите тот материл который вам нужен для строительства вашего домика.

Дети со своим эскизом подходят к столу и подбирают заготовки (прямоугольники, круги, коробочки) для своего домика.

Если нет нужной детали воспитатель помогает приготовить нужную заготовку. По мере работы дети могут ещё взять тот материал, который им необходим.

Дети начинают работать, используя уже знакомые способы конструирования: закручивают цилиндр, высокий и низкий конусы, обклеивают коробочки цветной бумагой, загибают стороны прямоугольника к середине (двери), для украшения используют элементы аппликации. Желательно чтобы дети в процессе работы пользовались линейкой ( для измерения), придерживались эскиза (хотя бы основа дома) и "включали" фантазию.

По окончании работы все дома выставляются на столе (без коротышек). Незнайка рассматривает дома и угадывает где чей домик. Если домик "угадался" правильно, ребёнок ставит около него своего коротышку и объясняет, почему он сделал именно такой домик.

Незнайка: Ребята, какие же вы молодцы! Порадовали и меня и моих друзей - коротышек: замечательные у вас дома получились! Теперь моя очередь для вас сюрприз готовить. А какой вы узнаете завтра. Пока-пока, до новой встречи!

Занятие 3 – « Цветочный город»

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить со способами бумажной скульптуры.
  • Учить детей применять свои знания и умения для создания поделки по собственному замыслу.
  • Закреплять умение скручивать цилиндр из прямоугольника и с помощью карандаша, соединять детали между собой , применять и сочетать объёмную и плоскостную аппликации.
  • Закрепить умение пользоваться техникой «плетение».
  • Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования.
  • Воспитывать эстетический вкус.

Подготовка к занятию: На большом листе ватмана приклеить вырезанную из зелёной бумаги поляну и вырезанную из синей бумаги речку.

На каждого ребёнка приготовить по набору цветной бумаги, ножницы, линейку, простой карандаш, клей, фломастеры.

Каждому ребёнку приготовить по 4 полоски тёмно-коричневого цвета размером 1см. на 15см. и по 15 полосок светло- коричневого цвета размером 1см. на 4см. А так же готовую «дорожку» выполненную в технике «плетение» - для образца.

Приготовить выполненные на предыдущих занятиях фигурки человечков и их домики.

Ход занятия

Дети подходят к столу, накрытому салфеткой.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я так ждал встречи с вами. Но сегодня я пришёл не с пустыми руками. Как и обещал, я приготовил для вас сюрприз.

(Снимает со стола салфетку – перед детьми большой лист ватмана с приклеенной по середине круглой зелёной поляной и речкой)

Вот! Я сам его сделал!

Вос.: Незнайка, но что это?

Незнайка: Это ваш будущий Цветочный город! Вот это наша центральная поляна, а это Огурцовая река. Я старался сделать всё точь в точь как в нашем Цветочном городе.

Вос.: Спасибо Незнайка, ты и правда нам очень помог. Мы на этой поляне построим свой Цветочный город, вернее часть Цветочного города – дворик, где будут жить наши коротышки. Дома у нас уже есть, давайте мы их расставим вокруг большой поляны.

(Сначала дети расставляют свои дома вокруг поляны по желанию. Потом мы смотрим и советуемся, как лучше поставить дома, чтобы было красиво и удобно. Дети могут попробовать несколько вариантов. Выбираем самый лучший).

Незнайка:Да, у вас получился дворик, но какой-то не очень красивый и не очень уютный.

Вос.: Не спеши Незнайка, ведь это только начало. Ребята, давайте подумаем как можно украсить двор, что обычно для этого делают?

(Дети: Сажают траву, цветы, деревья). Правильно.

А чтобы людям было удобно ходить, но при этом они не топтали бы траву и цветы? (Дети: Делают дорожки)

Молодцы, для украшения нашего дворика мы сделаем траву, деревья, цветы и смастерим дорожки.

А что ещё можно сделать чтобы коротышкам было удобно и интересно жить в своём дворике?

(Подвести детей к мысли что можно ещё сделать качели, лавочки, карусель, мостик через речку и т.д.)

Вос.:Давайте мы каждый сделаем по одной дорожке, от своего домика до полянки, а потом каждый выберет что бы он ещё хотел сделать для украшения нашего дворика в Цветочном городе. Чтобы было красиво, я предлагаю все дорожки сделать одинаковыми (показать образец дорожки, выполненной переплетением). Мы переплетём полоски тёмно-коричневого и светло-коричневого цветов, и у нас получится дорожка как бы вымощенная кирпичом.

(Дети берут уже готовые полоски и выполняют дорожку шириной 4см. и длиной около 15см. техникой «плетения». С техникой «плетения» дети хорошо знакомы. По мере выполнения каждый ребёнок приклеивает свою дорожку, соединяя свой домик с поляной).

Вос: Посмотрите как красиво уже получается. А теперь подумайте, что бы вы ещё хотели сделать для коротышек, чтобы их двор был красивым и уютным? (Дети по желанию выбирают то, что бы они хотели сделать, а воспитатель помогает подобрать материал. Ориентировочно это могут быть деревья и кустики, скамеечки, мостик через речку, качели, лебеди и трава на речке, клумбы с цветами)

Дети самостоятельно выполняют свою поделку, используя все знакомые способы конструирования из бумаги.

В конце занятия дети расставляют изготовленные поделки на поляне, дополняя композицию.

Незнайка: Братцы, вот это да! Красота то какая! А цветов то сколько!

Настоящий Цветочный город с дорожками, с клумбами!

А это что? Мостик!(Важно, чтобы Незнайка отметил каждую новую поделку, сделанную детьми, похвалил за качество выполнения, за выдумку).

Вот бы сюда моих друзей коротышек - мы бы поиграли…

Вос.: В чём же дело? Ребята, ну-ка и доставайте своих коротышек и все вместе поиграем.

Дети достают своих человечков и играют в Цветочном городе.
В дальнейшем город можно расширить, дополнить

Приложение.