Цели урока.
Образовательные: - вывести формулу длины окружности, научиться применять ее при решении практических задач.
Воспитательные: - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога.
Развивающие: - развитие логического мышления, умения делать выводы, зрительной памяти, математически грамотной речи, сознательного восприятия учебного материала.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Вид урока: комбинированный, с элементами исследования.
Оборудование: для практической работы нитка, линейка, 5 круглых предметов (шарик, яблоко, тарелка, стакан, мячик, шайба, апельсин и т.д.), калькулятор, циркуль, карточки с таблицей, карточки-задания, экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Презентация в программе Microsoft Office Power Point 2000.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости получаемых знаний и умений; сообщение темы, целей урока.
3. Практическая работа. Выводы.
4. Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях, с целью формирования умений.
5. Элементы здоровьесберегающих технологий.
6. Самостоятельное выполнение учащимися заданий.
7. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости получаемых знаний и умений; сообщение учащимся цели предстоящей работы.
- Сегодня на уроке мы с вами попробуем догадаться, как измерять длину окружности и познакомимся с одним из удивительных чисел математики – числом , а также научимся применять полученную формулу при решении практических задач.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд №1)
- Прежде, чем мы приступим к нашей практической работе, давайте вспомним, что такое окружность, как она строится, что такое радиус и диаметр окружности. (Слайд №2)
Итак, сейчас каждый из вас в своей тетради должен будет построить чертеж под диктовку, а один ученик выполняет задание на доске.
Математический диктант.
- Построить окружность с центром в точке О произвольного радиуса.
- В этой окружности провести радиус ОВ.
- Построить хорду АС таким образом, чтобы она пересекала радиус ОВ.
- Построить диаметр АD.
- Измерить и записать длину радиуса ОВ.
- Измерить и записать длину диаметра АD.
- Измерить и записать длину хорды АС.
При проверке диктанта повторяются определения окружности, радиуса, хорды и диаметра. Как вычислить длину диаметра окружности, зная ее радиус?
Проблемный вопрос: как измерить длину построенной окружности?
Проблемная задача: чтобы определить диаметр ствола дерева, лесник берет веревку и измеряет длину окружности ствола дерева. Как вы думаете, почему он так поступает? Какая связь между длиной окружности и ее диаметром? (Слайд №3)
На этот вопрос мы сейчас и попробуем найти ответ.
3. Практическая работа. (Слайд № 4)
У каждого из вас имеются на столе круглые предметы, нитки, линейки и карточки с таблицей.
Измеряемый предмет |
Длина окружности, С, см |
Диаметр окружности, D, см |
Во сколько раз длина окружности больше, чем диаметр |
1. | |||
2. | |||
3 | |||
4. | |||
5. |
Берем первый предмет, измеряем его по окружности ниткой, затем распрямляем ее и измеряем линейкой. Результаты запишем в таблицу, с помощью калькулятора вычисляем, во сколько раз длина окружности больше длины диаметра и заполняем последний столбик, округляя результат до сотых долей. Аналогично ребята заполняют еще 4 строчки таблицы. На экране таблица тоже заполняется учителем.
Сравнивая результаты, учащиеся делают вывод: длина окружности приблизительно в 3,1 раза больше, чем ее диаметр, . (Слайд № 5)
Учитель: Длина окружности прямо пропорциональна длине ее диаметра. Поэтому для всех окружностей отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним и тем же числом. Его обозначают греческой буквой (читается: “пи”). Поэтому С= •D.
Так как диаметр окружности вдвое больше ее радиуса, то длина окружности с радиусом r равна 2r (Слайды № 6, 7)
Ребята, запишите эти две формулы в тетради, обведите их в рамочки.
Вы, наверное, заметили, что значения в последнем столбце таблицы отличаются друг от друга на несколько знаков после запятой. Более точные подсчеты показали, что с точностью до десятитысячных 3,1416. Если значение округлить до сотых, то получим значение 3,14, а если до единиц, получим 3. (Слайд № 8)
Историческая справка. (Слайды № 9-15)
4. Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях, с целью формирования умений.
а) Учитель. Вернемся к задаче про лесника. Так чему же равен диаметр ствола этого дерева? Является ли это число точным? (Cлайд №16)
б) Устно вычислить диаметры стволов деревьев-гигантов у их оснований: а) эвкалипта, длина окружности которого 25 м; б) мамонтова дерева длина окружности которого 32 м. (Слайд №17)
в) По учебнику № 847 одновременно 3 ученика выполняют на доске, остальные в тетрадях по вариантам: 1 вариант – r = 24 см, 2 вариант – r = 4,7 дм, 3 вариант – r = 18,5 м.
г) № 849 – комментировано, с записью в тетрадях.
д) № 851- самостоятельно с последующей проверкой. (Слайд №18)
5. Физкультминутка. (Упражнения для мышц шеи, для глаз)
6. Самостоятельное выполнение учащимися заданий.
На парте у каждого ученика карточки-задания. Используя формулу длины окружности, заполнить таблицу. Число 3.
Ф.И. Вариант 1 |
|||||||
R, см | 1 | 5 | 1,25 | ||||
D, см | 2,2 | 10,62 | |||||
C, см | 12 | 15,6 | |||||
Ф.И. Вариант 2 | |||||||
R, см | 2 | 10,6 | |||||
D, см | 1 | 12 | 15,6 | ||||
C, см | 5,1 | 36,3 |
Ребята обмениваются таблицами, взаимопроверка по готовым ответам, выставляют оценки. (Слайд № 19)
7. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Устно ответить на вопросы:
1) Чему равно отношение длины окружности к диаметру?
2) Назовите формулы для нахождения длины окружности.
3) Чему равно число ?
Оценки за урок выставляются после проверки работы с таблицами, учитывая, ответы тех учащихся, которые отвечали в течение урока.
8. Домашнее задание. № 868, 882, 887. (Слайд № 20)
Преподавание математики ведется по учебнику Н.Я.Виленкин и др. Математика 6, М.: Мнемозина, 2007.