Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы в команде, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.
Задачи: учить систематизировать, классифицировать, осмысливать материал, выделять главное, учить пользоваться программой Power Point для оформления результатов, учить кратко и чётко излагать свои мысли на этапе презентации проекта.
Ход проекта
I. Отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро.)
- Назовите тему урока. (Озера.)
- Что такое озеро?
- Как вы думаете, сколько озер насчитывается в нашей стране? (Более 1 млн.)
II. Проблематизация.
1. Просмотр презентации (Приложение). (Подготовлена учителем. Самое интересное об озерах, красота озер).
2. - Что вы можете сказать об озерах? Какие они?
- Какие эпитеты подойдут к слову «озера»? (Разнообразные, загадочные, интересные, необычайные, уникальные.)
- Почему озера неодинаковые? Почему они такие разные? От чего это зависит? Назовите причины.
(Дети однозначно не могут ответить на вопросы учителя. Проблема.)
3. Определение темы проекта.
- Сможем ли мы сейчас сразу ответить на данные вопросы?
- Что для этого нужно? (Изучить эту тему.)
- Я предлагаю вам выполнить проект . Вы согласны?
- Давайте определим тему проекта. (Дети предлагают разные варианты. Выбирают тему – «Эти необычайные озера».)
III. Целеполагание.
- Какова цель нашего проекта?
- Что мы должны сделать, чтобы определить, чем озера различаются между собой и чем похожи? Каковы задачи проекта?
IV. Планирование.
- Вопросов много, работа большая и чтобы все успеть сделать я предлагаю вам разделиться на группы. Деление на группы.
1 Группа. Ботаники.
- Какие задачи поставим перед собой при изучении растительного мира озер? (Исследовать и сравнить растительный мир озер.)
2 Группа. Зоологи.
- Какие задачи поставим перед собой при изучении животного мира озер? (Исследовать и сравнить животный мир озер.)
3 Группа. Географы.
- Что будут исследовать географы? (Происхождение озер, их величину, глубину, климат, соленость.)
4 Группа. Экологи.
- Кто такие экологи?
- Что будет исследовать эта группа? (Какие проблемы есть у озер, как их решают, что можем предложить мы для решения экологических проблем озера.)
5 Группа. Энциклопедисты.
- Могут ли у озера быть какие-нибудь загадки?
- Чем займутся энциклопедисты? (Интересными фактами, загадками, чудесами озер.)
- С чего начнет работу каждая группа? (С работы по сбору информации по своему направлению.)
- Где будем искать информацию? (В энциклопедиях, справочниках, интернете.)
- Когда мы это будем делать? (Определение сроков работы.)
- Что у вас есть для выполнения предстоящей работы, что вы уже умеете делать?
- Чего у вас пока нет, чего вы еще не умеете делать, чему предстоит научиться?
V. Реализация плана.
Во внеурочной деятельности под руководством учителя каждая группа реализует намеченный план, корректирует его.
VI. Рефлексия.
Оценка своих достижений, чувств, эмоций, возникших в ходе и по окончании работы, чему научился, что узнал, какой опыт приобрел.
VII. Презентация.
Каждая группа подготовила презентацию, на которой показала результат своей работы, компетентность, приобретенную в процессе этой работы. (Ботаники представили кроссворд, зоологи – макеты пресноводного и соленого озера, географы – компьютерную презентацию, экологи разработали экологические знаки, энциклопедисты создали газету «Самое, самое, самое…».)